Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество24 ноября 2018 12:57

«Со сцены КВН меня выбрасывали, как чемодан, а на «Квартирнике у Маргулиса» даю советы Гребенщикову»

Участник легендарной команды КВН БГУ, а теперь кино- и телережисер Кирилл Папакуль рассказал «Комсомолке», почему вышел на сцену Comedy Club всего однажды и как едва не заснул на саундчеке группы «Аквариум» [много фото + видео]
Из запоминающегося актера и автора команды КВН БГУ Кирилл Папакуль стал известным режиссером. Фото: Кадр из видео; Михаил ЗИЛЬБЕР

Из запоминающегося актера и автора команды КВН БГУ Кирилл Папакуль стал известным режиссером. Фото: Кадр из видео; Михаил ЗИЛЬБЕР

- Первое, на что наткнулся о тебе в интернете, – сравнение с Джонни Деппом. То есть когда-то у тебя было амплуа не только смешного коротышки?

- Этому мему уже почти 20 лет. Мое фото сделано в 1999-м в Юрмале, когда наша команда поехала на фестиваль «Голосящий КиВиН», по майке своей определил. Тогда мне это страшно льстило. Но амплуа в КВН у меня было неизменным – психопатический придурок. В команде таких тощих щлёциков было двое – я и Саша Трофимов. Гигант Витя Толкач в одном из номеров брал нас за пояса и выбрасывал со сцены, как два чемодана. Правда, Сашка выглядел постарше, потому ему доставались шутки вроде этой: «А у меня дома жена, четырнадцать детей!» – «Сколько?!! Да ты у нас ксерокс!»

В свое время Кирилла нередко сравнивали с Джонни Деппом. Фото: Likeness.ru

В свое время Кирилла нередко сравнивали с Джонни Деппом. Фото: Likeness.ru

- Я тебя запомнил по номеру, где на сцене команда читала стихи, сбивалась из-за тебя, а потом ты томно объявлял: «Некрасов, «Крестьянские дети», с того места, как я виноват».

- Да, есть шутки, по которым меня до сих пор вспоминают. Такая, например: «Весна идет, природа оживает! Я уже и в лесу вчера был – хорошо там: солнышко, птички! Гляжу – муравьи лесника тащат. А лесник пьяненький такой, веселый, и орет во все горло: «Чуть помедленнее, кони! Чуть помедленнее!» Или вот финальная шутка нашего первого приветствия в Высшей лиге: «Эх, мужики, суета все это, шум! Если б я не стал КВНщиком, я бы точно подался в пастухи! Жил бы себе в деревне, пас бы коров!» – «Че, правда что ли?» – «Шучу! Шучу, конечно! Овцы – моя любовь!» Или как мы с тем же Трофимовым, уже в финале, два дрыща состязались в моще, я начинал: «Да я! Вот этими руками подкову разгибал! Ты бы слышал, как орала лошадь». И Саня отвечал: «А собаку бешеную помнишь в нашем дворе?» – «Да!» – «Это я ее укусил!» Ну, и все это с истерически выпученными глазами навзрыд.

А вообще, шуток классных у команды хватало. «Рубрика «Скандалы недели». На днях в лесу был обнаружен изнасилованный труп маньяка. Так сказать, день милиции не прошел бесследно!» Следующую новость после меня капитан Виталик Шляппо читал с листка: «В больнице №14 пациент со скальпелем напал на медсестру. К счастью, медсестра отделалась легким...» – дальше Виталик переворачивал листок, там пусто, он его переворачивал обратно и утвердительно перечитывал концовку: «...отделалась легким!» Или вот моя любимая: «Здравствуйте, вызывали?» – «А вы кто?» – «Летчик-истребитель!» – «В смысле?» – «Тараканы-клопы!» – «А летчик почему?» – «Мухи-комары!» Ну, и, конечно, знаменитая тема, когда мы выскочили на своей второй игре «вышки» и бомбардировкой прошлись под Red Hot Chili Peppers «Белорусы-белорусы-белорусы now!». Тогда запуганный Трофимов с дрожью спрашивает: «Ребята, а че мы такую песню страшню спели, а?» – «И правильно!!! А то что ж это такое?! Люди уже думают, что мы – белорусы! – и мухи не обидим?». Тут я, ухмыляясь, якобы успокаивался, как вдруг заору: «Муху мне!!!» Леонид Ярмольник в жюри тогда чуть со стула не упал от смеха.

Этот состав команды БГУ стал не только двухкратным чемпионом Высшей лиги КВН, но и, по сути, задал новый вектор развития юмору на постсоветском пространстве. Фото: Кадры видео выступлений команды КВН БГУ

Этот состав команды БГУ стал не только двухкратным чемпионом Высшей лиги КВН, но и, по сути, задал новый вектор развития юмору на постсоветском пространстве. Фото: Кадры видео выступлений команды КВН БГУ

- А потом тебе все надоело…

- Не совсем так. Когда еще студентом из-за КВН я отпрашивался с лекций на философско-экономическом факультете, руководитель моего диплома, профессор психологии Елена Самойловна Слепович сказала: «Папакуль, КВН – это короткие штанишки, из них надо вовремя выскочить, иначе вырастешь, и снять их уже не сможешь». И когда команда стала дважды чемпионом, я первым с ней попрощался. Да, можно сказать, пошел искать себя. Тем более родился ребенок, в Москве нашел место в рекламном бизнесе. И как раз мое образование помогло правильно отнестись к переменам в жизни.

Кирилл снял последние серии "Папиных дочек" - сезон назывался "Суперневесты". Фото: Личный архив

Кирилл снял последние серии "Папиных дочек" - сезон назывался "Суперневесты". Фото: Личный архив

«ХОТИНЕНКО НЕ ПРИНЯЛ, А СУРИКОВА СОВЕТОВАЛА ВВЯЗЫВАТЬСЯ В ДРАЧКУ»

- Из вашей команды никто, кроме Вадима Галыгина, не пошел по актерской стезе – все стали продюсерами, режиссерами, сценаристами...

- Просто амбиции у ребят были другими. Скажем, основными авторами у нас были математики, и, например, Саша Тыкун сейчас – кандидат наук, доцент, преподает высшую математику на мехмате БГУ. Хотя сыграть мы могли что угодно. Например, когда в 2004 году Comedy Club еще до премьеры на ТВ обкатывался как клубное шоу, я заработал там свои $50 за выход, кстати, в тандеме с Галыгиным. Но, как по мне, этот телеформат куда сложнее по интенсивности, нежели КВН, где нужно три-четыре раза в год, ну, семь-восемь при успешном раскладе, сыграть на сцене, гастроли не в счет.

Потрясающая концентрация талантливых белорусов в одном кадре в гостях у Евгения Маргулиса: Вадим Галыгин, "Леприконсы" во главе с Ильей Митько и главный человек на съемочной площадке Кирилл Папакуль. Фото: Михаил ЗИЛЬБЕР

Потрясающая концентрация талантливых белорусов в одном кадре в гостях у Евгения Маргулиса: Вадим Галыгин, "Леприконсы" во главе с Ильей Митько и главный человек на съемочной площадке Кирилл Папакуль. Фото: Михаил ЗИЛЬБЕР

- Тогда ты и решил поступать на кинорежиссуру?

- На Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Сначала к Владимиру Хотиненко. Но он отверг мои литературные работы – подвел КВН. Хотиненко, наверное, увидел в них легкий жанр и решил, что с таким «мясом» ему работать неинтересно. Правда, порекомендовал меня другому мастеру – Алле Суриковой. Я сначала расстроился, вроде как передали из рук в руки. Но потом ни разу об этом не пожалел: Алла Ильинична с ее личным подходом стала для меня не просто мастером, а маМастером! И она мне не раз говорила: «Кирилл, надо всегда ввязываться в драчку! На вопрос «можешь ли ты?» отвечай: «могу!». Как бы ты не снял, это будет положительный опыт. И совсем скоро с головой ушедший в Comedy Club Вадим Галыгин, с которым мы на тот момент несколько лет не виделись, пока я учился, позвонил мне и спросил: «Кирилл, а ты уже можешь быть режиссером?» И я уже мог.

Мастера Кирилла Папакуля на Высших курсах сценаристов и режиссеров Алла Сурикова и Владимир Фокин на премьере его дебюта в большом кино - "Очень русского детектива". Фото: Личный архив

Мастера Кирилла Папакуля на Высших курсах сценаристов и режиссеров Алла Сурикова и Владимир Фокин на премьере его дебюта в большом кино - "Очень русского детектива". Фото: Личный архив

- В итоге, на дипломе у тебя был полнометражный фильм «Очень русский детектив» – снова комедия…

- И это мне очень помогло, хотя председателем комиссии был все тот же Владимир Хотиненко. Защита выглядела так: дипломант сидит в кругу, вокруг него мастера – режиссеры Алла Сурикова, Владимир Меньшов, Владимир Фокин, а еще продюсеры, сценаристы, драматурги. Все они заранее получают диски с дипломными фильмами, а на самой защите кинокритик зачитывает развернутую рецензию. «Очень русский детектив» оценивала умудренная опытом проректор курсов Рена Яловецкая – она три дня со мной общалась, прежде чем написать рецензию аж на пять страниц! Затем начинаются прения, один говорит: качество продюсирования, шутки ниже пояса, смерть и убийства, пародия на американские фильмы – зачем это нам нужно? Следующий выступает: мы человека полтора года готовили, у него было 70 смен за три месяца, один из них – в грандиозных декорациях, Нью-Йорк, снятый в Москве, пластический грим, пленка, задействован оркестр кинематографии, играют народные артисты Стоянов, Герчаков, Андрейченко – что еще надо? И так все по очереди… Доходит дело до Владимира Хотиненко: «Этот студент снял жанровое кино? Снял! Вот давайте уже за это подпишем ему диплом. А то сплошные Тарковские – за***ли!»

На съемках своего крайнего на сегодня полного метра "Новогодний переполох" Кирилл работал с мэтром Владимиром Меньшовым, который в свое время был в комиссии, оценивавшей его диплом. Фото: Личный архив

На съемках своего крайнего на сегодня полного метра "Новогодний переполох" Кирилл работал с мэтром Владимиром Меньшовым, который в свое время был в комиссии, оценивавшей его диплом. Фото: Личный архив

Кстати, 18 ноября исполнилось ровно 10 лет с премьеры этой дебютной картины, которая состоялась в московском кинотеатре «Октябрь», с чем я всех и поздравляю, в частности Вадика Галыгина, поверившего в меня.

- Ты упомянул подход Суриковой: снимайте, даже если получается не все. Такое случалось?

- Наш второй мастер Владимир Петрович Фокин учил: если в процессе работы видишь, что выходит плохо – исправляй. Иначе в будущем, даже случайно увидев где-то свое кино, ты всегда будешь отворачиваться в этом месте. Таких сцен, чтобы глаза мои не видели, к счастью, в моих работах нет, но ошибки я анализирую, хотя зритель их может и не заметить. Например, ты не попросил актера глубже оценить ситуацию, и сам увлекся другими важными деталями. Вообще, режиссер, по-моему, самая сложная профессия в искусстве: у него целая армия посредников от замысла до произведения. В этом отношении Хотиненко самым счастливым человеком на земле считал Пласидо Доминго: «Он только открывает рот – и льется чистое искусство!»

ОБ ОПЕРАЦИИ «БАГРАТИОН» ХОЧУ СНЯТЬ ИСТОРИЮ ПОЧТИ ПО БЫКОВУ

- Ты часто работал с комедиями. Теперь на кино- и телекомедии люди частенько жалуются – мол, много повторов. Это с юмором что-то произошло или мы его переросли?

- Штампы идут, конечно. Но и зритель вырастает. Молодежь вряд ли решит пересмотреть 410 серий «Папиных дочек» – на ловца и зверь бежит, при такой гонке и ассортименте случаются повторы. За несколько лет юмор стал пожестче, но для нового поколения зрителей – то, что надо. Да и зритель всегда умнее, чем мы о нем думаем: он перещелкивает канал тогда, когда видит не только повтор, но плохую режиссуру или даже продюсирование.

На съемках "Большой разницы" Кирилл снял пародию на фильм своего маМастера Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов". Фото: Личный архив

На съемках "Большой разницы" Кирилл снял пародию на фильм своего маМастера Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов". Фото: Личный архив

А этот эпизод "Большой разницы" требовал некоторых объяснений с актером - наверное, снова сказалось, что Кирилл из Беларуси. Фото: Личный архив

А этот эпизод "Большой разницы" требовал некоторых объяснений с актером - наверное, снова сказалось, что Кирилл из Беларуси. Фото: Личный архив

- Но ты пока не в юморе – режиссируешь «Квартирник у Маргулиса» на НТВ.

- Однако команда, создавшая «Квартирник», – это КВНщики из Новосибирска. Они, на минуточку, чемпионы мира по корпоративному кино, а это их первый большой телепроект. Когда программа переходила с канала на канал, освободилось место режиссера, а мой друг, тоже известный новосибирский КВНщик и музыкант, Александр Пушной порекомендовал меня своим друзьям. Через неделю я уже приступил к съемкам: Гребенщиков, Brainstorm, «Танцы минус», «Калинов мост», «Город 312», Богушевская, «Рондо» и Баста! Причем впервые работая одновременно на трех позициях – режиссер, второй режиссер и телережиссер, управляя сразу 7 операторами, а до начала съемок конспектируя саундчеки музыкантов. И я ввязался в драчку, а теперь не представляю жизни без «Квартирников» – идеальная работа, если любишь музыку так, как люблю ее я, а также Маргулис и его команда! За этот год мы сняли их уже полсотни, а на днях закончились 4-дневные съемки «Новогодника»... Открою секрет: прямо в новогоднюю ночь в гости к Маргулису на НТВ придут музыканты и артисты, которых вообще не найдешь на других кнопках - 2,5 часа, «незваные гости», и все это живой звук! Будет нечто: «Новогодник у Маргулиса» – уникальный проект.

Кирилл Папакуль снял более полусотни "Квартирников у Маргулиса", в том числе и выпуск с Владимиром Пресняковым. А недавно режиссер снимал в Минске концерт памяти Александра Куллинковича - майка Кирилла напоминает об этом событии. Фото: Михаил ЗИЛЬБЕР

Кирилл Папакуль снял более полусотни "Квартирников у Маргулиса", в том числе и выпуск с Владимиром Пресняковым. А недавно режиссер снимал в Минске концерт памяти Александра Куллинковича - майка Кирилла напоминает об этом событии. Фото: Михаил ЗИЛЬБЕР

Порой с такими именитыми гостями "Квартирника у Маргулиса", как Михаил Жванецкий, Кириллу находит общий язык всеми возможными способами. Фото: Владимир МЕРНИКОВ

Порой с такими именитыми гостями "Квартирника у Маргулиса", как Михаил Жванецкий, Кириллу находит общий язык всеми возможными способами. Фото: Владимир МЕРНИКОВ

- А чем отличаются съемки телеконцерта от киносъемок?

- В кино ты снимаешь кадрами и дублями, а тут все на одном дыхании – мы сохраняем атмосферу квартирника. Ну, и артисты разные, постоянно меняются. Есть те, к кому не достучишься по разным причинам, как к Басте или к Илье Лагутенко. А к Гребенщикову или Преснякову наоборот: и подойти страшно, но как раз они внимательно тебя слушают и учитывают все пожелания – old school. Из таких же открытых и Александр Иванов, однако, у него есть свита – к артисту не подступиться. Но как я удивился, когда почти перед записью сам Александр подходит ко мне: «Скажите, Кирилл, а сколько времени до начала?» По плану у нас всего 10 минут, но я деликатно спрашиваю: «А сколько вам надо?» – «Нам бы успеть нае*ениться!», – радостно отвечает Иванов и показывает на 2 бутылки водки на столе. Я говорю, что осталось, в общем-то, всего 10 минут. «Нам хватит!» – уверенно говорит Александр об участниках «Рондо». И мы не только начинаем по графику, но все идет с рок-н-ролльным огоньком, и уже через час Иванов сидит в кадре на шпагате. Кстати, после концерта я ему открываюсь, что в КВНовскую молодость мы перепевали его «Неласковую Русь» как «Моя родная Беларусь!» (финалка нашего полуфинала с Питером). Раздухоренный Иванов аж засиял: «Так мы точно так же поем! Когда у вас выступаем».

Так выглядит управление сразу 7 камерами на площадке "Квартирника...". Фото: Михаил ЗИЛЬБЕР

Так выглядит управление сразу 7 камерами на площадке "Квартирника...". Фото: Михаил ЗИЛЬБЕР

На съемках "Новогодника у Маргулиса" было весело - Кирилл с Алексеем Кортневым и Максимом Леонидовым. Фото: Михаил ЗИЛЬБЕР

На съемках "Новогодника у Маргулиса" было весело - Кирилл с Алексеем Кортневым и Максимом Леонидовым. Фото: Михаил ЗИЛЬБЕР

А вот на саундчеке у Гребенщикова в какой-то момент съемочная группа стала засыпать. Оказывается, это клавишник «Аквариума» полчаса играет классику или что-то из своих сочинений. Бас-гитарист Александр Титов сидит с бокалом вина и читает книгу на айпаде. А сам БГ составляет сет-лист и переводит названия своих песен для ударника-ирландца Лайама Бредли: «Человек из Кемерово» – The Man from Kemerovo, «Мама, я не могу пить больше» – Mama, I Can`t Drink Anymore, «Пока не начался джаз» - Before the Jazz Begins, «Встань у реки» - Stand by the River, «Прикуривая у пустоты» - Lighting Up from the Void... Мы еще шутили: если бы хотели себе представить саундчек Гребенщикова, наверное, так все и выглядело бы.

Возможно, Михаил Ефремов сомневался, но Кирилл всем своим видом показывал, что он из Беларуси: кепка с орнаментом, а на кофте надпись "Радзіма". Фото: Михаил ЗИЛЬБЕР

Возможно, Михаил Ефремов сомневался, но Кирилл всем своим видом показывал, что он из Беларуси: кепка с орнаментом, а на кофте надпись "Радзіма". Фото: Михаил ЗИЛЬБЕР

- Но в музыке ты тоже не случайный человек – играешь в группе "АПОТОМ".

- При трудоустройстве на «Квартирник» для меня впервые сыграло бонусом то, что я разбираюсь в музыке, мол, «хорошо, что ты не просто режиссер, но и в музыке не случайный человек». Теперь я и работаю, и кайфую, чего не могу себе позволить в своем музыкальном проекте, от которого я просто получаю удовольствие уже без малого 30 лет, играя Happy Metal Rock. Группа «АПОТОМ» зародилась в минской школе № 25 на автозаводе. Я и мой добрый корешок Костя Жуков сделали это. На сегодня у нас с друзьями 3 альбома, которые записываем время от времени, постоянно повышая качество звучания и кайфа. Первый альбом был экспериментом и называется «Там посмотрим». Второму альбому 23 ноября исполнилось 15 лет, его нам помог записать Саша Пушной, поэтому он называется «Вот-вот». Третий альбом вышел в этом году при участии созвездия профессиональных музыкантов и звукорежиссеров Беларуси и не только, так что его имя «Все еще» и найти его можно в интернете везде! Кстати, музыку «АПОТОМ» всегда можно услышать в моем кино.

Группа "АПОТОМ" зародилась у Кирилла Папакуля и его друга Константина Жукова еще в школе. Фото: Нелли СЧАСНАЯ

Группа "АПОТОМ" зародилась у Кирилла Папакуля и его друга Константина Жукова еще в школе. Фото: Нелли СЧАСНАЯ

- Ты хотел бы снять какое-то кино в Беларуси или о Беларуси?

- У меня только что сбылась мечта – как режиссер я впервые поработал на родине, участвовал в подготовке и съемке концерта памяти Александра Куллинковичa, лидера группы Neuro Dubel (хотя лучше бы мечты сбывались не по такому поводу). Да, лет пять в 90-х я работал свадебным оператором, умел снимать эпизоды так, чтобы обходиться без монтажа – этому же потом учили на курсах. Но с режиссурой не складывалось. Теперь буду мечтать о киносъемках, и над своей мечтой я работаю. Однажды Вадим Галыгин подавал на бюджетное финансирование в Беларуси два проекта. Один из них вышел – фильм «Вот это любовь!». Альтернативным и пока нереализованным проектом был мой многосерийный фильм о Второй мировой – история о взаимоотношениях двух генералов по разные стороны фронта. В этом найденном мной потрясающем сценарии, он так и называется «Два генерала», говорилось не о боях (тем более речь о малобюджетном кино), а о захватывающей кабинетной стратегии. Есть в загашнике и проработанная идея об оккупационных событиях времен операции «Багратион», под кодовым названием «Мост», над реализацией которой мы работаем вместе с Артемом Баронецким, еще одним «однополчанином» по команде КВН БГУ, который скучает по родине (мы давно живем в Москве). Она пока разработана на уровне тритмента – написан поэпизодный развернутый сценарный план. Не буду вдаваться в детали сюжета, но его драматизм напоминает Василя Быкова. Короче, я себя сдал: мне интересно драматическое кино и кино о войне в частности.

На съемках "Нереальной истории" было жарко, так что актерам в стилизованных под эпоху костюмах можно только посочувствовать. Фото: Григорий МУМРИКОВ

На съемках "Нереальной истории" было жарко, так что актерам в стилизованных под эпоху костюмах можно только посочувствовать. Фото: Григорий МУМРИКОВ

Кстати, сразу после концерта памяти Куллинковича произошел удивительный случай. Ко мне подходит в закулисье Лесли Найф из металл-группы Gods Tower, которых я ценил в свои 20 лет, как любой белорусский меломан. Лесли говорит: «Кирилл, можно с тобой сделать селфи?» Я сразу перебиваю, мол, а можно мне? И давай тарахтеть, как обожал Gods Tower в 90-х. Наконец, спрашиваю: «А ты что, фанател по КВН?» Он говорит: «По какому КВН? Я знаю тебя по «Кинопоиску», и за список твоих работ я тебя уважаю». Тогда спрашиваю: «А что же тебя зацепило?» И Лесли отвечает: «Понимаешь, Кирилл, в мире много талантливых режиссеров, которые еще ничего хорошего не сняли, но им приходится оттачивать мастерство».

Фото предоставлены героем материала

СПРАВКА «КП»

Кирилл ПАПАКУЛЬ, 42 года. Дважды чемпион Высшей лиги КВН в составе команды БГУ (1999, 2001), обладатель Летнего Кубка (2000), «Золотого КиВиНа» (2001) и звания «Мистер КВН-99». Окончил отделение психологии Философско-экономического факультета БГУ и мастерскую игрового кино Аллы Суриковой-Владимира Фокина на Высших курсах сценаристов и режиссеров (Москва). Снял кинокомедии «Очень русский детектив» и «Новогодний переполох», эпизоды сериалов «Папины дочки. Суперневесты», «Однажды в милиции», «Нереальная история», «Даешь молодежь!», «Гылыгин.Ру» и других. Теперь – режиссер музыкальной передачи «Квартирник у Маргулиса» на канале НТВ. Лидер белорусской рок-группы «АПОТОМ». Женат, воспитывает дочку, старший сын – студент Белорусской государственной академии музыки.