Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество31 марта 2022 9:55

БКЛ – гордость российского метростроения

Константин Маслаков («МИП-Строй 1»), рассказал о ходе реализации проекта БКЛ и технологиях строительства метро
Владимир Владимирович Путин открывает новый сегмент БКЛ, декабрь 2021 года. Фото: stroi.mos.ru

Владимир Владимирович Путин открывает новый сегмент БКЛ, декабрь 2021 года. Фото: stroi.mos.ru

Развитая инфраструктура – один из основополагающих факторов экономического роста мегаполиса, поэтому Правительство Москвы уже более 10 лет реализует масштабную программу по модернизации и расширению столичной транспортной системы. Сейчас она особенно актуальна: улучшение связей между различными районами города создаст дополнительные стимулы для развития бизнеса.

Один из ключевых элементов программы – расширение сети метрополитена. При этом самым масштабным столичным метропроектом стало строительство Большой кольцевой линии.

Символ мощи московских метростроителей

Большое кольцо можно смело назвать мегапроектом, который кардинально изменит транспортную ситуацию в российской столице.

«После завершения строительства всего объекта, в смычке Большой кольцевой линии, а это 70 км пути, она будет претендовать на то, чтобы превратиться в самое длинное метрокольцо в мире. Реализацией такого масштабного, крайне востребованного проекта москвичи по праву могут гордиться», – отмечал президент России Владимир Путин.

Впрочем, отечественные метростроители уже установили несколько рекордов. Один из них даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса: при строительстве метро были одновременно задействованы 23 щита – так специалисты называют механизированные комплексы, созданные для быстрой проходки тоннелей. Большинство из них использовалось именно для возведения конструкций БКЛ.

Кроме того, запущенный 7 декабря прошлого года сегмент Большого кольца от «Каховской» до «Мневников» стал самым протяженным участком в истории московского метро, одновременно введенным в эксплуатацию – более 20 км.

«Еще один рекорд, установленный метростроителями – скорость проходки тоннелей. Десятиметровый щит «Лилия» прошел за месяц 500 погонных метров – такой результат более чем на 100 метров превышает обычную скорость проведения таких работ», – отметил Константин Маслаков, генеральный директор компании «МИП-Строй 1». Это ведущее строительное подразделения единого оператора строительства метро – холдинга «Мосинжпроект».

Мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин с командой «МИП-Строй 1». Фото: stroi.mos.ru

Мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин с командой «МИП-Строй 1». Фото: stroi.mos.ru

«Опорный каркас всей транспортной системы»

Масштабы новой линии поражают, но только такой проект мог справится с задачей, которая стоит перед Большим кольцом.

«Это как раз тот ключевой проект, который является вместе с МЦК, по сути, новым опорным каркасом всей транспортной системы Москвы и Московского транспортного узла», – подчеркивал мэр Москвы Сергей Собянин.

Сергей Собянин на открытии нового участка БКЛ. Фото: stroi.mos.ru

Сергей Собянин на открытии нового участка БКЛ. Фото: stroi.mos.ru

С БКЛ будут интегрированы все существующие и перспективные радиальные ветки метро, МЦК, МЦД и станции пригородного железнодорожного сообщения.

Сейчас для пассажиров открыты 22 из 31 станции БКЛ. В 2022-м ожидается завершение проекта: еще в конце прошлого года тоннели кольца замкнулись. При этом, как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, сложившая международная ситуация не повлияет на сроки реализации проекта, поскольку Стройкомплекс Москвы на 95% независим от внешнего рынка.

«Мы по строительству метро полностью обеспечены тоннелепроходческими щитами. Вопросы, связанные с программным обеспечением, с запчастями, мы уже решили. Несмотря ни на что, полностью планируем завершить все работы, связанные с пуском Большой кольцевой линии, со строительством других объектов метро», – подчеркнул Андрей Бочкарев.

Андрей Юрьевич Бочкарёв, Вице-мэр Москвы. Фото: stroi.mos.ru

Андрей Юрьевич Бочкарёв, Вице-мэр Москвы. Фото: stroi.mos.ru

После завершения строительства БКЛ станет новым пересадочным контуром, который изменит схему распределения пассажиропотоков в метро. Москвичам больше не нужно будет ехать в центр города, чтобы сделать пересадку на нужную линию – это позволит экономить до 30 минут на каждой поездке. На 25-30% разгрузятся Кольцевая линия и станции в ее черте.

Кроме того, Большое кольцо улучшит транспортную доступность 34 районов, где проживают более 3 млн москвичей, и создаст дополнительные точки социального и экономического роста за пределами центра города. Это особенно актуально для Москвы с ее ярко выраженной маятниковой миграцией – появление новых рабочих мест ближе к окраинам города позволит частично разгрузить центр города, а значит, улучшится и ситуация на дорогах.

Единый оператор

Необходимость создания второго кольца метростроители осознавали еще в 70-х годах прошлого века, однако на тот момент приоритет отдали развитию радиальных линий. Вернулся к этому проекту мэр Москвы Сергей Собянин, запустивший самую масштабную программу расширения в истории московского метро. За 11 лет создано 69 станций и 143,5 км линий, а с учетом МЦК эти показатели увеличиваются до 100 станций и почти 200 км. При этом программа далека от завершения – только в ближайшие три года планируется запроектировать и построить около 60 км линий, 25 станций метро и три электродепо.

Реализация столь амбициозного проекта в максимально сжатые сроки потребовала концентрации значительных ресурсов и опыта. Для оптимизации работ и повышения их прозрачности выбран единый оператор строительства – компания «Мосинжпроект», которая является одним из ведущих инжиниринговых холдингов в России. Как отмечал генеральный директор «Мосинжпроекта» Юрий Кравцов, особый упор делается на применении передовых технологий метростроения и новейших материалов.

Завершение тоннелепроходки Большой кольцевой линии метро. Фото: stroi.mos.ru

Завершение тоннелепроходки Большой кольцевой линии метро. Фото: stroi.mos.ru

«Это не только позволяет снизить трудовые затраты и повысить технический уровень строительства, но и увеличивает срок эксплуатации инфраструктуры метро. Благодаря использованию современных технологий метростроения и материалов расчетный срок службы новых станций метро в Москве составляет более века», – подчеркивал Юрий Кравцов.

Одним из основных технологических решений, которые позволили ускорить темпы строительства метро, стало размещение станций ближе к поверхности. При таком подходе возникает необходимость переноса инженерных коммуникаций, плотность которых в Москве крайне высока. Однако, при этом снижаются сроки возведения станционных комплексов, экономятся ресурсы и средства (до 30%), а также появляется возможность увеличить объемы проходки тоннелей при помощи щитов.

Последний пункт особенно важен, ведь за последние 10 лет число тоннелепроходческих комплексов в Москве увеличилось в разы: в 2011 году их было всего пять, сейчас – более 30, в том числе четыре 10-метровых щита-«гиганта». Такая техника нужна для проходки двухпутных тоннелей, где курсируют поезда встречных направлений.

Двухпутный тоннель. Фото: stroi.mos.ru

Двухпутный тоннель. Фото: stroi.mos.ru

Оператором первого подобного комплекса в Москве – щита «Лилия» – стала компания «МИП-Строй 1». Как отмечает генеральный директор Константин Маслаков, специалисты компании оперативно прошли дополнительную подготовку для работы с этой техникой.

«У нас собрана команда высококлассных проходчиков, которые имеют опыт работы с ТПМК вплоть до 13 метров в диаметре – такие машины применялись, к примеру, при подготовке инфраструктуры Сочи к Олимпийским играм 2014 года. Щиты-«гиганты» имеют ряд преимуществ – для проходки одного тоннеля диметром 10 метров требуется меньше материалов и персонала, чем для строительства двух 6-метровых тоннелей. К тому же, в тоннеле размещается вентиляционный канал, который позволяет отказаться от устройства дополнительных вентиляционных стволов – это особенно актуально при проведении работ в условиях плотной городской застройки», – подчеркнул Константин Маслаков.

Константин Владимирович Маслаков, Генеральный директор «МИП-Строй 1». Фото: stroi.mos.ru

Константин Владимирович Маслаков, Генеральный директор «МИП-Строй 1». Фото: stroi.mos.ru

Кроме того, чтобы ускорить реализацию программы расширения московского метро, для создания новых станций используются типовые проекты. Они позволяют упростить процесс производства целого ряда элементов станционного комплекса и сократить сроки проектирования и строительства.

Поддержать статус одного из самых красивых метро

Впрочем, использование типовых проектов не означает, что все новые станции похожи друг на друга как две капли воды. Конечно, при расширении сети метро приоритет отдается скорости реализации проекта и функциональности создаваемой инфраструктуры, однако Правительство Москвы также поставило задачу создать оригинальный дизайн станций, который бы поддержал статус московского метро как одного из самых красивых в мире.

Дизайн большинства перспективных станционных комплексов определяется в ходе открытых архитектурных конкурсов. К ним проявляют большой интерес не только российские, но и зарубежные дизайн-бюро.

В архитектуре каждой станции БКЛ отражена связь с районом, где он находится. К примеру, потолок на станции «Зюзино» БКЛ символизирует вид района с высоты птичьего полета – прямоугольники различной высоты и размеров отсылают к типовой застройке, характерной для Зюзино. В свою очередь, наземные вестибюли «Кленового бульвара» имеют форму куполов – таким образом архитекторы подчеркнули, что станция находится рядом с усадьбой «Коломенское», где находится дворец царя Алексея Михайловича.

Станция «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии, визуализация. Фото: stroi.mos.ru

Станция «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии, визуализация. Фото: stroi.mos.ru

В дизайне тоже не обошлось без новаторских решений. В частности, в отделке станции «Воронцовская» БКЛ впервые в истории московского метростроения использовался искусственный камень – кварцевый агломерат, по прочности сопоставимый с гранитом.

Движение вперед

Уникальность Большой кольцевой линии проявляется во всем – и в масштабах, и в технических решениях, и в дизайне. Реализация проекта БКЛ позволила столичным метростроителям получить бесценный опыт, который им, несомненно, пригодится: в ближайшие годы в Москве появится три новых ветки метро:

Уже скоро Большое кольцо заработает в полную силу, однако программа расширения столичной подземки на этом не завершится. Метро – самый популярный вид общественного транспорта в Москве, и его развитие – неотъемлемый и основополагающий элемент развития всего города.