Владимир Владимирович Путин открывает новый сегмент БКЛ, декабрь 2021 года. Фото: stroi.mos.ru
Развитая инфраструктура – один из основополагающих факторов экономического роста мегаполиса, поэтому Правительство Москвы уже более 10 лет реализует масштабную программу по модернизации и расширению столичной транспортной системы. Сейчас она особенно актуальна: улучшение связей между различными районами города создаст дополнительные стимулы для развития бизнеса.
Один из ключевых элементов программы – расширение сети метрополитена. При этом самым масштабным столичным метропроектом стало строительство Большой кольцевой линии.
Большое кольцо можно смело назвать мегапроектом, который кардинально изменит транспортную ситуацию в российской столице.
«После завершения строительства всего объекта, в смычке Большой кольцевой линии, а это 70 км пути, она будет претендовать на то, чтобы превратиться в самое длинное метрокольцо в мире. Реализацией такого масштабного, крайне востребованного проекта москвичи по праву могут гордиться», – отмечал президент России Владимир Путин.
Впрочем, отечественные метростроители уже установили несколько рекордов. Один из них даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса: при строительстве метро были одновременно задействованы 23 щита – так специалисты называют механизированные комплексы, созданные для быстрой проходки тоннелей. Большинство из них использовалось именно для возведения конструкций БКЛ.
Кроме того, запущенный 7 декабря прошлого года сегмент Большого кольца от «Каховской» до «Мневников» стал самым протяженным участком в истории московского метро, одновременно введенным в эксплуатацию – более 20 км.
«Еще один рекорд, установленный метростроителями – скорость проходки тоннелей. Десятиметровый щит «Лилия» прошел за месяц 500 погонных метров – такой результат более чем на 100 метров превышает обычную скорость проведения таких работ», – отметил Константин Маслаков, генеральный директор компании «МИП-Строй 1». Это ведущее строительное подразделения единого оператора строительства метро – холдинга «Мосинжпроект».
Мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин с командой «МИП-Строй 1». Фото: stroi.mos.ru
Масштабы новой линии поражают, но только такой проект мог справится с задачей, которая стоит перед Большим кольцом.
«Это как раз тот ключевой проект, который является вместе с МЦК, по сути, новым опорным каркасом всей транспортной системы Москвы и Московского транспортного узла», – подчеркивал мэр Москвы Сергей Собянин.
Сергей Собянин на открытии нового участка БКЛ. Фото: stroi.mos.ru
С БКЛ будут интегрированы все существующие и перспективные радиальные ветки метро, МЦК, МЦД и станции пригородного железнодорожного сообщения.
Сейчас для пассажиров открыты 22 из 31 станции БКЛ. В 2022-м ожидается завершение проекта: еще в конце прошлого года тоннели кольца замкнулись. При этом, как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, сложившая международная ситуация не повлияет на сроки реализации проекта, поскольку Стройкомплекс Москвы на 95% независим от внешнего рынка.
«Мы по строительству метро полностью обеспечены тоннелепроходческими щитами. Вопросы, связанные с программным обеспечением, с запчастями, мы уже решили. Несмотря ни на что, полностью планируем завершить все работы, связанные с пуском Большой кольцевой линии, со строительством других объектов метро», – подчеркнул Андрей Бочкарев.
Андрей Юрьевич Бочкарёв, Вице-мэр Москвы. Фото: stroi.mos.ru
После завершения строительства БКЛ станет новым пересадочным контуром, который изменит схему распределения пассажиропотоков в метро. Москвичам больше не нужно будет ехать в центр города, чтобы сделать пересадку на нужную линию – это позволит экономить до 30 минут на каждой поездке. На 25-30% разгрузятся Кольцевая линия и станции в ее черте.
Кроме того, Большое кольцо улучшит транспортную доступность 34 районов, где проживают более 3 млн москвичей, и создаст дополнительные точки социального и экономического роста за пределами центра города. Это особенно актуально для Москвы с ее ярко выраженной маятниковой миграцией – появление новых рабочих мест ближе к окраинам города позволит частично разгрузить центр города, а значит, улучшится и ситуация на дорогах.
Необходимость создания второго кольца метростроители осознавали еще в 70-х годах прошлого века, однако на тот момент приоритет отдали развитию радиальных линий. Вернулся к этому проекту мэр Москвы Сергей Собянин, запустивший самую масштабную программу расширения в истории московского метро. За 11 лет создано 69 станций и 143,5 км линий, а с учетом МЦК эти показатели увеличиваются до 100 станций и почти 200 км. При этом программа далека от завершения – только в ближайшие три года планируется запроектировать и построить около 60 км линий, 25 станций метро и три электродепо.
Реализация столь амбициозного проекта в максимально сжатые сроки потребовала концентрации значительных ресурсов и опыта. Для оптимизации работ и повышения их прозрачности выбран единый оператор строительства – компания «Мосинжпроект», которая является одним из ведущих инжиниринговых холдингов в России. Как отмечал генеральный директор «Мосинжпроекта» Юрий Кравцов, особый упор делается на применении передовых технологий метростроения и новейших материалов.
Завершение тоннелепроходки Большой кольцевой линии метро. Фото: stroi.mos.ru
«Это не только позволяет снизить трудовые затраты и повысить технический уровень строительства, но и увеличивает срок эксплуатации инфраструктуры метро. Благодаря использованию современных технологий метростроения и материалов расчетный срок службы новых станций метро в Москве составляет более века», – подчеркивал Юрий Кравцов.
Одним из основных технологических решений, которые позволили ускорить темпы строительства метро, стало размещение станций ближе к поверхности. При таком подходе возникает необходимость переноса инженерных коммуникаций, плотность которых в Москве крайне высока. Однако, при этом снижаются сроки возведения станционных комплексов, экономятся ресурсы и средства (до 30%), а также появляется возможность увеличить объемы проходки тоннелей при помощи щитов.
Последний пункт особенно важен, ведь за последние 10 лет число тоннелепроходческих комплексов в Москве увеличилось в разы: в 2011 году их было всего пять, сейчас – более 30, в том числе четыре 10-метровых щита-«гиганта». Такая техника нужна для проходки двухпутных тоннелей, где курсируют поезда встречных направлений.
Двухпутный тоннель. Фото: stroi.mos.ru
Оператором первого подобного комплекса в Москве – щита «Лилия» – стала компания «МИП-Строй 1». Как отмечает генеральный директор Константин Маслаков, специалисты компании оперативно прошли дополнительную подготовку для работы с этой техникой.
«У нас собрана команда высококлассных проходчиков, которые имеют опыт работы с ТПМК вплоть до 13 метров в диаметре – такие машины применялись, к примеру, при подготовке инфраструктуры Сочи к Олимпийским играм 2014 года. Щиты-«гиганты» имеют ряд преимуществ – для проходки одного тоннеля диметром 10 метров требуется меньше материалов и персонала, чем для строительства двух 6-метровых тоннелей. К тому же, в тоннеле размещается вентиляционный канал, который позволяет отказаться от устройства дополнительных вентиляционных стволов – это особенно актуально при проведении работ в условиях плотной городской застройки», – подчеркнул Константин Маслаков.
Константин Владимирович Маслаков, Генеральный директор «МИП-Строй 1». Фото: stroi.mos.ru
Кроме того, чтобы ускорить реализацию программы расширения московского метро, для создания новых станций используются типовые проекты. Они позволяют упростить процесс производства целого ряда элементов станционного комплекса и сократить сроки проектирования и строительства.
Впрочем, использование типовых проектов не означает, что все новые станции похожи друг на друга как две капли воды. Конечно, при расширении сети метро приоритет отдается скорости реализации проекта и функциональности создаваемой инфраструктуры, однако Правительство Москвы также поставило задачу создать оригинальный дизайн станций, который бы поддержал статус московского метро как одного из самых красивых в мире.
Дизайн большинства перспективных станционных комплексов определяется в ходе открытых архитектурных конкурсов. К ним проявляют большой интерес не только российские, но и зарубежные дизайн-бюро.
В архитектуре каждой станции БКЛ отражена связь с районом, где он находится. К примеру, потолок на станции «Зюзино» БКЛ символизирует вид района с высоты птичьего полета – прямоугольники различной высоты и размеров отсылают к типовой застройке, характерной для Зюзино. В свою очередь, наземные вестибюли «Кленового бульвара» имеют форму куполов – таким образом архитекторы подчеркнули, что станция находится рядом с усадьбой «Коломенское», где находится дворец царя Алексея Михайловича.
Станция «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии, визуализация. Фото: stroi.mos.ru
В дизайне тоже не обошлось без новаторских решений. В частности, в отделке станции «Воронцовская» БКЛ впервые в истории московского метростроения использовался искусственный камень – кварцевый агломерат, по прочности сопоставимый с гранитом.
Уникальность Большой кольцевой линии проявляется во всем – и в масштабах, и в технических решениях, и в дизайне. Реализация проекта БКЛ позволила столичным метростроителям получить бесценный опыт, который им, несомненно, пригодится: в ближайшие годы в Москве появится три новых ветки метро:
Уже скоро Большое кольцо заработает в полную силу, однако программа расширения столичной подземки на этом не завершится. Метро – самый популярный вид общественного транспорта в Москве, и его развитие – неотъемлемый и основополагающий элемент развития всего города.