+12°
Boom metrics
Кишинев19 февраля 2020 16:07

Кишиневские маршрутчики - «КП»: Проблему не решить даже при стоимости проезда в 11 леев

Водители микроавтобусов считают, что у них остался только один выход — акции протеста
Маршрутчики требуют существенного повышения тарифов на проезд.

Маршрутчики требуют существенного повышения тарифов на проезд.

Фото: Сергей СЕДЛЕЦКИЙ

В Кишиневе водители маршруток могут объявить забастовку в знак протеста против «дискриминационного отношения к ним» муниципальных властей. Об этом заявил председатель Ассоциации работодателей автомобильных перевозчиков (APOTA) Олег Алекса, но не уточнил, когда именно водители столичных маршруток могут прекратить работу.

О сложившейся ситуации мы побеседовали с владельцем одного из маршрутов, Николаем Середняком, который работает в транспортной сфере с начала 1970-х годов.

- Олег Алекса считает, что стоимость проезда в маршрутках должна составлять 9,81 лея...

- В 90-е у нас было 2200 машин, создали 5 тысяч рабочих мест, инвестировали 100 миллионов евро...

- Не может быть, что так много!

- Я ручаюсь за эту сумму! С 1994 года маршрутчики покупают машины, до сегодняшнего дня машины обновились по несколько раз. Каждая стоила в среднем 20 тысяч евро... Мы долго считали, так что за эту сумму я ручаюсь.

- Олег Алекса сказал, что в среднем маршрутчик в день перевозит 400 пассажиров, это 1200 леев. Мало? Невыгодно?

- Это в среднем, но есть маршруты. Которые перевозят меньше людей. Давайте считать. 400 пассажиров — это около 30 литров, 500 леев на топливо в день. Есть статьи расходов, а их одиннадцать на содержание машин. Без хоть одной из этой статьи машина на линию не выйдет. Я уж не говорю о зарплатах, амортизации и накладных расходах. 500 леев на топливо плюс еще 500 леев — это одиннадцать статей расходов. Получается тысяча леев. И 200 леев в день — это амортизация, чтобы купит новые машины. Ничего не остается. Эти 200 леев уходят либо на зарплату, либо на амортизацию. Значит. Не остается на амортизацию. Машины работают, добиваются до последнего и все! Денег не накоплено, чтобы купить новую машину. Поэтому из 2200 осталось меньше 700 машин. И каждую неделю убывают — минус 20 машин. Впереди весенний техосмотр. Машину надо подкрасить, поменять рулевые тяги, втулки, чтобы не было люфта в передних колесах... Надо купить дорогую страховку, заплатить дорожный налог... И многие из оставшихся машин этот техосмотр не переживут. Вот такая перспектива...

- Сколько, по-вашему мнению, должен стоить проезд в маршрутке?

- Трудно сказать. На каждом маршруте своя экономика! Свое количество пассажиров! Если мы назначим среднюю цену, то 103-й маршрут будет жировать, в то время как мой 129-й, которые ездит из Дурлешт на чекану, 24 километра, будет еле-еле сводить концы с концами, а при первом же повышении цен на топливо будет банкротиться. Поэтому мы, пять фирм, дали расчеты, получается, что на каких-то маршрутах стоимость проезда должна стоить 11 леев, у кого-то — девять леев, у кого-то — десять. Минимум — это семь с чем-то леев. И это все равно не решает проблемы ни перегруза, ни недовольства пассажиров, ни удовлетворительной перевозки, я имею в качество услуги! Я хочу сказать, что мне, конечно, неудобно говорить об этом перед людьми, пассажирами, у которых маленькие зарплаты, перед пенсионерами! Но мне еще совестнее перед моими владельцами машин, которые вложили деньги! Раньше на одной машине по три человека работали! Эти люди не бастовали, они бросали машин, семьи и уезжали на заработки за границу. Водитель маршрутки встает в четыре часа утра и работает до позднего вечера. А он один, поэтому работает ежедневно! А по закону он должен работать восемь часов в сутки. А где взять водителей? Чем им платить? Проблема не решается.

- Выход — бастовать?

- А что остается?! Завтра заседание муниципального совета, если никаких решений принято не будет, у марш9рутчиков не остается выбора, кроме акции протеста. И не просто бастовать с плакатами на площади, а водители просто не выдут на маршруты. И никто их не заставит выйти. Надо дать маршрутчикам право на каждом маршруте устанавливать свой тариф, но сделать потолок, ограничить их. И они не возьмут лишнего с людей, потому что мало будет пассажиров, если задерут цены. Но и сами не будут в убытке!

Еще больше новостей - на нашем Телеграм-канале!