Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Звезды29 сентября 2017 23:00

Русские снова в Египте: пока только русские фильмы

На фестивале в Эль Гуне один из призов завоевала «Аритмия» Бориса Хлебникова
"Оскобление" (The Insult) Зиада Дуэри

"Оскобление" (The Insult) Зиада Дуэри

Фото: кадр из фильма

Первый международный кинофестиваль в курортном египетском местечке Эль Гуна закончился ощутимой победой русского оружия (стиль «милитари» сейчас в моде) - тем более важной в городе, мечтающем о скорейшем возвращении российских туристов. Бронзовую «Звезду Эль Гуны» жюри конкурса полнометражного кино отдало «Аритмии» Бориса Хлебникова, а в конкурсе короткометражном серебряную «Звезду…» присудили всепобеждающему «Лалай-балалаю» Руслана Братова - чисто российский, казалось бы, анекдот оказался совершенно универсальным. К обоим призам прилагаются солидные суммы денежного вознаграждения (деньги здесь прилагают ко всем призам, и общая призовая сумма впечатляет - 200 тысяч долларов, такого больше нет нигде в мире).

Серебряная «Звезда Эль Гуны» не могла не достаться одному из наиболее успешных фильмов предъоскаровского сезона - ливанскому "Оскоблению" (The Insult) Зиада Дуэри, энергичному политическому анекдоту о том, как бытовая ссора представителей разных религий на опасно тесном коммунальном пятачке, разогретом стравливающей людей пропагандой, оборачивается настоящей полномасштабной войной. Не нужно объяснять насколько актуальна эта история, причем не только на Ближнем Востоке.

«Ужасная мать» (Scary Mother).

«Ужасная мать» (Scary Mother).

Фото: кадр из фильма

Золотая же «Звезда…» довольно неожиданно (поскольку в конкурсе участвовал, например, фильм Аки Каурисмяки) уплыла в руки молодого грузинского режиссера Аны Урушадзе «Ужасная мать» (Scary Mother). Картина, названная лучшим дебютом на фестивале в Локарно и уже выдвинутая Грузией на соискание «Оскара», - трагикомическая история эмансипации и творческого раскрепощения немолодой женщины, не желающей мириться с набившей оскомину функцией доброй матери и хорошей жены. Еще одна весьма актуальная тема, причем не только для восточных стран.

«Волюбилис» Фаузи Бенсаиди

«Волюбилис» Фаузи Бенсаиди

Фото: кадр из фильма

Приз за лучшую мужскую роль получил харизматичный мексиканский актер Даниэль Хименес Качо, сыгравший в фильме модной в прошлых киносезонах аргентинки Лукресии Мартель «Зама» - медитативном повествовании о колониальных буднях испанцев в Южной Америке в конце 18-го века. Соответствующий женский приз отошел молодой марокканке Наде Кунда за главную роль в социальной мелодраме «Волюбилис» Фаузи Бенсаиди - о страданиях юной бедняцкой семейной пары в мире, где у одних все, а у других ничего.

"Госпожа Фенг"

"Госпожа Фенг"

Фото: кадр из фильма

Жюри конкурса документальных фильмов, в котором заседала программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева, распределило три своих «Звезды» следующим образом: бронзовая отошла минималистской китайской «Госпоже Фан» Ван Бина - бытовой хронике умирания, серебряная - избыточному эксперименту «Сера и слава», снятому в Мексике македонцем Виктором Яковлеским, и золотая - публицистическому хиту «Я вам не негр» Рауля Пека, посвященному расизму как краеугольному камню, на котором зиждется американское общество.

Лучшим арабским фильмом названа египетская «Фотокопия» (Photocopy) Тамера Ашри - сиропная мелодрама о пожилом владельце ксерокса, вынужденном приспосабливаться к новым временам компьютеров и интернета.

Член жюри документальных фильмов Ситора Алиева, режиссёр фильма "Оскорбление" Зиад Дуэри и Стас Тыркин

Член жюри документальных фильмов Ситора Алиева, режиссёр фильма "Оскорбление" Зиад Дуэри и Стас Тыркин

В целом, инаугурационный фестиваль в одном из самых буржуазных египетских городов, проведенный под началом уважаемого в киномире эксперта по кинематографу арабских стран Интишаля Аль-Тимими, показал впечатляющий - особенно для первого раза - уровень программирования и организации. Эль Гуне пока не хватает зрителей и фестивальной атмосферы (но ее не хватает и фестивалям с несравненно более длинной историей, например, в нашей стране) - нельзя сказать, что у местной и курортной публики есть большое желание смотреть фестивальное кино. Но то, что у самого Египта есть огромное желание интегрироваться в большой «цивилизованный мир» - посредством кинематографа или как-то еще - фестиваль продемонстрировал совершенно отчетливо. Не в последней степени решение о создании нового фестиваля в Египте связано с резким падением туристической привлекательности страны в связи с серией терактов, и в первую очередь трагедией с российским пассажирским самолетом. С точки зрения безопасности гостей фестиваль был организован действительно по высшему классу.