Премия Рунета-2020
Воронеж
+19°
Boom metrics
Общество18 сентября 2017 9:24

Зураб Соткилава: «Когда я был между небом и землей, врач сказал, я улыбался!»

Скончался известный артист, на гастролях в Воронеже год назад он рассказывал, за что выгнал бы больше половины певцов Большого театра и за что обожает Месси
Зураб Соткилава в Воронеже в 2016-м.

Зураб Соткилава в Воронеже в 2016-м.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Из столицы пришла печальная весть: на 81-м году жизни скончался Зураб Соткилава. Не просто солист Большого театра, покоривший Ла Скала, не просто Народный артист СССР - один из лучших теноров современности. Бархатный голос.

Он получил профессию в Тбилиси, стажировался в Милане, много лет пел в лучшем театре России, в последние годы преподавал в Московской консерватории. В 2015-м у него обнаружили злокачественную опухоль. Соткилава сделал операцию и продолжал жить активной жизнью – и пел, и учил других, по-прежнему болел за любимый футбол.

В 2016-м в Воронеже прошел один из первых концертов мэтра после страшного диагноза и реабилитации – полный зал в тысячу человек и восторг публики! Артист рассказал «Комсомолке» о своей технике «взращивания» вокалистов и о том, что его держало на этой земле.

В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ 60 ПРОЦЕНТОВ ПЕВЦОВ НЕ УМЕЮТ ПЕТЬ, А «ЗОЛОТАЯ МАСКА» - ПРОФАНАЦИЯ

- Я четко знаю, что такое голос, кто такой певец. Я это вижу на 100 процентов. Я в учениках всегда ищу зернышко, чтобы потом из него выросло, зацвело все лучшее. Так я и учу, и рассматриваю певцов. Даже плохих людей. Даю им шанс вести себя по-другому. Это идет из грузинских застолий: тамада хвалит человека, даже не зная его. Это аванс. И побуждение к тому, чтобы ты таким стал. В итоге тот, кого хвалят, протрезвеет и подумает: как меня хвалили, сколько во мне хорошего, надо по-другому жить, лучше. В этом смысле грузинским застольям нет цены, - признался мэтр.

- Как вы относитесь к тому, что сейчас оперный певец должен свободно двигаться на сцене, танцевать?

- Это тенденция: сейчас оперные театры стали режиссерскими. Режиссерам наплевать, кто как поет. Они просто не понимают. Им главное, чтобы артист двигался и смотрелся хорошо со сцены. О некоторых режиссерах говорят, что они великие, а я не понимаю, почему их превозносят: такое впечатление, что они музыку вообще не знают. Яркий пример – «Князь Игорь» в Большом театре. В спектакле убрали самые лучшие моменты – арию, дуэль, на которые и приходили зрители. Вот когда театры были дирижерскими, профессионалы смотрели больше на то, как артист поет… Знаете, знаменитый случай: когда Станиславский ставил спектакль, и заставлял бегать своих артистов по сцене, один из них возмутился, мол, почему мы не поем, а бегаем только, вот итальянцы стоят и поют. А Станиславский ответил: спой как итальянец, тоже не будешь бегать, будешь петь!... Я когда пришел в Большой театр, про меня сказали: оставьте его в покое, пусть он только поет… Опера должна оставаться оперой. Я ученик Бориса Покровского, который считал, что образ надо создавать звуком. Палитра звуков - богатство, которое в человеке есть, выходит через наш голосовой аппарат. Я болею за театр. Если бы меня послушали, я бы в Большом театре разогнал больше 60 процентов певцов… Вот меня в «Золотую маску» поставили в жюри. Я посмотрел спектакли и… ушел. Так они, чтобы не показать, что от них уходят члены жюри из жюри, заставили меня написать, что я не могу принимать участие из-за болезни и занятости. Ерунда такая. На самом деле – очень низкий уровень…. Я сидел еще на первом заседании «Золотой маски», когда премия была создана. Ее изначально придумали, чтобы повысить уровень и поддержать периферийные оперные театры. А сейчас премию получает тот, кто даст помещение. Профанация.

МОЛОДЕЖИ ЛЕНЬ УЧИТЬСЯ ОПЕРЕ, ОНИ ХОТЯТ ЗА ТРИ МЕСЯЦА ЗАРАБОТАТЬ НА ЭСТРАДЕ

- Если для певца главное – звук, почему сейчас их не слышно с последнего ряда? Вот вас было слышно. А другим подзвучку ставят…

- Это дело техники. Школы, которая умирает. А если сейчас еще будут театры на контрактной основе, и в основном станут приглашать петь иностранцев, из-за этого начнут умирать консерватории и музыкальные училища, которые готовят певцов. Это будет катастрофа для учебных заведений России. Кто-то наживается на этом. Сейчас эти вузы дают певцов, которые заполняют все театры не только нашей страны, но и всех театров мира. В Метрополитен-опера, итальянских, французских, немецких театрах полно русских и из Советского Союза певцов - еще старой школы. Меня спрашивают, почему нет в Италии певцов?

- И почему?

- Взять молодого певца. Ему надо девять лет проучиться, чтобы стать тенором хорошим. А вдруг он смазливый, красивый мальчик, поет какую-то удачную мелодию. И начинает этим легко зарабатывать деньги. Для этого нужно три месяца! Не надо столько лет горбатиться, когда еще неизвестно, получится из него что-то или нет. Хитрая молодежь идет по легкому пути. Никто не хочет тратить время. Раньше учеба была удовольствием, сейчас… Боюсь, такие дети, которые стремятся получить мастерство, остались только в моем классе…

- Вы сказали, тенор – самый трудный голос. И тут важно еще иметь полетный звук, чтобы зрители слышали с галерки. А как этого достичь? Это от природы дается или это техника все-таки?

- Для этого надо заниматься. Все это достигается вокальной техникой. У всех великих певцов она есть. Для меня образец – советский певец, тенор Владимир Атлантов. После него подобных не было.

Зураб Соткилава в Воронеже в 2016-м.

Зураб Соткилава в Воронеже в 2016-м.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ПОЧТИ НИКТО ИЗ ЗВЕЗД ШОУ-БИЗНЕСА НЕ ПОЕТ ЖИВЬЕМ

- Надо беречь голос? Как его сохранять?

- Как бы ни был певец одарен богом, если он не работает над техникой, он останется без голоса, в конце концов. У итальянцев есть хорошая поговорка: до 39 лет тебе Бог дает голос, а если ты потом не научишься им управлять, он у тебя его отнимет. Надо каждый день петь. В день два раза или даже три. Это как спорт. У меня в учебном заведении ученица, девочка 20 лет, - безголосая пришла. И я решил попробовать поработать над ее техникой. За три года она поднялась, и идет к тому, чего я хочу от нее добиться. И она будет петь!

- А как насчет мороженого? Холодное вредно или нет?

- Если будете его кушать – ангину получите. У певца горло нагрето, натружено. А чем больше труда, тем иммунитет слабее. Сразу заболеваешь. Вот я летом мороженое кушаю, ничего со мной не бывает. А если во время работы – тут же фолликулярная ангина.

- Вы на сцене воду пьете. А звезды эстрады говорят: перед концертом коньячку надо – связки разогреть.

- Смех! Какие связки? Никто из них не поет. Я с ними часто участвую в концертах, они смеются, когда я распеваюсь: «Он что, правда, будет петь? Правда распевается?». Они же фанеру заряжают, у них нюанс один: чем громче - тем лучше.

Зураб Соткилава в Воронеже в 2016-м.

Зураб Соткилава в Воронеже в 2016-м.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ИГРАЮ С ВНУКАМИ В ФУТБОЛ И БОЛЕЮ ЗА МЕССИ

- У вас 12 марта был день рождения. За плечами большой жизненный путь (на тот момент Зурабу Лаврентьевичу исполнилось 79, - ред.). Подводите итоги: что удалось, что еще успеть сделать?

- Надо успеть то, что делаю, сделать до конца. Все доделывать до конца. В чем прелесть искусства? Ни один исполнитель не достиг того, что изначально задумал автор. Никогда! Композитор всегда умнее! Его исправлять - не наше дело. Особенно тех режиссеров, которые вмешиваются. Это смех.

- Что вам помогает преодолевать жизненные невзгоды? Есть секрет?

- Есть. Когда мне было очень трудно, когда я был между небом и землей (Соткилава имел в виду прошедшую в Германии операцию, - ред.), я все время вспоминал лица людей, которых я люблю. Это внуки, моя семья. Вот эта моя влюбленность в них, эти лица заставляли меня улыбаться, хотя я был почти без сознания. Врач говорил: ты все время улыбался!

- Дети и внуки ваши поют?

- Никто не поет. Голос есть, но пением заниматься не хотят. Говорят: хватит нам одного певца. Хотя добавился у нас один вокалист высочайшего уровня – грузинский тенор, зять мой, младшей дочки муж. И они такого мне подарили внука! Леванчик! Гроза! Мне из «Ералаша» звонили: «Дайте нам его!». А как? Он в Испании живет.

- Чему вы по жизни внуков учите?

- Ничему. Я с ними играю в футбол, боксирую. Леванчик сейчас увлекся компьютерами. Ему так мало лет лет, а он в нем лучше меня понимает. Фамилию свою пишет, девочек там находит, подруг. Разговаривает с ними. Я сижу обалдевший: откуда он все это знает?

- Вы же раньше сами профессионально играли в футбол, были капитаном молодежной сборной Грузии. Сейчас смотрите игры?

- Смотрю, на днях была игра – такая ненормальная! «Барселона» с «Арсеналом» играла. Это что-то! Бог был на поле – Месси. Испанцы выиграли у англичан. Я болею за Месси и его команду. Такой команды не было никогда, и я думаю, уже не будет. Очень жаль, если они ее распродадут...