Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество5 мая 2017 22:00

Элитная школа будет учить детей в "гараже"

Как в Чебоксарах наиболее ярко отразилась общероссийская проблема
Типичный класс школы 59.

Типичный класс школы 59.

Фото: Ольга АНДРЕЕВА

В конце апреля тихие Чебоксары сотряс мировой скандал. Началось с того, что в местной газете появился крошечный материал о том, как идет прием малышей в первые классы. Автор сухо сообщал, что в три лучшие школы столицы Чувашии пришло так много первоклассников, что администрации пришлось выделить деньги на переделку под классы школьных гаражей. Писать об успехах отечественного образования - дело скучное и неблагодарное. Новость решили освежить интригующим заголовком: «Чебоксарские первоклассники будут учиться в гараже».

Медийная волна против демографической

Темой заинтересовались соседи из Казани. Вскоре подтянулись Йошкар-Ола и Ижевск. Новость дошла до Москвы. В местное Управление образования стали названивать столичные журналисты. В Управлении растерялись. Начальник как назло уехал в срочную командировку. На хозяйстве осталась одна молоденькая девушка Оксана Замятина из пресс-службы.

А звонки сыпались один за другим. Звонили из местного отделения «Единой России», из Москвы, с Урала, с левого и правого берегов Волги. За несколько дней судьбой чебоксарских первоклассников озаботилась вся страна. Расчехлило шашки и начало ими махать «Радио свобода». На сайте издания появился душераздирающий репортаж под названием «В первый класс… в гараж». Фотографии демонстрировали обшарпанное одноэтажное строение с железными дверями и амбарными замками.

Теперь уже зарыдал весь мир. Образ чумазых чувашских первоклассников, читающих букварь, сидя на потертом колесе, встал над Европой, Азией, Северной и Южной Америкой и даже далеким черным континентом. Австралия слегка припоздала, но должна была вот-вот зарыдать. Наконец появился старый знакомый либеральный лейтмотив: «Россия тратит миллиарды на войну с Сирией, а бедных детей учат в гаражах!».

Страшные сны начали тревожить бедную Оксану из Управления чебоксарского образования. Переполненная Трафальгарская площадь, крики людей, задавленных полицией, сквозь клубы слезоточивого газа над толпой вздымаются плакаты: «Руки прочь от чебоксарских первоклашек!»… На этом месте Оксана просыпалась в холодном поту, кидалась к компьютеру читать комментарии и понимала - все это не сон.

Я отправилась в Чебоксары по заданию редакции. Как честный журналист я должна была вскрыть все язвы и сорвать все маски.

- Это недоразумение! – твердым голосом объявила пресс-секретарь Оксана. Губы ее слегка подрагивали. Если я готовилась срывать маски, то Оксана – бороться за справедливость. Возможно, именно так библейский Давид смотрел на страшного Голиафа. Во взгляде Оксаны была историческая правота, и я смутилась.

Мы стояли во дворе Чебоксарской школы №59, той самой, где первоклашек по версии разухабистых СМИ ожидал мрачный гараж.

Два дня назад в Чебоксарах некстати разразился погодный катаклизм – на почти расцветшие сады выпал снег, да так и остался лежать сугробами. ГБОУ СОШ №59 стоит в спальной постсоветской окраине. Нас с Оксаной окружал не Люксембургский сад. Сама школа была типовой и на Версаль не походила. Было пасмурно, холодно и мрачно. Только родители гуляющих малышей этого, казалось, не замечали. Дети бодро ковыряли совочками мокрый снег, а мамы бдительно следили за сухостью детских штанов.

- Боюсь ли я, что мой ребенок сюда не поступит? Да я не волнуюсь особенно, - пожимая плечами, говорила мне мама местного четырехлетки, - Наш район приписан к этой школе. Нас так и так возьмут.

- А то, что ребенок будет учиться в гараже – не беспокоит? – задаю я каверзные вопросы.

- В гараже? Первый раз слышу! - удивляется мама, - Что-то я в это не верю. Тут такая школа хорошая. Какие гаражи? Почему гаражи?

Шепоты и крики

Директор Ольга Федоровна Курмаева встречала нас в школьном холле. Если пресс-секретарь Оксана была похожа на молодого Давида, то Ольга Федоровна напоминала голубицу, защищающую птенцов от кошки. Кошкой-Голиафом в данном случае была я.

Директор школы №59 Ольга Курмаева с ученицей.

Директор школы №59 Ольга Курмаева с ученицей.

Фото: Ольга АНДРЕЕВА

- Это недоразумение! – ледяным голосом сообщила Ольга Федоровна и молча открутила рожок турникета, своей рукой пуская кошку в родное гнездо.

- В этом году мы приняли в первый класс 239 человек. Заявлений поступило больше – 272, - начинает свою повесть Ольга Федоровна, - Тем, кого мы не приняли, мы не отказали. Вдруг место освободится, кто-то передумает. Но заявления до сих пор продолжают поступать.

- На какое количество детей рассчитана школа? – сурово вопрошаю я.

Ольга Федоровна окончательно меняется в лице и переходит на сдавленный шепот.

За шепотом Ольги Федоровны скрывается проблема, знакомая сотням и тысячам школ страны, – перенаселение. Построенная в самом начале 90-х годов, школа №59 рассчитана на 1100 учеников. Сейчас здесь учится 1519 детей.

- В 2013 году у нас было пять первых классов, - говорит бледная Ольга Федоровна, - В 2014 и 2015 годах - шесть. В прошлом году семь. А в этом уже восемь.

Ольга Федоровна горестно вздыхает.

- А что мне делать? - разводит она руками, - Родители пишут заявление и я вынуждена принять ребенка. Когда я беру больше детей в школу, чем положено по нормам, я не столько с законом вступаю в конфликт, сколько с родителями. Одних приняли, а почему нас не приняли? Родители идут жаловаться в прокуратуру.

Но если Ольга Федоровна примет всех детей, ее оштрафует Роспотребнадзор. Если не примет – нагрянет прокуратура. Директор предпочитает получать тычки от Роспотребнадзора, но детей брать.

- Нас уже дважды штрафовали, - вздыхает она.

Несколько лет назад Минобраз поменял нормативы по численности учащихся в школах. Если раньше считали от класса – больше 25 человек в классе было нельзя, то теперь считают от метража. На одного ребенка в одном помещении должно приходиться не менее 2,5 кв м. Минобраз хотел как лучше, но получилось, как получилось. В типовых школах учеников в одном классе может быть всего 23-24 человека. Теперь школы намертво привязаны к своим квадратным метрам. Каждый лишний класс на вес золота. Детей все равно берут больше. Но если хоть один родитель пожалуется на тесноту, штраф школе обеспечен.

- В принципе я могу отказать, – почти стонет Ольга Федоровна, - Но как я откажу, если половина родителей в этой школе учились? Это все наши дети.

Казнить нельзя помиловать

Тем не менее законное право не принять ребенка остается за всеми директорами. Терпение Ольги Федоровны не резиновое, так же как и ее школа. Этот факт прекрасно известен всем родителям, что придает процессу оформления ребенка в школу особенную остроту.

В этом году подача заявлений в первые классы всех школ Чебоксар впервые проходила в режиме электронной записи. Регистрация родительских заявлений должна была начаться 31 января ровно в 9.00. Это утро для нескольких сотен родителей напоминало соревнование по скорости набора букв на клавиатуре.

- Я в этот момент ехала на работу, - рассказывает Катя, председатель Инициативного родительского комитета по приему в первый класс в школе №59, мама уже законного первоклассника.

- Дома за компьютером остался муж. Он заполнял заявление. И вот ровно в девять часов и три минуты он мне позвонил и сказал – все, заявление принято, мы 134-е.

Это значило, что папа набирал текст медленно. 133 родителя успели заполнить заявление быстрее.

Те же самые драмы разворачивались и в школе №61 и в 4-й гимназии. В 61-й школе ситуация с местами всегда была душераздирающе острой.

- Нашему микрорайону всего 25 лет, - рассказывает директор, Наталья Михайловна Гурьева, - Когда молодые семьи здесь начинали строить кооперативное жилье, родители нам сразу сказали – мы работаем, нам детьми заниматься некогда. Поэтому мы хотим, чтобы у нас была не просто школа, а образовательный центр. Чтобы дети там могли и учиться и развиваться. И вот тогда было решено построить нашу школу…

Проект для школы №61 выбирали учителя и родители. Школу вынашивал и лелеял весь микрорайон. Получилась она маленькой, но уютной. С бассейнами, спортивными залами, танцевальными, музыкальными и художественными классами. Согласно нормам САНПИНа в ней могут учиться всего 825 учеников. Но в первый же год работы школы учителя поняли, что желающих куда больше. Из положения вышли за счет второй смены. Теперь здесь учится 1630 человек.

- Мы стараемся рационально использовать площади, - объясняет Наталья Михайловна, - Пока у нас первая смена учится, вторая ходит на кружки. Потом вторая смена идет в классы, а первая на кружки.

В этом году собирались открывать всего пять первых классов, но народу набралось уже на семь. На сайте школы висит список из 125 счастливчиков, зачисленных в первый класс. Остальные, чуть меньше сотни, нервно ждут.

- А если вам родители предложат деньги, вы примете ребенка? – я упорно пытаюсь вывести директора на чистую воду.

- Деньги? Какие деньги? – не понимает Наталья Михайловна.

- Ну, это московский корреспондент имеет в виду взятку, - ласково объясняет Оксана из пресс-службы.

- А что я с этой взяткой буду делать? – снова не понимает Наталья Михайловна, - Я же на нее оборудование не смогу купить.

- Ну, в отпуск съездите в Турцию, - не унимаюсь я.

- Да вы что! – наконец до Натальи Михайловны доходит, - Я идиотка что ли? Я тут 20 лет директорствую и еще надеюсь поработать! Я в тюрьму не хочу.

В тюрьму героическая Наталья Михайловна, слава богу, не сядет, но закон все равно нарушит, за что сотня родителей низко поклонится ей в ноги.

- У меня на сайте висит список первоклассников из 125 человек – все по САНПИНам, - заговорщицки шепчет Наталья Михайловна, - Сейчас у нас будут проверка. Вот она пройдет, и я еще два класса приму.

Несколько слов о любви к детям

Весь масштаб демографической катастрофы обрисовался перед тремя чебоксарскими школами уже в начале февраля. Обычно школы ведут учет подрастающих детишек, прописанных по школьным районам. Поэтому при нормальном ходе вещей неожиданностей не бывает. Школа всегда знает, сколько детей собирается поступать к ней в первый класс. Но в этом году ситуация обострилась сразу двумя факторами. Один из них демографический. Согласно данным местного Управления образования, начиная с 2010 года, число учащихся упорно возрастает каждый год в среднем на 500 человек. Подтягивается то поколение малышей, которое у демографов уже получило название «дети материнского капитала» (тиичная для всей России ситуация). Пик рождаемости в Чебоксарах пришелся на 2010 год.

- Да мы же с 10-го года! - объясняет мама Катя, та самая, у которой муж печатал заявление целых три минуты, - Тогда все Чебоксары беременные ходили…

Но был в этой истории и другой нюанс. Дело в том, что согласно постановлению Минобра от 2012 года любая школа (что в Москве, что в Чебоксарах) обязана принять всех детей, живущих в районе, который относится к данному учебному заведению. Ни вступительных экзаменов, ни какого бы то ни было отбора быть не должно. Всеобуч, господа! Прием детей осуществляется просто по прописке. Но прописка вещь такая – сегодня ее нет, а завтра, глядишь, и она уже есть. Каждый родитель желает учить ребенка в хорошей школе. И если между его дитем и школой стоит какая-то бумажка с печатью, неужели он, родитель, так не любит собственного ребенка, что эту бумажку не добудет? В этом году чебоксарские родители любили своих малышей особенно сильно.

- Вот смотрите, - с яростным пафосом безвинной жертвы объясняет мне директор гимназии №4 Эльвира Петровна Казакова, – Год назад к нашей школе были приписаны два лишних дома. Ну, хорошо. Приписали и приписали. Осенью прошлого года мы эти дома обошли и выяснили, что в них прописаны всего 4 ребенка дошкольного возраста. Ну, мы в этом году и ждали, что из этих домов к нам придет 4 ребенка. А пришло 140 детей!

Эльвира Петровна драматически распахивает глаза.

- Вот откуда они взялись, скажите мне? Вот откуда? – она хватается за голову.

- А если…, - я пытаюсь утолить неизбывное горе директора.

- Не могу! – на лету подхватывает Эльвира Петровна, - Я же не имею права проверять подлинность их прописок! Я же не органы. Я же просто школа. Мне принесли бумажку – я должна принять!

Гаражи приходят на выручку

Когда перед школами во всей своей красе, встал роковой русский вопрос – что делать? - выбор был невелик – или отказать детям или изыскать возможности и принять. Последствия и того и другого шага были известны. Если не принять, родители пойдут в прокуратуру. Если принять – Роспотребнадзор оштрафует школу. Три директора трех чебоксарских школ оказались запертыми в трех соснах. С одной стороны - родители, с другой прокуратура, с третьей – Роскомнадзор.

- Я всех родителей успокаивала – не волнуйтесь, мы что-нибудь придумаем, - прижимая руки к груди, говорит Ольга Федоровна, - Всех ваших деточек возьмем.

Сначала школе №59 предложили использовать помещения двух других школ, в которых имелись свободные классы. Город был готов даже организовать доставку детей на автобусе до места учебы. Ехать было недалеко – всего-то минут двадцать. Но родители тут же заворчали – это как это? Мы хотим учиться в школе №59, а нас отправляют к черту на рога? Ольга Федоровна опять кинулась всех успокаивать.

Тут-то Управление образования и вспомнило про небольшое здание, стоящее в школьном дворе. Здание это по школьному проекту предназначалось для мастерских. В самом начале 90-х, когда школу только что построили, детей было много. В полном согласии с проектом в дворовой постройке шли уроки труда, стояли столярные станки, хранились доски. Потом детей стало меньше, и мастерские перенесли в школу. В маленьком здании устроили склад, а в одну комнату стали заводить школьный микроавтобус – что добру пропадать? С тех пор старые мастерские и стали называться гаражом.

А эти мастерские переоборудуют в классы.

А эти мастерские переоборудуют в классы.

Фото: Ольга АНДРЕЕВА

Ольга Федоровна вместе с главой Управления образования подумали, посмотрели, посчитали и решили – лучший выход из сложившейся ситуации проходит через гараж. Если вернуться к исходному школьному проекту и снова вернуть мастерские в гараж, то в здании школы освободится целых три аудитории под обычные классы и тогда - ура! – всех детей можно будет принять без конфликтов с Роспотребнадзором.

По тому же пути пошла и гимназия №4. Школу №61 спасла соседняя вечерняя школа, в которой удачно освободился целый этаж.

Администрация города Чебоксары щедро выделило девять миллионов на ремонт школьных гаражей и классов. В конце апреля и Администрация, и Управление, и директора с облегчением выдохнули – проблема с перенаселением школ наконец решилась. Город радостно отрапортовал об этом пресс-релизом. Местные журналисты, желая придать сюжету остроты, придумали звонкий заголовок про гаражи. И понеслось…

Скандальный гараж снаружи.

Скандальный гараж снаружи.

Фото: Ольга АНДРЕЕВА

Тот самый гараж, прославившийся на весь мир. Сейчас его готовят к ремонту.

Тот самый гараж, прославившийся на весь мир. Сейчас его готовят к ремонту.

Фото: Ольга АНДРЕЕВА

- Мне теперь как-то даже обидно, - качает головой Ольга Федоровна, - Мы так старались, перебирали варианты, пытались всем угодить. А получилось вон что – ославились на всю страну! Да если бы я знала, что так все обернется, я бы просто отказала родителям и все. Мне же легче было бы. Оставили бы свои пять первых классов и жили не тужили...

Нельзя быть красивой такой!

Все страдания трех чебоксарских школ происходят по одной простой причине – они лучшие школы в городе.

- У нас в Юго-Западном районе шесть школ, - с кокетливой скорбью в голосе говорит Наталья Михайловна, - Места-то есть! Мы родителей просим: идите в другие школы, вон их сколько. Но родители хотят только к нам. Нельзя быть красивой такой!

Все три школы входят в топ-500 лучших школ России. Победы в многочисленных конкурсах, участие во всех мало-мальски интересных школьных проектах, совместные обучающие программы с МГИМО и прочими ведущими вузами страны. Я уж не говорю об углубленном изучении языков, математики-физики и так далее и так далее и так далее. Во всех трех школах директора голубицами летают по коридорам и показывают свои сокровища.

- У нас дети получают возможности для всех видов дополнительного образования, - гордо рапортует Наталья Михайловна из 61-й, - Вот наши художественные классы. А вот наши музыкальные классы… А вот здесь работает наш танцевальный коллектив… А вот еще посмотрите… А вот…

Директор школы №61 Наталья Гурьева.

Директор школы №61 Наталья Гурьева.

Фото: Ольга АНДРЕЕВА

- Наша гимназия единственное в городе среднее учебное заведение, которое обеспечивает свободное владение двумя иностранными языками, - строго информирует Эльвира Петровна из 4-й гимназии.

- Нет уж, не отказывайтесь, пожалуйста! – раскрасневшаяся Ольга Федоровна тащит меня по лестницам, - Вот здесь у нас бассейн с двумя чашами. Вот здесь наша столовая, у нас своя кухня, мы все сами готовим. Недавно выиграли конкурс на лучшее школьное кафе. А вот наш медицинский центр… А вот наш сенсорный кабинет… А вот наш зал для показа 3-D фильмов. Да вы только посмотрите, как мы тут все устроили!

Школьная столовая школы №59, которая стала лучшей в городе.

Школьная столовая школы №59, которая стала лучшей в городе.

Фото: Ольга АНДРЕЕВА

Все три директора-матери показывают успехи своих детей. Заметим, любимых детей! И только попробуйте не восхититься, когда есть чем. Восхищаются родители и дети – и это та причина, почему теперь три самых лучших школы города Чебоксары стали самыми несчастными.

- Ну, мы же не виноваты, что мы создали такие школы, что к нам все хотят. Родители голосуют ногами, - говорит Ольга Федоровна и в ее голосе слышится победительное кокетство: все равно, что бы про них не плели СМИ, они – лучшие.

Ложка дегтя в счастливый финал

Во времена средневековья поэты определяли жанры своих произведений просто. Если история начиналась хорошо, а заканчивалась плохо, это была трагедия. Если наоборот - выходила комедия. Казалось бы, история с чебоксарскими гаражами – это комедия в чистом виде. Но ложку дегтя в наш счастливый финал добавить все-таки следует.

По прогнозам Росстата в ближайшие годы Россию ждет демографическое цунами. Собственно говоря, оно началось еще в конце нулевых, когда в стране был запущен проект материнского капитала. Первыми накрыло детские сады. Теперь волна докатилась до школ. Число первоклассников к 2025 году увеличится на 26,5% по сравнению с сегодняшним днем. Подстелить соломку заранее и упасть сразу на мягкое всегда трудно. Особенно если учесть, что демографической волне предшествовала демографическая яма. За отсутствием детей число школ естественным образом сокращалось. С 2013 по 2015 год только в одной Москве школ стало меньше на 628 штук. Теперь процесс срочно придется поворачивать в обратную сторону. Призрак чебоксарских гаражей будет висеть над родителями первоклашек все следующие 10 лет. Но больше всего от демографического катаклизма пострадают хорошие школы.

Библиотечная зона школы №59.

Библиотечная зона школы №59.

Фото: Ольга АНДРЕЕВА

Проблема хороших школ, в которые все хотят, существует далеко не только в Чебоксарах. По всей стране талантливые директора, сумевшие создать уникальные школьные коллективы, каждую весну становятся жертвами родительского гнева, штрафов и прочих неприятностей.

- Мы тоже переживаем коллапс, - жалуется Евгений Ямбург, создатель знаменитой московской школы №109, - Во-первых, я беру, как положено, всех, кто прописан по нашим адресам. Во-вторых, мы берем младших братьев и сестер тех, кто у нас уже учится. Мы не обязаны, но мы считаем, что так правильно и берем. Слава богу, все записываются по электронной очереди, и тут к нам не придерешься. Когда наступает коллапс? Когда я начинаю брать детей на дополнительные места. У меня в этом году 80 человек в резервном списке. Но троих я же за парту не посажу! Набрали пять классов, и все. В ситуации, когда дети не отбираются, это неизбежно. Понятно, что хорошие школы испытывают давление. Но что тут делать? Тут родителям надо объяснять: учителя ищите, а не школу. Нужна хорошая Марьванна, которая не убьет мотивацию к обучению. В регионах, конечно, сложнее. Вот я читаю, как родители костры жгут у школ, стоя с вечера в очереди на запись ребенка – ужасно! Но в Москве, слава богу, проблема решается. Создают образовательные комплексы. Слабенькие школы присоединяют к хорошим. У нас есть школы, которые и одного класса не набирают, а мы задыхаемся. И вот за счет маневров со зданиями, за счет слияний мы как-то это решаем. А в других регионах часто просто зданий не хватает. Денег-то нет ни у кого! И у нас нет. Я рад, что программа со строительством школ вошла в список приоритетных программ Правительства. И дай бог, чтобы эта программа сработала.

Во всей стране хорошие директора давно приглядываются к своим территориальным ресурсам – не завалялось ли где во дворе лишнего гаража, подсобки или еще чего, что соответствовало бы нормам САНПИНа. Впереди демографический взрыв и рост авторитета образования. Хорошим школам теперь гаражи нужны позарез.

ВЗГЛЯДС 6-ГО ЭТАЖА

Так и до класса «Я» дойдем

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

На самом деле за историей, рассказанной Ольгой Андреевой, можно увидеть не одну, а две проблемы. Первая в том, что не только в Чебоксарах, но и в Москве, в Краснодаре, в Воронеже, в Самаре (про эти я знаю точно, но, наверняка и в других городах) появляются первые классы с литерами «К», «Л» и даже «Ф». Про рекордные двадцать параллельных первых классов в Краснодаре «КП» недавно писала.

Причина проста – страна выбралась из демографической ямы. Каждый год в школы приходит все больше первоклашек, а, по прогнозу Росстата, к 2025 году у нас в школах будут учиться на 3,5 миллиона больше ребят, чем сейчас.

Поэтому с прошлого года у нас в стране начала работать правительственная программа по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях. Самая масштабная программа реконструкции изношенных и строительства новых школ за последние 40-50 лет! До 2025 года должно быть создано почти 7,4 миллиона новых учебных мест! (Программа учитывает и то, что к этому году не должно остаться в стране трехсменных и двухсменных школ).

С другой стороны, в таком притоке первых классов в некоторые, избранные школы виноваты, в первую очередь, местные органы управления образованием. Да, у нас сейчас составляется много рейтингов учебных заведений, и школ в том числе. И рейтинги эти нужны и для того, чтобы ориентировать родителей. Но вот вопрос – долго ли удержит пальму первенства школа, в которой количество классов растет в геометрической прогрессии? Хорошая, сильная школа – это прежде всего коллектив учителей-единомышленников, это традиции, это если ходите, своя педагогическая школа. Откуда такая школа внезапно возьмет еще 10-12 учителей младшей школы? Понятно, что это новые люди. Может быть опытные, квалифицированные – это покажет время. Но не факт, что с притоком новых педагогов хорошей, популярной школе удастся удержаться в первых строках рейтинга. Очень ведь скоро придется брать новых предметников для средних классов и тоже в большом количестве. А откуда? Переманивать из соседних школ?

Не вкладывать деньги в переоборудование гаражей в школьные классы должны были местные власти, а подтянуть другие окрестные школы до уровня передовиков (сейчас есть специальные программы для такой работы). Понятно, что это сложнее и по времени дольше, но другого пути нет. А еще рассказывать родителям, что другие учебные заведения не хуже и что в ближайшей перспективе и они попадут в число передовиков. Разговаривать с родителями, объяснять, что первые классы в других соседних школах тоже будут сильными. Неправильно вкладывать в три-четыре образцово-показательные школы, запуская оставшиеся. Там тоже наши дети учатся и они достойны (как и все ребята страны) получать хорошее, качественное образование.

Количество первоклассников в муниципальных школах страны с 2010 года и прогноз до 2025 года.

Количество первоклассников в муниципальных школах страны с 2010 года и прогноз до 2025 года.