Общество21 июля 2020 1:00

«Когда приезжаю на зарубежные предприятия, уже не вижу никаких различий с нашим производством»

За последние годы на Горьковском автозаводе произошли серьёзные изменения как в технологическом перевооружении производств, так и в разработке новых продуктов
Юрий ШАМИН
Горьковский автозавод развивается вместе со страной. На первом плане - «ГАЗель NEXT», цельнометаллический фургон для перевозки грузов. Фото: Михаил Сорокин

Горьковский автозавод развивается вместе со страной. На первом плане - «ГАЗель NEXT», цельнометаллический фургон для перевозки грузов. Фото: Михаил Сорокин

У руля этих преобразований стоит команда автозаводцев во главе с управляющим директором ГАЗа, директором дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» «Группы ГАЗ» Андреем Софоновым, который прошел вместе с заводом более чем 20-летний путь от слесаря механосборочных работ до руководителя предприятия. О жизни и работе руководителя одного из главных автомобильных заводов страны и о том, что составляет ДНК «Группы ГАЗ» - в эксклюзивном интервью КП.

- Андрей Алексеевич, расскажите, как вы пришли на ГАЗ?

- В начале 90-х в городе Павлово Нижегородской области, где я родился и вырос, было не много заводов, куда стремился попасть каждый парень: либо оборонные «Гидроагрегат» и «Восход», либо Павловский автобусный завод. Там и развитие, и стабильная зарплата. Прием почти на все предприятия был закрыт, и никакого дефицита кадров, как сейчас, не было.

Вопрос с трудоустройством для меня назрел после армии - в 1994 году. Тогда в Павлове была подшефная футбольная команда Павловского автобусного завода «Торпедо», выступавшая во второй лиге российского чемпионата, на ее домашние игры съезжался весь район. Капитаном этой команды был мой брат. Именно он и помог мне устроиться на Павловский автобусный завод — никаким не начальником, а простым слесарем на сборочный конвейер, на операцию установки тормозной системы.

Машины, кстати, меня привлекали всю жизнь. Еще мальчишкой я целыми днями просиживал за рулем легендарного ГАЗ-53. Сосед приезжал на обед с работы и разрешал нам поиграть в кузове или посидеть в кабине. Когда появилась возможность, купил свой первый автомобиль - старенькую «шестерку».

Два года отработал на Павловском автобусном заводе, затем мы с супругой и нашим первенцем переехали в Нижний Новгород. Нужно было твердо встать на ноги. Был опыт, было понимание, как собираются автомобили и из каких процессов состоят операции - куда идти как не на ГАЗ? Пришел в отдел кадров. Единственным подразделением, куда набирали персонал, было производство цельнометаллических фургонов «ГАЗель». Тогда на заводе только начинали собирать эту модификацию, машины разлетались как горячие пирожки.

- Какое впечатление произвел тогда ГАЗ?

- Поразили масштабы - с Павловским автобусным не сравнить! Первые роботы, первые автоматические линии я увидел именно здесь. Устроился на ГАЗе слесарем-инструментальщиком в цех сварки цельнометаллических кузовов, работал на самом современном на тот момент оборудовании. После ПАЗа, где в те времена в основном был ручной труд, это было настоящим переворотом сознания. Было понятно, что для того, чтобы развиваться, расти, нужны знания, поэтому пошёл учиться на вечернее отделение в Автозаводской высшей школе, филиале Политеха.

Управляющий директор Горьковского автозавода Андрей Софонов. Фото: Михаил Сорокин.

- Помните дефолт 1998 года? С тех пор ГАЗ переживал не один кризис. Как вообще Вы относитесь к трудностям?

- 1998-й не стал для меня стрессом - просто потому что ничего за душой не было и терять в общем-то было нечего, ответственность была только за свою семью. Совсем другое дело - кризис 2008-2009 годов. Я тогда уже работал в должности технического руководителя сборочно-кузовного производства. Ответственность за коллектив - тяжкая ноша. Тогда приходилось сжимать производство и проводить серьезную оптимизацию персонала. Но я считаю, что трудности мобилизуют человека и весь коллектив. ГАЗ всегда выходил из кризиса с новым продуктом, так и произошло и в тот период – в 2010 году мы выпустили модернизированное семейство «ГАЗель БИЗНЕС». Запомнилось, как в 2011-2012 годах мы запускали сразу несколько контрактных производств: автомобилей Фольксваген, Шкода и Шевроле, одновременно разрабатывали собственную модель «ГАЗель NEXT».

В 2012-м я был назначен на должность главного технолога Автозавода «ГАЗ». Многие мои соратники были удивлены таким неоднозначным поворотом в карьере. А мне он, наоборот, показался интересным. Я хорошо знал сварочно-кузовное производство и сборку грузовых автомобилей. А на позиции главного технолога смог изучить и другие производства в АЗ «ГАЗ» - окраску, логистику, производство спецтехники. Летом 2013-го выхожу из отпуска – а мне предлагают занять должность директора по производству Автозавода «ГАЗ», которая также предусматривала управление проектом по выпуску автомобилей Daimler. Возможно, именно трудности меня закалили.

- Как получилось, что Вам предложили возглавить дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили»?

- В 2018 году мой предшественник, директор дивизиона Павел Середа - профессионал с большой буквы - решил попробовать себя в другой отрасли и рекомендовал мою кандидатуру на эту должность. Для меня это было крайне неожиданным предложением, если не сказать шоком. Теперь в зоне ответственности не один завод, цеха которого ты изучил вдоль и поперек, а целый бизнес. Масштабы совсем другие: здесь и стратегия, и продажи автомобилей, и производство компонентов на других площадках – «Нижегородских моторах», Ульяновском моторном заводе, Саранском заводе автосамосвалов, сборочное производство в Турции. Разноплановых задач и постоянных изменений гораздо больше, управленческие решения гораздо сложнее.

- Это назначение изменило Вашу жизнь в бытовом плане? Как выглядит Ваш обычный рабочий день?

- В 6 утра приходят сводки по итогам работы за сутки. Тогда же начинается подготовка к первому оперативному совещанию на гембе (производственная площадка – прим. КП) в 7:30. За это время нужно еще успеть побывать в одном из производственных подразделений, чтобы своими глазами увидеть проблемы и понять, нужна ли помощь в их решении. В моем планировщике расписаны каждые 15 минут. Кажется, что рабочий день не заканчивается никогда! Даже во сне думаешь, как что-нибудь на производстве улучшить (смеется).

Хорошо, что дети уже подросли. Прихожу домой — они еще не спят. Да и вообще стараюсь провести каждую свободную минуту время с родными и близкими, но удается это урывками.

- При этом Вы и в корпоративных лыжных соревнованиях, и в волейбольных турнирах участвуете, а совсем недавно лично курировали на заводе культурный проект «Линии театра». Как удается находить на это время?

- Спорт как раз необходим, чтобы сохранить форму. К нему меня приучил мой отец и старший брат. В школе я был физоргом, нарабатывал первые навыки командной работы - ты ведь отвечаешь не только за себя, но и за свои коллектив. Меня всегда привлекали именно командные виды спорта, такие, как волейбол, футбол.

В футболе в молодости часто выступал центральным нападающим. Но тренер мог поставить и на фланг, в зависимости от того как складывается игра. Сейчас я переместился в оборону - с позиции центрального защитника можно лучше определить стратегию игры - видно всю картину, понимаешь, как развиваются события и легче управлять ситуацией. Хотя, чего уж там - иной раз могу и на воротах постоять.

- ГАЗ приостанавливал работу в майские праздники. А как у вас они прошли? Удалось отдохнуть?

- Давно уже не отдыхаю на майские. Раньше длинные выходные мы всей большой семьей проводили у родителей на грядках – сажали картошку. Это такая семейная традиция, которую я помню с детства.

Но в последние годы вырваться к родным все сложнее. Майские праздники мы обычно отводим под подготовку к новым проектам. Этот год, несмотря на сложности в экономике, не стал исключением. Занимались подготовкой производства бескапотного среднетоннажного грузовика, наращивали объем выпуска нового каркасного автобуса «ГАЗель City».

Современный ГАЗ - инновационное производство. Сборочные линии роботизированы и требуют от работников высокого профессионализма.

- Работа руководителя связана с частыми командировками. Какая из поездок вам особенно запомнилась?

- Моя первая иностранная командировка была в феврале 2012 года. Сначала мы с коллегами улетели в Аргентину, чтобы ознакомиться с процессом сварки кузовов Mercedes-Benz Sprinter Classic на местном заводе Daimler, чтобы перенести его на нашу площадку. Затем - перелет в Москву и сразу вылет с другой группой в Южную Корею по проекту «ГАЗель NEXT». Вместе с партнерами мы вели согласование технологической документации на сварочное оборудование. Обе командировки насыщенные, работа с утра до ночи.

Бросилось в глаза, насколько гибки и мобильны корейцы, как быстро разрабатывают оснастку. На одном маленьком предприятии ведется металлообработка, на втором - фрезеровка станины, на третьем — термообработка, на четвертом точат ролики. А пятая площадка собирает готовый узел. И все одновременно. Второе, что запомнилось —унификация, когда в конструкции сварочных кондукторов применяются стандартные элементы, за счет чего можно быстро изготовить любую оснастку. Мы переняли этот опыт, наши узлы проектируются исходя из стандартных, легкодоступных компонентов. Спустя почти десять лет, когда я приезжаю на другие зарубежные предприятия, уже не вижу никаких различий с нашим производством, и это радует.

- Вы чувствуете, что возглавляете особенный дивизион? Цех сборки грузовиков, роботизированный комплекс сварки - гостей ведут на экскурсию в первую очередь к вам.

- Да, один из руководителей «Группы ГАЗ» частенько говорил: «мы работаем в шоу-бизнесе». Я тогда не понимал смысла этой фразы. А теперь понял, что он имел в виду. Большое количество делегаций с разных предприятий, партнеры, иностранные гости, школьники, студенты, руководители государственных ведомств - очень часто они приезжают на предприятие в первый и единственный раз. Но то, что они увидят, останется в памяти навсегда. И мы показываем, что завод стал другим – современным, передовым. Разово навести лоск, помыть полы, «покрасить травку» - такое не пройдет. Только непрерывные улучшения и постоянная мобилизация каждый день! Но конечно, мы работаем не для делегаций, а для того, чтобы наш бизнес стал самым эффективным в России, и не только.

- Что, на ваш взгляд, главное в «Группе ГАЗ»?

- Производственная система. Это наша ДНК. Все мое развитие связано с ней. Несколько лет назад я окончил курс MBA «Производственные системы» Бизнес-школы МГУ имени Ломоносова. Рад, что мне посчастливилось работать вместе с Александром Николаевичем Моисеевым, директором по производственной системе «Группы ГАЗ», который, к огромному сожалению всего нашего коллектива, в этом году ушел из жизни.

Мы добились хороших результатов во внедрении идеалов производственной системы «ГАЗ». Но нельзя на этом останавливаться. Весь мой опыт говорит: любые, даже самые сложные цели, достижимы только благодаря команде. Производство - это не столько про «железо» и технологии, сколько прежде всего про развитие людей. Сотрудники, которые прониклись философией бережливого производства, всегда находят «изюминки» и нестандартные решения. Сохранить эту философию можно, если люди постоянно работают над своим развитием. Когда компания не только уделяет внимание личностному и карьерному росту, но и развитию их управленческих навыков, навыков принятия решения, решению сложных изобретательских задач.

- Есть ли он, особый автозаводский характер?

- Безусловно. Об этом говорит вера людей в то, что они могут справиться с любой задачей. Этот характер был заложен на ГАЗе исторически, когда в 1930-х годах рабочие возвели завод в рекордные сроки, и когда во время войны с утра до глубокой ночи трудились за станками и смогли восстановить завод после бомбардировки за 100 штурмовых дней и ночей. Это и про запуск в тяжёлые 90-е годы нового лёгкого грузовика, который смог выиграть конкуренцию с иномарками. Все это сформировало авторитет марки «ГАЗ». Этот характер передается из поколения в поколение нашим сотрудникам. Нам ни в коем случае нельзя опускать эту планку.

БИЗНЕС-ПРЕСС