Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество25 декабря 2017 11:30

15 интересных фактов об истории Тимирязевской академии

О них нашему корреспонденту рассказал библиотекарь вуза Татьяна Прокофьева. (Часть 1)

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ФАКТ1. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

Об этом мало, кто знает, но открытие Тимирязевской академии в Москве стало следствием отмены в 1861 году крепостного права. Стране срочно понадобились грамотные сельхозпроизводители. Вернее, они требовались и ранее, но никогда еще вопрос не стоял так остро, как после проведения реформы.

Итак, 27 октября 1865 года в свет вышел устав Петровской земледельческой и лесной академии. В нем значилось, что создание учебного заведения необходимо «для распространения сведений по сельскому хозяйству и лесоводству». Создателями главного вуза страны стали директор академии, доктор ботаники Николай Иванович Железнов и профессор химии, русский химик-технолог Павел Антонович Ильенков.

На фото слева направо: Первый и второй уставы Петровской земледельческой Академии.

На фото слева направо: Первый и второй уставы Петровской земледельческой Академии.

ФАКТ 2. ОТПЕВАНИЕ ЛУГОВОДСТВА

Чему учили будущих аграриев? Сельскому хозяйству, скотоводству, ветеринарному делу, лесоводству, строительству, а также химии, ботанике, зоологии, минералогии и богословию. В расписании был такой предмет как геогнозия - изучение горных пород или историческая геология. Одним словом, учебный план был весьма обширным. Первых слушателей, а их было около 400 человек, набирали на два отделения - сельскохозяйственное и лесное.

В отделе редкой книги и рукописей Центральной научной библиотеки имени Николая Ивановича Железнов хранится немало раритетов, в том числе и академическая литература ХIХ века. И среди прочего в архиве есть любопытный документ. Но для начала немного предыстории.

- Устав Петровской академии был очень демократичным, потому что в академию принимались люди всех сословий, без ограничений возраста, - рассказывает библиотекарь Татьяна Прокофьева. - Но мы обнаружили один документ, который нас очень удивил.

Библиотекарь Татьяна Прокофьева.

Библиотекарь Татьяна Прокофьева.

Было время, когда студенты будущей Тимирязевки, а тогда Петровки, делали свой журнал «Артишоки и миндаль». И была там рубрика «Ужасы Петровки». Вот, например, один из ужасов: «После продолжительной и тяжелой агонии тихо скончалась надежда попасть на курсы луговодства. Вынос тела ежедневно из департамента земледелия. Отпевание в аудитории номер 17».

- Мы заинтересовались, что же это такое были курсы луговодства? - продолжает Татьяна Прокофьева. - Оказывается, существовало положение от 1912 года программы курсов департамента земледелия при Московском сельскохозяйственном институте для подготовки специалистов по луговодству. И оно гласило, что, «во-первых, что курсы содержатся на средства департамента земледелия». Во-вторых, «на курсы принимается ежегодно не свыше 20-ти лиц русских подданных, получивших высшее образование в сельскохозяйственных учебных заведениях, естественных факультетах императорских факультетах императорских университетов, преимущественно по агрономической группе или Императорском лесном институте». И еще всякие примечания, говорящие о том, как много было препонов для поступления на эти курсы. Очевидно, поэтому студенты и решили пройтись по луговодству в своем журнале.

«Ужасы Петровки» о строгих правилах зачисления на курсы луговодства.

«Ужасы Петровки» о строгих правилах зачисления на курсы луговодства.

ФАКТ 3. САД ШРЕДЕРА

Лесному образование в Петровской академии уделяли особое внимание. В 1870 году на территории был открыт Дендрологический сад, в котором было представлено большинство хвойных пород. Его основатель - Рихард Шредер. Он родился в Дании в 1822 году. В конце 1840-х приехал жить в Россию и был главным садовником Петровской сельскохозяйственной академии. Помимо дендрологического сада, датчанин заложил питомник и карликовый плодовый сад-огород. Заслуги Шредера были настолько выдающимися, что еще при жизни сад получил его имя и носит его до сих пор. Но это не единственная память об ученом. Знаменитая лиственничная аллея тоже была заложена им.

Шредер руководил садом в течение 40 лет. Умер ученый в 1903 году. В 1899 году Шредер опубликовал «Указатель растений Дендрологического сада Московского Сельскохозяйственного института». Всего получилось 1038 видов различных видов и их гибридов.

«Большой интерес в саду представляют многочисленные экзоты, особенно те из них, которые не только успешно растут, но и плодоносят, - написано на сайте Дендросада. - Из североамериканских растений это дугласия (лжетсуга) Мензиса, тсуга канадская, туи западная и складчатая, лириодендрон тюльпановый, халезия горная, орехи серый и черный, конские каштаны красный и гладкий, робиния лжеакация, черемухи виргинская, поздняя, пенсильванская и др.; из восточноазиатских — кипарисовик горохоплодный, микробиота, кедр корейский, пихты цельнолистная, корейская, белокорая, магнолии кобус и Зибольда, орех Зибольда, багряник японский, вишня сахалинская, катальпа яйцевидная, кирказон маньчжурский, трехкрыльник Регеля, калопанакс семилопастный, абрикос маньчжурский, актинидии острая и коломикта, лимонник китайский, бархат амурский, маакия амурская и др».

Согласитесь, впечатляет? А еще на территории сада есть альпийская горка, которая, как говорят специалисты, имеет высокую художественную ценность.

Ученый Рихард Шредер создал парк, который до сих пор является гордостью Тимирязевки.

Ученый Рихард Шредер создал парк, который до сих пор является гордостью Тимирязевки.

ФАКТ 4. О ПЕРВЫХ СТУДЕНТАХ

Много любопытных фактов об академии изложено в книге заведующего кафедрой истории Тимирязевки, доктора исторических наук Александра Оришева «РГАУ-МСХА имени Тимирязева: Университетские легенды».

Например, по правилам приема в Петровку нельзя было брать женщин, женатых мужчин и евреев. Считалось, что женатые не смогут полноценно учиться из-за забот о семье, женщинам вообще не полагалось быть учеными, а евреев боялись из-за революционного духа.

В 1869 году в академию поступил первый иностранец (в нынешние времена их учится немало). Им был уроженец Сербии Любомир Беркович.

Был среди студентов Петровки и писатель Владимир Короленко. Он вспоминает о том, как однажды голодный волк утащил со двора академии собаку. А вообще волков в ту пору хватало, они часто перебегали дорогу, бегущим на учебу студентам.

К слову, Владимир Галактионович так и не окончил академию. Его исключили. Вот, что пишет об этом в своей книге Александр Оришев*: «В 1876 году Короленко вместе со своими товарищами возглавил акцию протеста против порядков, существовавших в вузе. Он подписал адрес с перечислением притеснений, которым, по его мнению, подвергались студенты, и вручил директору. Тот сообщил об этом в Петербург, оттуда вскоре прибыл товарищ (заместитель) министра государственных имуществ князь Ливен. После бурных дебатов было объявлено об исключении трех зачинщиков, которых потом выслали из Москвы».

Владимир Короленко был одним из первых студентов Тимирязевки.

Владимир Короленко был одним из первых студентов Тимирязевки.

ФАКТ 5. ПЕТРОВКА И ДОСТОЕВСКИЙ

Этот случай стал основой знаменитого романа «Бесы». На территории академического парка был убит студент Иван Иванов. Расправились с ним участники революционной группы «Народная расправа», которую организавал Сергей Нечаев.

Иванов тоже был сторонником «народников». Но в какой-то момент отказался распространять среди студентов листовки революционного содержания. «Руководитель группы Сергей Нечаев терпеть не мог непослушания и отдал приказ расправиться с непокорным, - пишет Александр Оришев. - Того заманили в грот, пытались безуспешно задушить, после чего в ход был пущен пистолет. Смертельный выстрел произвел лично Нечаев. Отдадим должное следствию: преступление было раскрыто буквально в считанные дни. Скрываясь, Нечаев допустил оплошность, он потерял свою шапку и в темноте и надел шапку И. Иванова, это и стало уликой».

Во время написания романа Федор Достоевский приезжал в Тимирязевку, внимательно изучал территорию, чтобы более точно изложить ситуацию в своем произведении.

Скорее всего, в этом парке случилось убийство, ставшее основой для романа «Бесы».

Скорее всего, в этом парке случилось убийство, ставшее основой для романа «Бесы».

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ФАКТ 6. МОСКОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

К 1890 году студенческие волнения достигли пика. Почти половина слушателей участвовали протестных волнениях. И тогда царские власти решили закрыть академию. Это был конец истории Петровки, и начало летописи нового вуза Московского сельскохозяйственного института, который был создан в 1894 году.

Руководство вузу сразу «закрутило гайки» студентам. Жестко карались разные собрания, сходки, коллективные прошения и денежные сборы. «Студентам запрещали принимать участие в тайных обществах, кружках, землячествах, «хотя бы не имеющих преступной цели», учреждать особые библиотеки, читальни, вспомогательные кассы и т.п» (А.Б.Оришев).

Интересно, что начало учебы приходилось на январь, а летом учащиеся выходили на работу в поле.

ФАКТ 7. 1905 ГОД И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

В 1905 году революционное настроение захватило многих учащихся. Сельхозинститут не стал исключением. Студенты учились стрелять, печатали листовки и прокламации, распространяли их по всей Москве. К концу года начались стычки между мятежниками и полицейскими. Тогда же в институте был проведен обыск. Об этом есть сведения в записке совета вуза:

«23 декабря в Петровское-Разумовское прибыли из Москвы драгуны, солдаты Екатеринославского полка, полицейские чипы, артиллерийская часть с пушками, и кроме того, много лиц неизвестных профессий в штатском платье. Вся институтская усадьба была оцеплена войсками, привезенные орудия были поставлены против главного здания, и здания студенческого общежития и приступлено было к повальному обыску во всех учебных и жилых помещениях института».

Любопытно, что после волнений 1905 года в институт стали принимать евреев и женатых, которым ранее запрещено было учиться здесь. Очевидно, руководство вуза пошло на эти либеральные меры для того, чтобы ослабить революционный дух. А еще учащимся разрешили вступать в брак, что ранее тоже воспрещалось.

Но и это еще не все. Спустя три года в институт начали принимать и женщин. Правда, не на основные факультеты, а на специально созданные для них «Голицынские сельскохозяйственные курсы». От желающих учиться отбоя не было. По сведениям историка Александра Оришева, первый прием составил 62 человека. В 1915 году было принято уже 200 слушательниц, а желавших поступить на курсы было 910 человек. Общее же число студенток достигало 1500».

Студенческий журнал «Артишоки и миндаль».

Студенческий журнал «Артишоки и миндаль».

ФАКТ 8. ТИМИРЯЗЕВКА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

16 сотрудников института не вернулись с этой войны домой. Среди них сын выдающегося русского агронома, ученого Алексея Фортунатова.

Вот еще интересные факты, описанные в книге Александра Оришева. «В годы войны в лаборатории Московского сельскохозяйственного института велся поиск методов синтеза лекарственных веществ, в частности был разработан метод производства новокаина».

«В 1916 году русские войска в ходе успешного наступления заняли северо-восточные земли Персии. Однако ее солдат и офицеров настигла неизвестная болезнь: кружилась голова, сводили судороги, бойцы теряли сознание… Предположительно эта болезнь была вызвана употреблением в пищу местного хлеба. Следовало срочно принять меры, и министерство земледелия обратилось к выпускнику Московского сельскохозяйственного института Николаю Вавилову, к тому времени уже опытному агроному. Ученый выяснил, что причиной заболеваний действительно был «пьяный хлеб»: пшеница в северной части Персии оказалась заражена ядовитым растением плевелом. Это растение при попадании в пищу может вызвать отравления не только крупного рогатого скота, но и человека. Вавилов представил командованию записку, в которой рекомендовал не делать закупки зерна и муки в северных районах Персии. Армия была спасена».

ФАКТ 9. НАДЕЖДА ПРИЕХАЛА

Надежда Крупская посетила Тимирязевскую академию в 1924 году. Ее пригласили студенты для выступления. И вот как это было. «Надежда Константиновна приехала и произнесла зажигательную речь в Большой химической аудитории. Она сказала: «Вы едете на сельскохозяйственные предприятия, чтобы набраться опыта в работе, в то же время все должны помнить, что вы обязаны вести культурную работу среди сельского населения. В деревнях сейчас организуются избы-читальни, сельскохозяйственные кружки. И я надеюсь, что вы активно включитесь в это народно-просветительное мероприятие».

Слушать выступление Крупской собрались студенты, преподаватели, даже окрестные крестьяне. Самая большая академическая аудитория была переполнена, заняты все проходы, лестницы, ведущие в аудиторию, вестибюль, и даже на улице при входе в корпус стояла огромная толпа. Выступление Крупской передавалось на улицу через окно с помощью рупора. Оно неоднократно прерывалось аплодисментами, а когда закончилось, то были такие овации, что казалось, толстые стены «Химички» не выдержат и рухнут. Когда Надежда Константиновна должна была выходить из аудитории, студенты посадили ее в кресло и так вынесли на улицу».

Надежда Крупская приезжала в Тимирязевку по просьбе самих студентов.

Надежда Крупская приезжала в Тимирязевку по просьбе самих студентов.

ФАКТ 10. СОН В РУКУ

В первые годы становления советской власти руководство вуза экспериментировало, внедряя новые методы обучения студентов. Один из них пришелся бы по душе и нынешней молодежи. Это обучение во сне. «В тимирязевском музее сохранилась фотография, на которой ребята спят, а знаменитый профессор Тулайков, объявленный позже «врагом народа», читает им учебник».

Эксперимент со сном прямо на лекции.

Эксперимент со сном прямо на лекции.

ФАКТ 11. АРЕСТ СВЯЩЕННИКА

Еще в XIX веке при академии был открыт храм во имя святых апостолов Петра и Павла. С 1911 году его настоятелем был отец Иоанн Артоболевский, педагог, ученый-историк, будущий священномученик.

В 1922 году отца Иоанна арестовали. «В одно из воскресений Великого поста священник Иоанн Артоболевский прочел послание Патриарха Тихона. Этот поступок был расценен властями как контрреволюционная агитация. Вскоре было принято решение выслать священника за границу. Причем Артоболевский должен был покинуть родину самостоятельно. Отца Иоанна освободили, но уже через несколько дней последовал новый арест. Состоялся суд, священника приговорили к трем годам лишения свободы, а затем вновь отпустили. Однако в 1933 году власти вспомнили об отце Иоанне вновь. Он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Он был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой».

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

ФАКТ 12. ТИМИРЯЗЕВКА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В июне-июле 1941-го из Тимирязевки ушли на фронт более 500 человек, 200 из них были призваны, еще 300 стали добровольцами. Кто-то вошел в состав истребительных батальонов, кто-то работал на строительстве оборонительных сооружений и противотанковых рвов под Москвой.

Когда враг слишком близко подошел к столице, институт, как и многие другие предприятия столицы, решено было эвакуировать. Тимирязевке дали всего 24 часа на сбор. Вузу предстояло отправиться в Самарканд.

«Утром 16 октября во дворе между жилыми профессорскими корпусами, куда были поданы грузовики для перевозки людей и вещей на вокзал, можно было наблюдать тяжелую картину. Ходило много слухов, но толком никто ничего не знал. Многих эвакуация застала врасплох. Вещи не были подготовлены и наспех собирались всю ночь. Вывезенные на перрон вокзала преподаватели с семьями и студенты двое суток просидели на вещах, ожидая железнодорожного состава».

Бытовые условия жизни в Самарканде были не из легких. Катастрофически не хватало продуктов, которые выдавали по карточкам. Но если о преподавателях руководство республики хоть немного заботилось, то про студентов мало кто вспоминал. А те и учились, и работали, чтобы «помочь сельскому хозяйству, накормить себя, армию и тыл».

Научная работа в годы войны не прекращалась.

Научная работа в годы войны не прекращалась.

Научная работа в годы войны не прекращалась. Вот как рассказывает об этом историк Александр Оришев: «Академик Лисицын вывел новый сорт клевера – №216, академик Жуковский – сорта пшеницы ТСХА № I, Шаровидная, Грибобойная. Выпускник Тимирязевки, академик Трутнев во время войны издал брошюру «Дикая флора Ленинграда, пригодная для питания», которая помогла многим ленинградцам выстоять в дни блокады».

Кроме того, в академии готовили коктейли Молотова. Была организована специальная химическая лаборатория, в которой разработали специальную аппаратуру, «в том числе запал для мин замедленного действия, универсальный воспламенитель бикфордова шнура, петарды для демаскировки врага, капсюли-взрыватели нажимного действия».

Отдельно стоит рассказать и о подвиге вавиловцев, так называли учеников и сотрудников Всесоюзного института растениеводства (ВИРа) – организации, которой в довоенное время руководил ученый Николай Вавилов. ВИР располагался в Ленинграде. И 13 его сотрудников во время блокады совершили невозможное, сохранив уникальную коллекцию - десятки тонн зерна и картофеля. «В ВИРе началось нашествие крыс. Двухкилограммовые жестяные коробки с семенами крысы сталкивали с полок и накидывались на просыпавшиеся семена. Надо было спасать семенной фонд. И выход был найден: вировцы достали тонкий трос, связали коробки по четыре, чтобы крысам было не под силу их сбросить. Ослабевшие от голода люди провели колоссальную работу: 14 человек перевязали 200 000 коробок!.. В спасенной коллекции особенно ценными были образцы картофеля. Из Боливии и Перу Николай Иванович и его соратники привезли разнообразные дикие образцы, устойчивые к болезням, – это привело к революции в способах выращивания картофеля».

ФАКТ 13. ГИБЕЛЬ АРХИВА

«В условиях, когда вермахт вплотную приблизился к Москве, было принято решение уничтожить архив академии. Важные документы, проливавшие свет на историю вуза сгорели в огне. Тогда это казалось оправданным шагом. Сохранились лишь только документы, переданные в свое время в Центральный государственный архив.

После войны не раз приходилось сожалеть о содеянном. В исследованиях возникли белые пятна, стереть которые не представлялось возможным. Осталось доверять воспоминаниям, которые порой не столько раскрывали тайны Тимирязевки, а сколько порождали новые мифы об истории вуза».

ФАКТ 14. ОХОТА НА ВЕДЬМ

В августе 1948 года в биологической науке произошел переворот. На сессии ВАСХНИЛ (Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина) ученых-генетиков объявили персонами-нон-грата. На престол взошел народный академик Трофим Лысенко, который лихо утверждал, что от березы может родиться ольха, а пшеница вполне способна переродиться в рожь. Тех, кто был не согласен с позицией великого агронома, объявляли вне закона и увольняли. Либо заставляли сменить направление научной деятельности.

Трофим Лысенко утверждал, что от березы может родиться ольха.

Трофим Лысенко утверждал, что от березы может родиться ольха.

ФАКТ 15. СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ

Об этом стоит упомянуть отдельной главой. Дело в том, что премию Тимирязевка получила за то, что именно здесь впервые в СССР стали применять гербициды для борьбы с сорными травами. «В 1947 году лабораторией химических средств защиты растений был положительно решен вопрос о возможности обработки посевов злаковых культур гербицидами. Лабораторией были предложены способы применения гербицидов 2,4-ДУ и 2М-4Х. Эти химические вещества действовали избирательно: вызывали гибель большинства сорных растений и вместе с тем не повреждали злаковые культуры. Такое свойство гербицидов позволило применять их в посевах хлебов. Гербициды обладали высокой биологической активностью – легко передвигались внутри растений, проникая в корни, что делало их пригодными для борьбы с многолетними сорняками. Причем всего 0,5—1 килограмма этих веществ было достаточно для уничтожения сорняков на целом гектаре».

* - здесь и далее приведены цитаты из этой книги.

ОТ АВТОРА

История главного аграрного вуза страны настолько обширна, что уместить ее в один материал невозможно. О хрущевском и брежневском периодах жизни вуза, а также о том, какое отношение имеет академия к стихотворению Маршака «Человек рассеянны с улицы Бассейной», читайте в следующем материале.