Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды8 июля 2017 19:40

Александр Яценко назван лучшим актером фестиваля в Карловых Варах

Жюри главного восточно-европейского кинофестиваля недооценило фильм Бориса Хлебникова «Аритмия»
Кадр из фильма "Аритмия".

Кадр из фильма "Аритмия".

Сразу хочу сказать, что самое слабое звено Карловарского фестиваля, вполне себе замечательного в этом году, - это невнятный состав жюри, состоявшего из пяти человек (в том числе монтажерши фильмов Софии Копполы), которых с трудом можно назвать большими авторитетами для киносообщества. Поэтому весь дальнейший призовой расклад - мнение сугубо этих пяти человек, самым заслуженным из которых является колумбийский режиссер Чиро Гуэрра. Жюри умудрилось отметить второстепенными и третьестепенными призами или не отметить вовсе то лучшее, что было в конкурсе. И особо выделило смехотворное, худшее и/или нафталин.

Главный приз отошел чехословацкой рыцарской драме Вацлава Кадрнки под названием «Маленький рыцарь»

Главный приз отошел чехословацкой рыцарской драме Вацлава Кадрнки под названием «Маленький рыцарь»

Главный приз, «Хрустальный глобус», отошел чехословацкой, прости Господи, рыцарской драме Вацлава Кадрнки под названием «Маленький рыцарь» (Little Crusader, по-чешски «Кржижачек»), напоминающей весь социалистический «артхаус» 1970-х годов вместе взятый. Это тягучее роуд-муви о безуспешных поисках рыцарем Боржеком (Карел Роден) своего малолетнего белокурого сына, отправившегося без спросу родителей в Иерусалим освобождать от мусульман Гроб Господень. Фильм-победитель крупного фестиваля сильно напоминает самопародийное видео, которое снимают о себе энтузиасты, переодевающиеся в рыцарские доспехи и рубящиеся на фанерных мечах на радость себе подобным.

Второй по значению спецприз жюри достался традиционной «психологической» драме «Мужчины не плачут».

Второй по значению спецприз жюри достался традиционной «психологической» драме «Мужчины не плачут».

Второй по значению спецприз жюри достался традиционной «психологической» драме «Мужчины не плачут» (Men Don’t Cry) боснийца Алена Дрлжевича - типичной продукции балканского разлива, в которой представители разных национальностей экс-Югославии в кабинете врача-психотерапевта пытаются избавиться от чувства вины и многолетних комплексов, проговаривая свои душевные раны и разыгрывая военные преступления. Разговорная драма застряла в прошлом так же, как ее герои, а ее заскорузлая формальная традиционность весьма удивительна для режиссера-дебютанта.

Сумбурная словацко-украинская криминально-семейная драма «Межа»

Сумбурная словацко-украинская криминально-семейная драма «Межа»

Сумбурная словацко-украинская криминально-семейная драма «Межа» (The Line) Петера Бебяка, повествующая о словацко же украинском криминальном бизнесе, испытавшем некоторые трудности в связи со вступлением Словакии в Шенгенскую зону в 2007 году, по неизвестным причинам удостоилась приза за режиссуру. Возможно, жюри впечатлили свойственные ей всполохи абсурдистского юмора - как, например, в сцене, где головорезы украинской мафии душат словацкую старушку на виду их босса, увлеченного лепкой пельменей.

Приз за лучшую женскую роль справедливо поделили между двумя актрисами - полькой Иовитой Будник и Элиан Умихире из Руанды. Они исполнили главные роли в картине «Птицы поют в Кигали» (Birds Are Singing in Kigali) Иоанны Кос-Краузе. По сюжету польский орнитолог помогает бежать в Европу молодой женщине из Руанды, где царит геноцид, - только за тем, чтобы потом вернуться вместе с ней в Африку - в поисках утраченного времени и улетевших птиц.

Еще одно правильное решение жюри: Александр Яценко назван лучшим актером за роль в «Аритмии», хотя фильм Бориса Хлебникова явно заслуживал большего - весь фестиваль он являлся лидером опроса критиков. Яценко сыграл в «Аритмии» свою лучшую на сегодняшний день роль, которую смело можно поставить в ряд лучших достижений российской киноактерской школы, где-то рядом с работами Олега Янковского в «Полетах во сне и наяву» и Олега Даля в «Отпуске в сентябре». Подарив нам (и как выясняется, не только «нам») радость и боль узнавания себя в экранном персонаже, Яценко создал абсолютно живой, состоящий из сотни разных человеческих черточек, плоти и крови образ нашего современника - человека одновременно и слабого, и сильного, традиционно для России «лишнего» и невероятно нужного ей здесь и сейчас.

Специальное упоминание жюри главного конкурса досталось «Главным новостям» (Breaking News) Юлии Ружиной - ещё одному румынскому фильму на тему моральных переживаний: главный герой, телерепортер, переживает смерть своего оператора после того, как на них обрушилась крыша во время прямого эфира с разрушенной фабрики. Ещё одно спецупоминание отошло американскому независимому фильму под названием "Сдачу оставьте себе" (Keep the Change) Рэйчел Израэл - трогательной романтической комедии, чьё действие разворачивается в кругу людей с аутизмом. Маленький этот фильм явно заслуживал много большего.

Cпецупоминание отошло американскому независимому фильму под названием "Сдачу оставьте себе"

Cпецупоминание отошло американскому независимому фильму под названием "Сдачу оставьте себе"

Жюри второго конкурса, «К востоку от Запада», наградило своим главным призом дебютную картину Александра Ханта со сложным названием «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» с участием Евгения Ткачука и Алексея Серебрякова, снятую на студии «ВГИК-дебют» Федора Попова и Владимира Малышева.