Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество17 января 2018 14:15

Голова Мулявин, Бугор Ярмоленко и Юзик Михалок: откуда взялись прозвища белорусских музыкантов

Некоторые из кличек перерастали в сценические псевдонимы, другие оставались только именем в тусовке. «Комсомолка» выясняла, как и почему появились необычные «позывные» известных музыкантов [фото]
Откуда взялись прозвища белорусских музыкантов?

Откуда взялись прозвища белорусских музыкантов?

«ПОЙДИ, ЗМЕЙ, ПОШИПИ»

Конечно, большинство прозвищ образовалось от фамилий или имен. Это ярко видно на примере «Песняров», через состав которых прошли десятки артистов: Владимир Мулявин - Муля, Александр Демешко - Шурик, Анатолий Кашепаров - Коша, Валентин Бадьяров - Бэдя, Владимир Николаев - Николашка, Александр Растопчин - Растоп. Многие из этих кличек за музыкантами закрепились еще до их прихода в ансамбль. А вот Леониду Борткевичу, коль в коллективе уже работал Леонид Тышко, досталось прозвище Лёша. Правда, когда вплотную занялись фольклором, Тышко назвали Лявоном.

На фото самого начала 1970-х те, кого в «Песнярах» называли Муля, Лявон, Змей и Ювелир – Владимир Мулявин, Леонид Тышко, Владислав Мисевич и Валерий Мулявин. Фото: архив Марины Мулявиной.

На фото самого начала 1970-х те, кого в «Песнярах» называли Муля, Лявон, Змей и Ювелир – Владимир Мулявин, Леонид Тышко, Владислав Мисевич и Валерий Мулявин. Фото: архив Марины Мулявиной.

- А когда в ансамбле появился брат Володи Мулявина Валера, на репетициях его постоянно дергали, мол, не очень чисто интонируешь. Как-то Валера ответил на замечания: «Ну что вы меня учите? Я по сравнению с вами - ювелир!» Так кличка Ювелир и приклеилась, - вспоминает один из основателей «Песняров», заслуженный артист Беларуси Владислав Мисевич. - А стажера ансамбля начала 1980-х Владимира Кудрина называли Лордом - он постоянно ходил в белой шляпе. К тромбонисту Октаю Айвазову в свое время пристало прозвище «Александр Курицын». Когда его только приняли, предстоял концерт, где ждали присутствия Машерова и белорусского ЦК в полном составе. Надо было объявлять состав, а тут такие непривычные для уха имя и фамилия, восточного типа внешность. Мы предположили, что в антракте прибежит за кулисы гонец из правительственной ложи с вопросом как минимум от министра культуры: а своих тромбонистов в БССР не готовят? В общем, стали ломать головы, как назвать новичка. Расспросили его невзначай: оказалось, Октай - наполовину русский, наполовину – азербайджанец. С именем решили сразу: был Октай - станет Александр. А вот фамилия… Спрашиваем, какая у матери девичья. «Курицына», - ответил Айвазов. Вот и решение! На концерте я и объявил: «На тромбоне играет Александр Курицын!» Те, кто не был посвящен, в том числе и сам Октай, конечно, очумели. Кто знал - поотворачивались, чтобы не прыснуть от хохота. Правда, больше Александр Курицын в «Песнярах» не выступал - сильно обиделся.

У самого Мисевича было прозвище Змей. Появилось оно как дань борьбе с издержками славы.

Попробуете сопоставить клички и фото "Песняров"? Фото: Юрий ИВАНОВ

Попробуете сопоставить клички и фото "Песняров"? Фото: Юрий ИВАНОВ

- Опоздания на репетиции, кто-то выпил перед концертом, подрались из-за девушки - так получалось, именно я в этих случаях был орудием правосудия, «шипел», как говорили ребята... «Ужаленные» даже пару раз хватались со мной за грудки: кому охота выслушивать резкие замечания? - вспоминает Мисевич. - А когда в коллективе появлялась системная проблема, особенно с алкоголем, уже сам Володя Мулявин говорил мне тихонько: «Пойди, Змей, пошипи. И вот сколько лет прошло, а люди знающие помнят это прозвище. Композитор Игорь Лученок в последнее время приветствует меня, напевая свою песню: «Что, Змей, «мы идем по стране-е-е!»

Кстати, едва ли не все прозвища «Песняров» ярко описал в своем дневнике за 1980 год пианист ансамбля, композитор Игорь Паливода (благо этот фрагмент опубликован в книге "Владимир Мулявин. Нота судьбы" - предоставила его для печати вдова композитора Ольга Паливода). Оказывается, Владимира Мулявина называли Лысый и Голова, а не только Муля. Леониду Борткевичу достались, со слов Паливоды, прозвища Радзивилл (он не раз рассказывал, что является потомком знатного рода) и Александрино (по главному исполненному им шлягеру). Из-за крупной комплекции ударника Александра Демешко называли еще Тыквой. Паливода приводит и свое прозвище - Ицик. Были и те, чьи прозвища, как пишет музыкант, непечатны.

Молодому Анатолию Ивановичу (в центре) досталась кличка Бугор - то есть самый главный. Фото: архив Анатолия Ярмоленко

Молодому Анатолию Ивановичу (в центре) досталась кличка Бугор - то есть самый главный. Фото: архив Анатолия Ярмоленко

А вот лидер «Сябров» Анатолий Ярмоленко в начале работы на сцене обзавелся кличкой Бугор.

- Это от слова «бригадир», - как-то поделился Анатолий Иванович. - Я был бригадиром эстрадной концертной бригады Гомельской филармонии с 22 лет, да и вообще такая должность означала, что ты в своем коллективе царь и бог. А за ответственность ставку на 4 рубля больше получал.

У Александра Тихановича еще до прихода в «Верасы» была кличка Тырда. Он окончил консерваторию по классу тубы, играл на ней в оркестре Суворовского училища и Белорусского военного округа. Музыканты-духовики практикуют прием фрулатто - произносят звуки наподобие тех, что издает их инструмент. Тубисты говорят: «Тырда-тырда, тырда-тырда...»

Пусть мы запомнили Александра Тихановича с бас-гитарой, консерваторию он окончил по классу тубы - отсюда и кличка Тырда. Фото: архив семьи Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской

Пусть мы запомнили Александра Тихановича с бас-гитарой, консерваторию он окончил по классу тубы - отсюда и кличка Тырда. Фото: архив семьи Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской

«НУ ЧТО, БРИТВОЙ ПО ГОРЛУ И В КОЛОДЕЦ?»

Сегодня альтернативные имена чаще приживаются в неформальных тусовках. Бывшего вокалиста рэп-группы IQ48, а нынче популярного семейного психолога Павла Зыгмантовича называли Фрейдом:

- На первом курсе педуниверситета эта кличка приклеилась, да так и осталась. Но почему именно Фрейд - уже и не вспомню.

Будущая специальность психолога повлияла и на прозвище Павла Зыгмантовича - Фрейд. Фото: Юра Сидун, generation.by

Будущая специальность психолога повлияла и на прозвище Павла Зыгмантовича - Фрейд. Фото: Юра Сидун, generation.by

А вот Змицер Войтюшкевич вышел из фольк-тусовки - группы «Палац». Там к нему приклеилась кличка Федя. В группе Kriwi он трансформировал прозвище в полную древнебелорусскую форму имени Федор - Тодар. Ну а когда артист начал сольную карьеру, Тодара вытеснил Змицер Войтюшкевич. Были прозвища и у других «палацевцев», например, Францем звали Юрия Выдренка - его отчество Францевич. А вот к вокалисту Олегу Хоменко тогда так ничего и не приклеилось.

От клички Федя Змицер Войтюшкевич сначала перешел к сценическому псевдониму Тодар, а потом стал выступать под своим полным именем.

От клички Федя Змицер Войтюшкевич сначала перешел к сценическому псевдониму Тодар, а потом стал выступать под своим полным именем.

Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

У лидера рок-королей Rouble Zone Олега Минакова прозвище стало неотъемлемой частью имиджа. Обычно кличку Джаггер вставляют между именем и фамилией. Кто-то думает, что прозвище появилось из-за экстравагантной сценической манеры Олега. Но все началось куда раньше:

- Мне было 12 лет, когда в советском сатирическом журнале «Крокодил» поместили фото Мика Джаггера. Когда учительница журнал изъяла и посмотрела на фото, то сказала: «Что это за обезьяна?». А я ей с обидой: «Это не обезьяна, а Джаггер». Учительница тогда сказала: «Сам ты Джаггер - такая же обезьяна». И на первой же переменке меня стали называть Джаггером, а я согласился.

Кличку "Джаггер" Олег Минаков получил еще в детстве! Фото: Сергей Трефилов, страница Олега Минакова в Фэйсбуке

Кличку "Джаггер" Олег Минаков получил еще в детстве! Фото: Сергей Трефилов, страница Олега Минакова в Фэйсбуке

Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Но, наверное, лидером по количеству прозвищ была группа «Ляпис Трубецкой».

- Так было удобнее называть друг друга, - уточняет продюсер «Ляписов» Евгений Колмыков. - А давались эти клички обычно после какой-нибудь истории. Например, был у нас трубач Егор Дрындин, а прозвище - Бритва. Он худенький парень, интеллигентного вида, но во время всяких разборок его коронной фразой было: «Ну что, бритвой по горлу и в колодец?» У гитариста Руслана Владыко нет-нет, а могли заговорить шляхетские корни - вот ему и придумали прозвище Пан. А вот ударника Александра Сторожука называли Дедушка: тут все ясно - самый старший.

У каждого участника "Ляписа Трубецкого" была своя, рожденная в результате той или иной ситуации кличка. Например, Павел Булатников - Булка, Руслан Владыко - Пан, Сергей Михалок - Худрук или Юзик Килевич. Фото: архив kp.by

У каждого участника "Ляписа Трубецкого" была своя, рожденная в результате той или иной ситуации кличка. Например, Павел Булатников - Булка, Руслан Владыко - Пан, Сергей Михалок - Худрук или Юзик Килевич. Фото: архив kp.by

А вот Сергей Михалок был и Юзиком Килевичем, и Sergio Durruti, и Худруком. Последнее прозвище осталось за Сергеем и в группе Brutto, где каждого участника в первую очередь знают по кличке - Гурок (это кикбоксер Виталий Гурков), Бразил (Сергей Королев), Паша Лэнистер (Павел Третьяк), Краб (Влад Сенкевич) и Цыбуля (Иван Галушко).

У каждого участника Brutto есть брутальная кличка!

У каждого участника Brutto есть брутальная кличка!

Фото: Павел МАРТИНЧИК

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ

Почему клички такие живучие?

Музыкант и продюсер Олег Хоменко видит связь с дореволюционной традицией двойных имен у белорусов:

- У немцаў, да прыкладу, Іяган Себасцьян, Вольфганг Амадэй - у нас Ян Вінцэнт, Міхал Канстанцін. Першае імя - бацькоўскае, другое - храмавае. А магло быць і трэцяе - у гонар прысвятка, што выпаў на дзень нараджэння.

- У параўнанні з тэатральным светам, дзе мянушкі сустракаюцца рэдка, музыканты, маючы куды большую аўдыторыю, спецыяльна ўжываюць больш гучныя, больш заўважныя псеўданімы. Пры гэтым мянушкі цi псеўданімы цесна звязаныя з музычным слэнгам, які зноў жа куды багацейшы ў параўнанні з тэатральным ці мастацкім, - делится музыкальный критик Дмитрий Подберезский.

- Может, сослаться на генерала из «Особенностей национальной охоты», который говорил: тост должен быть емким, как выстрел? Так и тут, - улыбается музыкальный критик Олег Климов. – А вообще, это же обычная норма - погоняла у подростков. Ну а так как рокеры до самой смерти в общем-то пацаны, то прозвища у них так и остаются. А у рэперов просто так, видимо, принято. Какие-то псевдонимы отражают какую-то суть человека, черту характера, как и у индейцев.

- Много кличек у людей, которые занимаются творческой и общественной деятельностью, людей, которые постоянно находятся «на публике»: актёры, музыканты, политики, блогеры и др.: Дэниел Крэйг — Британский кот, Джулия Робертс — Лягушонок, Николь Кидман — Аист, Ани Лорак — Кролик, Лив Тайлер — Ливер. Думаю, таким образом подчеркивается некий общий дух, особая атмосфера определенного круга общения, - считает кандидат филологических наук, доцент кафедры белорусского языкознания Белорусского государстсвенного педагогіческого университета имени Максима Танка Наталья Лобань. - Но чаще всего это делается ради развлечения и объединения по интересам либо по причине проблем, которые возникают во взаимоотношениях в коллективе.

Почему они появляются? Во-первых, дополнительное имя обычно даётся в шутку или в насмешку человеку в соответствии с его внешним обликом, характерными чертами поведения, в результате аналогий и сравнений, а также какого-нибудь неординарного события, во-вторых, это одно из самых эффективных и действенных средств выражения оценки и характеристики человека в жизни. Это зеркало, которое отражает отношение к нему окружающих: знакомых, друзей, коллег. Имя-кличка широко отражает разные стороны жизни и деятельности человека, обладает большим эмоционально-оценочным потенциалом.

А ещё звёзды шоу-бизнеса любят брать себе псевдонимы (никнеймы, ники), заменяя при этом истинные имя и фамилию. Зачем? Некоторые стараются таким образом скрыть неблагозвучную фамилию, некоторые делают это ради пиара, чтобы лучше запомниться своим слушателям, некоторые считают, что это модно... Публичным персонам, людям, которые всегда на виду, а их имена на слуху, не избежать внимания публики. Особенно это касается певцов и музыкантов, актёров. Их (и даже их детей) всегда будут и обсуждать и... осуждать. А значит и будут существовать клички и прозвища, при помощи которых чаще всего отражаются реальные качества носителей и народное мнение о них.