Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Общество27 ноября 2018 15:38

«Какой идиот это придумал?» Мама четвероклассницы, которую заставили написать «письмо отцу на фронт», возмутилась заданием

Но в комитете по образованию в Петербурге к составителям учебника нет никаких вопросов
Авторы (2):
kp.ru
kp.ru
Мама школьницы из Петербурга возмущена заданием - написать письмо отцу на фронт.

Мама школьницы из Петербурга возмущена заданием - написать письмо отцу на фронт.

Фото: СОЦСЕТИ

«Представьте себе, что вы ждете отца с фронта. Напишите ему письмо». Такое задание из учебника по литературе для четвертого класса вызвало бурю эмоций у 10-летней девочки из Петербурга. Написать письмо папе, который вот-вот может погибнуть, Саша не смогла. Уронила ручку на стол и заплакала. Кто и зачем заставил ребенка представить родных на фронте?

«Готовимся к войне?»

Мама девочки Ольга Федорченко сегодня уже немного успокоилась. Говорит, если бы с ней журналисты связались чуть раньше, не сдержала эмоций и выпалила все, что думает о составителях учебника. Родительница это, к слову, сделала в интернете. Где впервые рассказала об уроках дочки.

«Кто, какой державный идиот придумывает такие темы для домашних заданий?! Это что, мы готовимся к войне?! Делаем заготовки писем родным?! Это дно, хотя, как я понимаю, далеко не последнее…» - возмущалась Ольга.

Мама, увидев лицо зареванной дочери, разрешила девочке задание не выполнять.

- Да, предложение написать письмо отцу на фронт было после изучения стихотворения «Письмо папе на фронт», - рассуждает мама Ольга. – Но психологически моя дочь не была к этому готова, ведь она писала, как и любой ребенок, с реалий сегодняшнего дня. Сегодня папа любимый дома, а завтра вместо работы уйдет на войну?

Ольгу задание возмутило. Правда, по признанию родительницы, другие мамы и папы спокойно отреагировали на письмо.

- Возможно, моя Саша психологически еще не созрела, - вздыхает Ольга Федорченко. – Но почему бы это задание не заменить на другое? Например, пусть пишут письма детям в блокадный Ленинград, не привязывая сюда родных?

Саша задание выполнила. Но с трудом.

Саша задание выполнила. Но с трудом.

Кстати, Саша много знает о войне. И о родном дедушке, который пережил блокаду. Но эти истории столько эмоций у четвероклашки раньше не вызывали.

Письмо – рекомендация

В комитете образования Санкт-Петербурга о возмущенной родительнице знают. Но говорят, что учебник, по которому учится Саша, соответствует всем требованиям.

- Это программа «Перспектива», по которой работает около 12% школ города, - поясняют в комитете. - Учебник входит в учебно-методический комплекс, который включен в федеральный перечень книг, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. В свою очередь школы свободны в выборе программ. А педагоги могут самостоятельно решать, какие задания из учебника давать детям.

Учебник с таким вот заданием, оказывается, соответствует всем требованиям.

Учебник с таким вот заданием, оказывается, соответствует всем требованиям.

В комитете объясняют: в обсуждаемой ситуации, перед выполнением задания дети читают стихотворение Елены Благининой «Письмо папе на фронт», в котором идет речь о Великой Отечественной войне. Ученику предлагается представить, что его отец – солдат, находится на фронте.

- А учитель предлагает детям подумать о том, что чувствовали их сверстники в годы войны, - продолжают в комитете образования. - Это задание может показаться ребенку грустным. Но точно так же его могут тронуть рассказы о войне, о блокаде Ленинграда, о любых трагических событиях в истории нашей страны. Но дети должны знать историю России.Эти темы изучаются в школе для всестороннего интеллектуального и нравственного развития.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Наталья Пунченко - семейный психолог:

- Когда идет задание с эмоциональным включением, нужно учитывать и возраст ребенка, и значимость обсуждаемого события, и знакомство с тем событием. Сомневаюсь, что у девочки в четвертом классе есть глубокие знания о войне. Скорее всего школьница не смогла справиться с заданием. Но в то же время, страдания и слезы никогда не портили человека – это чувства. Не стоит здесь поднимать большой шум. Почему трагедия страны и народа не может вызывать слезы и такой отклик?

Родители девочки могут быть спокойны – никакой психотравмы после подобных заданий быть не может.

МНЕНИЕ “ПРОТИВ”

А если отца нет - кому письмо писать?

Николай ВАРСЕГОВ

Это тот случай, когда воспитание оборачивается конфузом или даже скандалом, потому как авторы очередной патриотической идеи в очередной раз «не включили голову».

Был у меня школьный приятель – безотцовщина. Прекрасно помню, как он в лице менялся, набычивался, когда я говорил о своем отце что-то хорошее. Когда уже повзрослели, приятель тот мне признался, что он по ночам иногда рыдал оттого, что у меня отец есть, а у него нет.

Авторы даже не задумались, что многие дети в нашей стране просто понятия не имеют, кто их отец и где он. А у некоторых детей отношения с отцом-алкоголиком такие, что и вспоминать про того отца противно. А у кого-то папа умер. Удивительно мне, как авторы этой идеи представляют себе «письмо отцу на фронт» от детей из детских домов?

Вот только по этим соображениям нельзя предлагать детям подобные задания.

МНЕНИЕ “ЗА”

Это не их война

Андрей РЯБЦЕВ, редактор отдела образования “КП”

Школьники, особенно младшие, находятся бесконечно далеко от Великой Отечественной. Для них эта война - такое же далекое и отчасти даже фантастическое событие из учебника, как, например, Куликовская битва. Более того, дети не очень-то хотят читать и слушать о горе и смерти. И это нормальная установка здоровой психики человека.

А как же быть нам, родителям, для которых битва под Сталинградом - не карта в видеоигре, а синоним беспрецедентного массового подвига? О котором хотелось бы рассказать нашим детям, потому что это кажется нам важным.

Такие вот письма отцу на фронт - и есть выход. Только творческое погружение может заинтересовать ребенка. Только эмоция. Только сострадание. Пусть немного поплачут. Вы же плачете в конце талантливо сделанного кино?

ВОПРОС ДНЯ

А вы хотели бы, чтобы ваш ребенок написал вам такое письмо?

Эдита ПЬЕХА, народная артистка СССР:

- Есть святые вещи, которые нельзя проходить в школе как обычные предметы. О Великой Отечественной надо всегда помнить, память о героях хранить в сердце. Но не превращать все это в какой-то бумажный конвейер.

Елена ПЕТРЕНКО, мама Максима, второклассника школы № 57, Донецк:

- А наш Максим их сам и посылал. Не по указке. С 2014-го нас обстреливали, мы рядом, у аэропорта. Муж был в ополчении с первых дней войны. Сын рисовал папе голубей, цветы, и мы передавали все на передовую. Муж хранит эти рисунки.

Александр КАРАБАНОВ, адвокат, отец 11-летней школьницы:

- Представляю, что моей дочери могли дать такое задание. И я поддерживаю учителя, ее воспитательный прием. Это дает возможность детям осознать подвиг русского народа во время войны, понять чувства и переживания детей того времени.

Александр ФЕДОРОВИЧ, врач-психотерапевт:

- Нет! Такому заданию - тем более для 4-го класса, должны были бы предшествовать открытые уроки, рассказы о войне. А так, с кондачка... Для детей 10 - 11 лет это ненужный стресс.

Александр СНЕГУРОВ, учитель истории:

- Да! Родители большинство заданий воспринимают в штыки, потому что просто против домашки. А сейчас ведь даты - годовщины битвы за Москву, снятия блокады Ленинграда.

Николай СТАРИКОВ, публицист:

- Вот это ощущение - что отец, брат, сын в любой момент могут уйти на защиту Родины - поистерлось. Возможно, следует молодежи иногда напоминать, что жизнь немного сложнее...

Юрий, посетитель сайта KP.RU:

- Мамаши перебарщивают, оберегая своих чад! Фронт - это только Великая Отечественная, при чем тут локальные войны?

Татьяна, слушательница Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM):

- Лучше бы писать письмо не отцу на фронт, а прадедушке. Но поднимать хайп на всю страну? Зачем? Это - лишнее.