Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество20 июня 2017 12:17

Исполкомы, Минобразования и РИКЗ - лебедь, рак и щука нашей школы

Как значительно улучшить уровень среднего образования
Во всех бедах учеников мы по привычке обвиняем Министерство образования

Во всех бедах учеников мы по привычке обвиняем Министерство образования

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Недавние заявления руководителей страны о необходимости привести в соответствие со школьной программой задания ЦТ сразу же породили вопросы об их чрезмерной сложности. Но все познается в сравнении. Для преподавателей, которые готовят абитуриентов к поступлению в вузы, уже давно не является секретом, что уровень сложности вступительных экзаменов в вузы по всем предметам школьной программы в Польше, России, Украине значительно выше, чем у нас, и разрыв только растет. В 2018 году в нашей стране впервые пройдет исследование уровня среднего образования (PISA). Выскажу предположение, что рейтинг Беларуси окажется значительно ниже, чем у наших соседей.

Одна из ключевых причин этого явления - абсурдная система, при которой школе и местным органам власти безразличны, по сути, результаты абитуриентов на ЦТ. Поясню: учредителем любой государственной школы является местный орган власти. Именно райисполком или горисполком назначает или снимает директора школы и выделяет деньги на работу школы. То есть школы в первую очередь подчиняются своему исполкому. Но вспомните хоть одно выступление или статью, где ответственность за низкие результаты школьников возлагалась бы на местные органы власти? Вот и я не помню! Во всех бедах учеников мы по привычке обвиняем Министерство образования. Да, именно оно отвечает за ужасные учебные программы и отвратительные учебники, но за противоестественный рост бессмысленной документации и, соответственно, обслуживающих ее работников, отвечают исполкомы. За назначение директоров, которым результаты обучения менее важны, чем заполнение многочисленных неинтересных и ненужных, а зачастую просто фейковых мероприятий, отвечает тоже исполком, а не Министерство образования. А значит, именно на местных органах власти в первую очередь лежит ответственность за низкое качество школьного образования!

На местных органах власти в первую очередь лежит ответственность за низкое качество школьного образования

На местных органах власти в первую очередь лежит ответственность за низкое качество школьного образования

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Министерство образования пытается снять с себя ответственность за происходящее. Правда, аргументы чиновников Минобра всех уровней больше похожи на жалкий лепет оправдания: школьные экзамены - это одно, а вступительные в вуз - это другое, школа не готовит к экзаменам, она готовит к жизни, школьная оценка демонстрирует знания, а результат ЦТ - это рейтинг, и тому подобная чиновничья галиматья. И это еще не все "аргументы"! Продолжаю: это не Минобр, это РИКЗ (Республиканский институт контроля знаний) проводит какие-то неадекватные экзамены, за результаты которых он сам и отвечает, поэтому по результатам ЦТ судить о работе Министерства образования нельзя, тем более что и форма, и содержание выпускных школьных экзаменов отличается от ЦТ.

Странно наблюдать, как РИКЗ всеми назначен козлом отпущения за грехи, которые он не совершал, не только руководителями страны, Министерством образования, но и обществом. Ладно простые обыватели, но и вполне себе образованные люди, являющиеся экспертами в различных областях нашей жизни, пишут разнообразную чушь о ЦТ: можно наугад натыкать на хороший результат, для получения высоких баллов не учат, а натаскивают, на экзамене надо посмотреть в глаза абитуриенту...

А что же у наших соседей? В России система управления школами устроена приблизительно как у нас. Но экзамены ЕГЭ у них единые, а значит, за результат экзамена отвечают и местные органы власти, и администрация школ, и учителя. Так как в ЕГЭ работы проверяются достаточно объективно и беспристрастно, то нельзя на кого-нибудь спихнуть вину за плохую работу школы. А значит, приходится местным властям шевелиться, конкурируя между собой за хороших учителей и толковых администраторов, создавая для школ более-менее нормальные условия работы. Плохие результаты на ЕГЭ учеников данной школы означает, что школа плохо работает, а значит, местные власти должны принять меры к исправлению ситуации. Низкие результаты в школах всего района неизбежно вызывают соответствующую реакцию в вышестоящих инстанциях и т. д. Поэтому для получения хорошего результата на ЕГЭ школьники учатся и в школе, и на курсах, и с репетиторами, а у нас школьники часто ждут, когда закончатся бессмысленные уроки или фейковые мероприятия, чтобы пойти на курсы и к репетиторам. Работа наших школ оценивается по какому-то бессмысленному рейтингу, в котором намешаны все показатели, включая посещение музеев и охват горячим питанием, кроме главного - объективные результаты учебы, а работа российских школ оценивается в первую очередь именно по этому главному показателю.

Уровень сложности вступительных экзаменов в вузы по всем предметам школьной программы в Польше, России, Украине значительно выше, чем у нас

Уровень сложности вступительных экзаменов в вузы по всем предметам школьной программы в Польше, России, Украине значительно выше, чем у нас

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Еще дальше пошли в Украине - независимые экзамены проводятся не только для выпускников школ, но и для всех учеников, которые закончили 9 классов. Это у нас экзамены за курс 9 классов, как правило, ничего не решающая профанация и фикция. А в Украине по результатам именно таких экзаменов определяется вид учебного заведения для продолжения образования в старших классах. Кроме того, обязательные экзамены сдают все ученики по окончании 4-го класса.

Почувствуйте разницу: российский или украинский школьник готовится только к одному экзамену по предмету, а у нас выпускной экзамен и ЦТ, например, по математике кардинально отличаются и формой, и содержанием, и оформлением, и темами заданий. Другой пример: русский или белорусский язык. ЦТ по языкам совсем не похожи на школьный экзамен (диктант или изложение). Раньше было по-другому: выпускной экзамен в школе - сочинение, вступительный в вуз - сочинение. Такая же история была с предметом «История»: и на выпускных, и на вступительных - устный экзамен. А сейчас в школе устный экзамен, а на ЦТ - своеобразный тест.

Кстати, и в России, и в Украине очень большое внимание уделяется тому, чтобы экзамены проходили честно: учеников тщательно осматривают перед началом экзамена с использованием детекторов и рамок (в Украине в этом году проходил даже контактный обыск, что привело к скандалам), используются разнообразные средства технического контроля во время экзаменов (например, в России во всех аудиториях работают камеры видеонаблюдения, а записи затем пересматривают на протяжении четырех месяцев). А в Украине абитуриенты узнают место, где они будут писать экзамен, незадолго до экзамена (выпускников могут посадить в автобус и повезти в другой город).

Я не идеализирую системы образования России и Украины, в них огромное количество сложных проблем, но правильно выстроенная система контроля и ответственности за уровень школьного образования неизбежно даст положительный эффект в ближайшем будущем. По крайней мере, в исследовании PISA - 2015 рейтинг России незначительно, но вырос, хотя раньше он только снижался. Я считаю, что мы должны не просто обратить внимание на позитивный опыт наших соседей, а радикально перестроить всю систему выпускных и вступительных экзаменов в нашей стране - это должен быть единый экзамен, который будет проводить независимый от местных органов власти институт. А пока наша школа разрывается между исполкомом и Министерством образования, которые тянут в разные стороны, как рак и щука, и не имеет возможности взлететь даже к ЦТ.