Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Экономика6 июля 2022 20:36

«Мы хотим, чтобы капиталы текли в Россию»

Известный предприниматель Владимир Потанин дал развернутое интервью РБК
Владимир Потанин. Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Владимир Потанин. Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

ЧТО ХОРОШО ДЛЯ РОССИИ — ХОРОШО И ДЛЯ «НОРНИКЕЛЯ»

Известный предприниматель Владимир Потанин дал развернутое интервью РБК. Многие СМИ сосредоточилось на теме возможного слияния «Норникеля» и «Русала», однако это далеко не единственное и, пожалуй, не самое важное, о чем рассказал топ-менеджер.

Интервью можно назвать образцом программной речи лидера крупного отечественного бизнеса. По-настоящему патриотичного, ориентированного не на «пригорошню баксов», а, прежде всего, на то, чтобы быть полезным своей стране и людям. Что показательно, ни разу, даже намеком, не было сказано, что государство что-то должно, чего-то недодало, где-то ущемило — весь тот букет, который преподносят обществу многие предприниматели.

Все ровно наоборот. Прозвучали конкретные предложения, как организовать работу в условиях санкций, а общий посыл таков: крупный бизнес должен работать рука об руку с государственной властью, особенно, в такие трудные дни, как сейчас. Впору перефразировать известное изречение — что хорошо для России, хорошо и для «Норникеля».

«Я СКАЗАЛ: НЕ НАДО ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ»

В условиях санкций работать можно, несмотря на возросшие издержки. Идет переориентация поставок на так называемые дружественные страны и на рынки этих стран, перестраиваются логистические цепочки, отношения с банками.

- Нам приходится создавать собственные новые логистические центры, в частности в Северной Африке, в Эмиратах, - говорит Потанин. - Приходится расширять свой собственный флот, более активно сотрудничать с нашим государством по сооружению ледоколов для обеспечения движения по Северному морскому пути. Все это, конечно, стоит денег и, конечно, является косвенным дополнительным налогом, что ли, «налогом на санкции».

Но осваивая новые рынки, нельзя уходить с рынков традиционных. Для «Норникеля» это Европа.

- Мы должны бороться за эти рынки, цепляться за них, - сказал Потанин. - Но когда я говорю «бороться» и «цепляться», это предусматривает, что поведение наших партнеров и отношение к нам будет достойным.

Вот ситуация, пока гипотетическая, ее разбирали на одном из совещаний в компании. Что делать если европейцы соглашаются принимать товар, а в Роттердамском порту, через который происходит основная часть поставок в Европу, откажутся его разгружать. Везти наш никель и палладий обратно?

- Я сказал нет, не повезем, - ответил Потанин. - Не надо двойных стандартов. Если вы принимаете товар, извольте это делать по-человечески, принимать в порту. Мы все сделаем для того, чтобы вам это было комфортно - и по расчетам и по другим параметрам. Но возить туда-сюда товар для того, чтобы удовлетворить странные и истеричные ожидания наших партнеров, мы, конечно же не будем. Различного рода жесты вежливости, это - пожалуйста, но до определенного предела.

САНКЦИИ ВЫМЫВАЮТ ВЕДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Что отличает крупный государственный бизнес — умение по-государственному смотреть на внешние вызовы. Потанин обратил внимание на те негативные аспекты санкций, которые, пожалуй, еще не звучали. А именно — санкции выбивают со своих постов руководителей ведущих компаний.

Это когда-то говорили незаменимых нет, а сейчас ясно, насколько велика роль личности. Не только в управлении государством, но и в управлении крупнейшими деловыми структурами.

— Целью санкций в значительной степени является ослабление нашей экономики за счет выключения ее в целом и отдельных предприятий из цепочек создания стоимости. К числу такого рода воздействий, на мой взгляд, относится санкционирование ведущих управленцев, менеджеров и бизнесменов, - подчеркнул Потанин. - Стимулируя людей, занимающихся бизнесом, уходить из бизнеса, отказываться от части своей собственности, переставать управлять теми бизнесами, которыми они занимаются и которые без них слабеют, — это тоже один из способов ослабления нашей экономики в целом.

- Мы вымываем слой наиболее перспективных, сильных бизнесменов и управленцев и создаем ситуацию в которой - а кто, собственно говоря, будет строить нашу новую нашу экономику, менее зависимую от недружественного воздействия извне, кто обеспечит в ней высокую конкурентоспособность? - задается вопросом он. - Внеплановые «пожарные» замены ослабляют бизнес.

Многие руководители известных российских компаний даже не будучи под санкциями, покинули свои посты, опасаясь, что эти санкции будут введены и ударят по компании.

- Но если люди будут бояться занимать позиции в крутых компаниях, и стартапах, то мы придем к тому, что у нас не лучшие люди будут управлять этим бизнесом, - подвел черту Потанин.

СБАЛАНСИРОВАННОЕ ЗНАЧЕНИЕ — ГДЕ-ТО 70-80 РУБЛЕЙ ЗА ДОЛЛАР

Коснулся глава «Норникеля» и темы слишком крепкого рубля — лишь на днях российская валюта стала слабеть и приблизилась к 60 рублей за доллар.

По его мнению, сбалансированное значение - где-то между 70 и 80 рублями за доллар. Однако для достижения этих ориентиров не нужно переходить к искусственному регулированию.

- Я согласен с позицией Центрального банка, что ни в коем случае это делать нельзя, - говорит Потанин. - Поэтому некоторое время нам придется жить в ситуации достаточно крепкого рубля, и конкретно на «Норникеле» и, я думаю, на других экспортерах это будет отражаться отрицательно. Кроме того, не моя, конечно, зона ответственности, но и бюджетные обязательства государству сложнее будет выполнять. Поэтому я думаю, что меры, направленные на более сбалансированный курс рубля, будут продолжаться.

Еще один способ разогреть интерес к покупке валюты внутри страны - вывоз капитала. Но Потанин отверг и этот вариант.

— Я бы, честно говоря, особо не стимулировал это дело, потому что это в долгосрочном плане очень опасно, - предупредил он. - Даже если временный уход капитала стимулирует укрепление доллара по отношению к рублю и более сбалансированный курс. Знаете, есть некоторые лекарства, которые наносят слишком большой вред организму. И к числу таких лекарств я отношу стимулирование бегства капитала. Мы же все-таки хотим, чтобы капиталы текли в Россию, чтобы в Россию инвестировали в самых разных валютах и самые разные инвесторы. А уж свои, отечественные, — точно.

И тут же рассказал, что свои резервы в долларах и евро переводит либо в привлекательные активы, либо в другие валюты - от рубля до юаня.

РАСЧЕТЫ ПЕРЕЙДУТ В МЯГКИЕ ВАЛЮТЫ И В «ЦИФРУ»

Про юань не случайно. Переход на мягкие валюты во внешнеторговых расчетах тоже может сделать рубль более сбалансированным, предполагает Потанин.

- Переход на расчеты в двухсторонних валютах, более мягких валютах как раз снизят и нашу зависимость от доллара, евро и других потенциально недружественных валютных инструментов, сбалансируют курс рубля и являются более эффективным способом расчетов, - говорит Потанин. - Ведь были же раньше, в прежние времена у нас клиринговые расчеты с Китаем, с Вьетнамом, со странами Совета экономической взаимопомощи.

И тут же — новый поворот: в таких расчетах возможно применение цифровых технологий.

- Возможно, это будут национальные валюты, возможно, государства выработают какие-то международные способы цифровых расчетов, - прогнозирует Потанин. - Это сделает расчеты более современными и ликвидирует такой культурологический конфликт между регуляторами и криптомиром. И это позволит уйти от традиционных твердых валют и обезопасить не только нас, но и другие страны.

Насчет цифровых валют у части банковских работников есть сомнения, а вот мягкие валюты — это уже рядом. «Норникель» готовится перейти к ним на практике.

— Мы давно уже ведем такие переговоры, проводим подготовительные мероприятия. Это сложный процесс, он требует времени и проработки, открытия корреспондентских счетов наших банков с китайскими, индийскими, арабскими и другими банками. С банками Казахстана, Армении...

То, что от доллара пора отходить, было понятно уже с 2014 года, и все все-таки смотрели на это как на пресловутый план Б.

- Сейчас, похоже, что план Б потихонечку становится планом А, - говорит Потанин. - Я прогнозирую, что в течение где-то ближайшего года значительная часть расчетов перейдет в мягкие валюты и какая-то - в цифровые формы. Тем более что условия для этого в нашей стране создаются. Последнее изменение в законодательстве «О налогообложении цифровых финансовых активов» и собственно «О цифровых финансовых активах» как раз открывает возможности для широкого применения этих активов как в торговых отношениях между компаниями, так и для межгосударственных расчетов.

АКЦЕНТ НА ЭКОЛОГИИ — ЭТО АКТУАЛЬНО И ПРАВИЛЬНО

Одно из расхожих пропагандистских клише на Западе — это якобы нежелание России следовать цивилизованным нормам, вкладывать деньги и усилия в создание «зеленой экономики». Нас пытаются представить этакой коптилкой.

На самом деле это не так. Управление компанией в модном сейчас режиме ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление, при котором компания решает экологические, социальные и управленческие задачи) — это как раз присуще «Норникелю».

— Такого рода идеология - она актуальна, она правильная, - говорит Потанин. Эта повестка не потеряла свою актуальность. Она должна быть реализована. В Норникеле будет реализована и Серная программа (крупнейшая и наиболее важная экологическая инициатива «Норникеля», которая позволит сократить выбросы диоксида серы в Норильске на 90%), вторая ее очередь будет с некоторой задержкой. И снижение карбонового следа (комплексное уменьшение выброса углерода как от человеческой жизнедяетельности, так и от работы транспорта и предприятий - Ред) — все мероприятия продолжаются — от сокращения выбросов непосредственно на предприятии до компенсирующих мероприятий через создание возобновляемых источников энергии. У «Норникеля» есть соглашение с городом, краем и государством о серьезном вложении предприятия в социальную сферу Норильска и Норникеля. Обязательства, которые мы приняли, должны быть исполнены.

ДИВИДЕНДОВ НЕ БУДЕТ В ПРЕЖНЕМ ОБЪЕМЕ

Еще одна тема, которой коснулся Потанин — перспектива слияния «Норильского никеля» и «Русала». По словам главы «Норникеля», такая перспектива обсуждается. Инициатива исходила от «Русала».

Идея не нова, разговоры об этом ведутся еще с 2008 года. Но слишком разный бизнес у компаний, поэтому всякий раз дальше разговоров дело не шло.

«Русалу» не нравится финансовая политика «Норникеля» — не платить акционерам дивидендов. У Потанина позиция прежняя.

— Дивидендов в том объеме, к которому инвесторы привыкли за последнее время, их, конечно же, не будет ни в 2022-м, ни предположительно в 2023 году. Сказал он. - Поскольку, как я уже обозначил систему приоритетов, это все-таки прежде всего поддержание непрерывности производства, обеспечение обязательств перед работниками, государством и партнерами.

Между «Норникелем» и «Русалом» действует акционерное соглашение, которое предусматривает выплату определенных дивидендов в обязательном порядке. В этом году действие соглашения заканчивается.

- У компании наконец-то появляется возможность принять разумные корпоративные решения о том объеме дивидендов, который нужно будет выплачивать, - говорит Потанин. - И вообще, завершение этого соглашения, оно убирает многие рудименты и многие элементы, которые отклонялись от обычного корпоративного управления, которое должно быть в такой крупной компании, как «Норильский никель».

Решение по дивидендам будет приниматься осенью.

СЛИЯНИЕ С «РУСАЛОМ» ПОЗВОЛИТ СОЗДАТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНА

То, что слияние более выгодно «Русалу», чем «Норникелю», очевидно — в рейтинге капитализации алюминиевый гигант на 21 месте, никелевый — на 6. Показательна и реакция фондового рынка. Бумаги «Русала» после сообщения о возможном слиянии выросли на 6%, а «Норникель», наоборот потерял чуть более 1,5%.

Тогда какая выгода «Норникелю»?

Потанин не сказал этого, но, как говорится, разжевал и в рот положил — слияние приведет к повышению управляемости объединенной структуры, позволит исключить конфликтные ситуации, о которых было сказано выше.

Есть и другие плюсы.

- Сейчас появились другие факторы, из-за которых я готов разговаривать о слиянии «Русал» и «Норникеля», - сказал Потанин. - Это позволяет создать национального чемпиона. Это устойчивость, «зеленая» повестка. «Русал» является компанией, которая производит наиболее «зеленый» алюминий из всех других компаний. «Норильский никель» тоже делает большие усилия в этом направлении и производит никель, палладий для батареек для тоже будущей зеленой экономики.

Кроме того, объединенная компания сможет, по его словам, эффективнее противостоять санкциям и получать, если потребуется, государственную поддержку для своих проектов в России.