+13°
Boom metrics
Кишинев14 ноября 2018 22:00

Самый известный граффити-художник из Молдовы: Люди разбивали мне телефон, звали полицию, принимали за вандала, а потом... благодарили!

Инна Желяскова, известная под псевдонимом IZZY IZVNE, рассказала «Комсомолке» о том, как ее звали на работу в Эмиратах, почему она отказалась, и как полиция реагирует на граффити и стрит-арт
Фото: Инна Желяскова

Фото: Инна Желяскова

Инна Желяскова — известная в Молдове и за ее пределами граффити-художник и стрит-артист. За ее плечами — более 600 работ и победы в международных конкурсах. Ее псевдоним — IZZY IZVNE, результаты ее труда вы можете встретить по всему Кишиневу (и не только). Об уличном искусстве, нарушениях закона, разговорах с властями и полицией, нападениях обычных горожан, принимавших ее за вандала, Инна рассказала в интервью «Комсомольской правде».

Фото: Инна Желяскова

Фото: Инна Желяскова

«Граффити — это часто незаконно, но полиция понимает, что есть вещи в стране посерьезнее»

- Давай разберемся в терминологии. Ты - граффити- или стрит-артист?

- В душе я граффити-художник, но в последнее время я — стрит-артист, хотя мне и не нравится, чтобы меня так называли...

- Почему?

- Это две разные вещи. Граффити — это шрифты, совсем другая культура. Для меня стрит-арт был всегда чем-то коммерческим. Я, скорее, граффити-райтер, который перешел на каллиграфию. Рисую с конца 2011 года. Начинала я с граффити, почти сразу начала использовать и элементы стрит-арта, комбинировать. Плюс у меня стали появляться коммерческие заказы, и все это способствовало тому, что я научилась правильно рисовать, владеть баллончиком. А с прошлого года я нашла свой стиль, связанный с использованием каллиграфии, с тех пор рисую только это. Никогда, кстати, не думала, что найду себя именно в этом направлении, потому что до этого момента, я не пробовала себя в этом. Но сейчас чувствую, что вот оно!

Фото: Инна Желяскова

Фото: Инна Желяскова

- Ты заканчивала «художку» или что-то в этом роде?

- Нет, я самоучка. Окончила, правда, пару курсов на дизайне, но не успела почерпнуть оттуда нужных знаний. Зато меня вдохновил один из учителей.

- Я правильно понимаю, что рисовать на стене, если это не согласовано с властями, - это незаконно?

- Правильно, все мы начинали с граффити, с незаконного... Когда я начинала, и в помине не было ничего такого, чтобы делать что-то легально. У нас есть под мостом на Телецентре место, где разрешено рисовать, есть еще пару площадок. Официально, конечно, рисовать там нельзя, но никто по этому поводу не переживает. Но все начинали с незаконных граффити, это наша история.

- По ночам это делается?

- Давай разделять: граффити и стрит-арт. Те надписи, что вы видите на стенах в городе, - это совсем другая культура, и это не стрит-арт. И да, это, как правило, нелегально, и да, это делается по ночам.

Фото: Инна Желяскова

Фото: Инна Желяскова

- Ловят?

- Ловят, это считается актом вандализма. И я попадалась тоже, но у нас на это как-то легко реагируют, что меня, конечно, радует. Есть в Молдове и похуже проблемы, и полиция это тоже понимает. Есть штрафы за это.

- Какие?

- От 200 леев и более. Всякое бывает.

- Почему площадка под мостом на Телецентре — такая популярная среди уличных художников?

- В 1997 году там был первый фестиваль такого рода. И с тех пор мы там рисуем — и поверх тоже.

- Сколько у нас граффити-художников?

- Очень мало - если 10 наберется, то хорошо. Не все активные. Но мы говорим про граффити.

- А тех, кто занимается стрит-артом?

- Еще меньше. Не могу сказать конкретные цифры, потому что, может быть, есть те, кого я не знаю. Но из тех, кто себя проявил — действительно очень мало. Их меньше 10.

- Вопрос на засыпку: по всему городу — загадочные инициалы "BNE". Что это?

- Это граффити-художник из Нью-Йорка, он ездит по миру и оставляет свои инициалы. Он очень сильно шифруется, делал это, даже когда приезжал в Кишинев.

Фото: Инна Желяскова

Фото: Инна Желяскова

«Люди орали, разбили мне телефон — думали, я матные слова на их стене пишу»

- Стрит-арт — это легально?

- Да, мы просим разрешения у властей, все это согласуется.

- Власти обращаются к тебе с предложением о новых арт-объектах?

- Обращаются. Но дело в том, что я художник, который уже нашел свой стиль, и я от него не отступаю. Но для наших людей, для многих, это неприемлемая тема. Потому что это не цветочки, не национальные мотивы, не что-то светлое и яркое, как наши люди любят. У меня было много случаев, когда, например, я хотела разрисовать стенку, общественную, но они говорили, что это что-то слишком темное. Не понимали... Говорили: "сделай, раз ты хочешь бесплатно порисовать, да еще и со своей краской... Но давай ты нарисуешь то, что мы хотим". Я была одной из первых, кто вообще просил разрешение у мэрии на то, чтобы где-то порисовать.

- А сами люди как реагировали?

- Ну вот стояла я, например, днем у стенки с баллончиком- явно, что стенка легализована. Но на меня кидались, словно я пишу на стене какие-то матные слова! Потому что людям это было непонятно, это было семь лет назад. Мне тогда телефон разбили, полицию жильцы вызывали, хотя я все делала легально! На меня орали. Я рисовала четыре дня, первые три все это продолжалось, на четвертый те же самые жильцы подходили и говорили «спасибо». Сейчас люди поняли, что есть такое явление как «стрит-арт» , и они относятся к нему гораздо спокойнее.

- Ты думаешь, что что-то изменится?

- Я думаю, что да, потому что за пределами Молдовы меня уже оценили.

- Звали еще? Предлагали остаться порисовать?..

- Да, такое было, когда я была в Эмиратах. Даже хотели открывать фирму в этом направлении, чтобы я в ней работала. Но я отказалась, потому что стала бы художником, который рисует по заказу... Я этого не хочу, у меня совсем другие планы. К тому же я люблю Молдову, хочу здесь жить!

- Есть еще молдавские художники, которые выполняли заказы за границей?

- Сейчас будет небольшая реклама: Раду Думбрава. Я точно знаю, что он рисовал в Польше, в Румынии. Фестивали это были или заказы — я не знаю, но человек старается ездить и показывать себя. Ну и я.

- Стрит-арт — это твой твой главный источник дохода?

- Да. Этим можно зарабатывать, опять же, выполняя заказы. Но к этому надо прийти — сделать себе имя, репутацию, и тогда ты уже назначаешь стоимость своих услуг.

- Есть мнение, что панк появляется от излишеств. А граффити?

- Очень многие думают, что граффити - это протест. Конечно, каждый художник вкладывает в свою работу свой смысл, но для большинства — это принадлежность к культуре — хип-хоп, граффити. И многие пишут, потому что им нравится, потому что это их хобби, но это не значит, что если я напишу свое имя на заборе, - это протест. Вовсе нет. Граффити-художники в то же время и не считают, что они занимаются искусством. Это просто отдельная культура.

- Но граффити как-то отражает благосостояние граждан?

- Чем более развита страна — тем более развита эта культура. Такая связь действительно есть.

- Что бы ты сказала молодым художникам?

- Простой совет: если вы не готовы просыпаться среди ночи, чтобы заниматься тем, что приближает вас к вашей цели — это не ваше. Поверьте: это правило работает!