Настоящая жемчужина Москвы-реки - мост Живописный разгрузил от пробок Крылатское и Серебряный Бор.
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
На карте все выглядит очень красиво. Вот Северное Тушино. Вот Ховрино. Между ними по прямой всего два километра пути. И Химкинское водохранилище. Однако добраться из одного района в другой быстро не получается. Например, на метро это почти час! Доехать до «Пушкинской», пересесть на «Тверскую» и по зеленой ветке снова тащиться на север.
В надежде на выделенные полосы вызываю такси. Агрегатор предлагает доехать за сорок минут (получается, не шибко быстрее и в 12 раз дороже). Водитель, приехавший работать в столицу из Дубны, простодушно объясняет, что ему все эти объезды по барабану. Система формирует стоимость поездки, учитывая не только пробки и расстояние, но даже погоду.
Наша желтая машиненка свернула с улицы Свободы на МКАД и, словно эстонская беременная черепаха, поплелась в сторону Ленинградки. Перед нами автобус, забитый пассажирами. И «КамАЗ», подметающий асфальт.
А ведь от всей этой тягомотины чисто теоретически мог бы избавить всего один мост - от Тушина до Левобережного (а там и Ховрино недалеко).
Правда, эксперты мой пыл остудили.
- В советские годы такой проект обсуждался, но сейчас это нужнее пешеходам, чем автолюбителям - трафик между районами небольшой, - пояснил директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко. - Хотя мостов столице действительно не хватает.
ОТ НАШЕГО КРЫЛЬЦА ДО ВАШЕГО ДВОРЦА
Всего в Москве 452 моста (в это число входят не только сооружения над водоемами, но и путепроводы, эстакады, железнодорожные конструкции). А например, в Амстердаме - 1500. В Гамбурге - 2500. Но это еще ни о чем не говорит. Столица Нидерландов пересечена многочисленными каналами, а Гамбург - крупнейший речной порт.
- В Москве можно доехать до ближайшего моста или пересесть на общественный транспорт, - рассуждал таксист Андрей Тимченко, узнав о моем эксперименте. - А вот в области такие маневры отнимут несколько часов. Например, между городом Лыткарино и селами Орлово, Молоково, Остров протекает Москва-река. И жители этих сел, которым нужно на Волгоградку, вынуждены выезжать на МКАД, которая вечно стоит. В то время, как лыткаринцы добираются до шоссе без всяких проблем. На два, а то и на три часа быстрее.
Я вышел на Петрозаводской улице. И отправился в парк «Фили». От него до Нижних Мневников не больше километра - по прямой, если был бы мост. На деле приходится объезжать по Большой Филевской, Рублевке и Крылатской.
По мнению координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, такие пробелы в столице можно восполнить за несколько лет (см. «Официально»).
- Мост увеличивает пропускную способность дорог в разы, - считает Шкуматов. - Чтобы этого добиться, в Москве еще нужно обязательно соединить Печатники с Нагатинским Затоном и Шоссейную улицу с Каширским шоссе (между ними Москва-река).
«НЕ НАДО НАС СРАВНИВАТЬ С БЕРЛИНОМ»
- Норматива, сколько должно быть мостов в городе, не существует, - пояснил Константин Трофименко. - И города устроены по-разному. Берлин в свое время имел возможность возвести более полутора тысяч мостов, а мы нет. Прежде чем строить мост, нужно все просчитать. Дороги должны совпасть, как и количество полос на них. Строительство обходится примерно в 5 миллиардов рублей. Примерно столько же стоит построить станцию метро. На мой взгляд, сегодня в Москве острая необходимость в трех-четырех мостах. На территории международного финансового центра «Рублево-Архангельское» - продолжение Рублевского шоссе. Связка улицы Живописной с улицей Свободы. Мост через Москву-реку в районе Капотни. Ну и, конечно, мосты в составе новых хорд.
А В ЭТО ВРЕМЯ
На водохранилищах собираются сделать пять плавучих поселков
Уникальный проект готовит российско-датская компания Houseboat. К 2020 году она намерена построить пять поселков по 15 - 30 домов каждый, но только не на земле, а на воде. Никаких чудес.
Дома возведут на плавучих бетонных пирсах, которые выдерживают любую температуру (в том числе сильные морозы). Разместят их в акватории трех водохранилищ канала им. Москвы - Химкинском, Клязьминском и Пестовском.
Как сообщили «КП» в ФГБУ «Канал имени Москвы», вероятнее всего, это будут отели. Для одного поселка нужно около гектара водной поверхности и полгектара земли (для автопарковки и прибрежной инфраструктуры). Площадь одного дома составит от 100 до 160 квадратных метров.
КСТАТИ
Несколько мостов не вошли в единую программу (см. «Официально»), но так как в них есть острая необходимость - строить будут. Вот эти проекты:
Печатники и Царицыно также соединят автомобильным мостом. Сейчас попасть из одного района в другой можно с помощью Братеевского или Нагатинского мостов. Добраться до них в час пик бывает непросто. Осложняют ситуацию и железнодорожные переезды, в районе которых скапливаются машины. Чтобы разгрузить дороги, возведут автомобильный мост. Он свяжет Каспийскую и Шоссейную улицы. Их реконструируют, а на пересечении с Каширским шоссе построят развязку. Длина моста составит 250 метров. И будет на нем по четыре полосы в обе стороны.
Автомобильный мост через Москву-реку появится в районе Филевского парка. Он соединит Береговой проезд и Шелепихинскую набережную. Сначала в этом микрорайоне построят жилые дома, школы и детские сады. После этого - мост.
ОФИЦИАЛЬНО
Что построят
До 2025 года в рамках единой программы на Москве-реке построят 18 новых мостов. Об этом говорится в официальном сообщении столичного комплекса градостроительной политики и строительства. Сейчас в центре расстояние между мостами около 700 метров. В пределах Третьего транспортного кольца - 2 км. И от ТТК до МКАД - 5 км.
Новые мосты появятся:
- на магистрали от Волоколамского до Строгинского шоссе;
- на продолжении Рублевского шоссе в МФЦ «Рублево-Архангельское»;
- на ул. Свободы - ул. Живописная;
- на ул. Свободы - ул. Живописная через канал им. Москвы;
- на ул. Народного Ополчения - ул. Нижние Мневники (Северо-Западная хорда);
- в створе ул. Новозаводская на Мневниковскую пойму до ул. Нижние Мневники;
- в створе 3-го Силикатного проезда;
- в створе Берегового проезда;
- в створе 1-го Красногвардейского проезда со съездом на Пресненскую набережную (северный дублер Кутузовского проспекта);
- на ул. 1905 года (до набережной Тараса Шевченко);
- на магистрали вдоль МЦК;
- на магистрали вдоль левого берега Москвы-реки (участок от ТТК до проспекта Андропова);
- на магистрали вдоль левого берега Москвы-реки (участок от проспекта Андропова до магистрали Печатники - Братеево);
- в створе ул. Коломенская в районе Печатники до ул. Шоссейная;
- в створе ул. Перерва - Проектируемый проезд № 5113 в районе Нагатино-Садовники;
- в составе Юго-Восточной хорды (в створе ул. Шоссейная);
- ул. Донецкая;
- в составе Южной рокады.
"Комсомолка" рекомендует серию "Великие архитекторы". Ищите на shop.kp.ru и в фирменном магазине "КП" по адресу Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1.
Серия "Великие архитекторы"
6+ АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781.