Треть россиян опасаются, что их профессию может заменить искусственный интеллект, сообщает ТАСС. Технический прогресс меняет даже гуманитарные направления. Например, нейросеть отлично справляется со многими функциями преподавателя – проверкой тестов и даже составлением заданий. О том, как приручить умные алгоритмы и сделать образовательный процесс качественнее, поговорили с Викторией Аверьяновой. Виктория – преподаватель английского языка. Она использует авторскую методику Tango English Approach на основе современных технологий, делится своим опытом с коллегами и активно рецензирует статьи.
-Виктория, Ваша авторская методика – закономерный результат долгого пути. Вы работали преподавателем, затем завкафедрой в Гомельском институте МЧС, а после Вас пригласили в один из лучших вузов Беларуси, который занимает второе место среди белорусских вузов во всемирном рейтинге Ranking Web of Universities – Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. В какой момент Вы поняли, что учебному процессу требуется внедрение информационных технологий и как начали их использовать?
— Я старалась сделать процесс изучения языков интереснее и эффективнее для своих студентов. Так формировались наработки, которые я применяла много лет и о которых рассказываю другим учителям английского языка во время своих лекций на курсах повышения квалификации. Почему-то раньше мне казалось, что эти приемы используют многие, ведь они вполне очевидны. Тогда я даже не задумывалась над оформлением отдельной авторской методики. Однако преподаватели очень удивлялись, когда я рассказывала им о своих приемах. Моя методика Tango English Approach предполагает довольно жесткий контроль базовых навыков (восприятие речи на слух, употребление лексических и грамматических конструкций) и импровизацию “на паркете”, то есть очень интересные и веселые активности в виде коммуникативных игр и дискуссий в процессе говорения.
Абсолютное большинство учителей английского не используют такой прием, как интенсивная проработка дома учениками умеренно сложной для их уровня записи речи носителя языка, а затем контроль детального понимания этой записи на занятии. Такой прием позволяет интенсивно развивать навык восприятия иноязычной речи. Учителя же, в основном, работают только традиционно, включают аудиозаписи на занятиях и выполняют задания по ним.
Также многие учителя не делают акцент на работе в парах при говорении, почти не используют онлайн-ресурсы, в том числе искусственный интеллект. Для них это что-то абсолютно новое. Но ведь технологии могут значительно облегчить нашу работу. Например, нейросеть способна создавать упражнения. В окошке диалога с ChatGPT даешь образец задания или теста и просишь нейросеть создать такое же, только с другими словами. Или просишь создать интересные вопросы для обсуждения с использованием заданных слов. При этом в текстовом запросе можно обозначить интересы учеников, их возраст, уровень английского, и искусственный интеллект отбирает наиболее подходящие по сложности и тематике вопросы и задания. По тому же принципу можно отобрать подходящие для ученика тексты, затем нейросеть, например, выделяет трудные места, которые нужно вынести на контроль, а затем сама же их проверяет. Для развития навыка говорения я в обязательном порядке включаю работу в парах. Это один из ключевых моментов моей методики. В парах ученики могут говорить максимальное количество времени в течение занятия. Сейчас организовать диалог также можно при помощи нейросети. На данный момент это легко можно сделать в письменной форме, попросив, например, ChatGPT задавать вам вопросы на определенную тему или с использованием определенной лексики. Нейросеть может создавать ролевые ситуации: поход в магазин, новая школа или путешествие. При этом ИИ будет также исправлять ошибки в письменных ответах учеников. Наиболее продвинутые алгоритмы искусственного интеллекта распознают речь и поддерживают устную беседу на уровне носителя, можно даже задать нужный акцент - американский, британский и т.д. Интересно, что в очень скором будущем нейросеть может выбрать вам собеседника, копируя известных людей. Например, вы решили побеседовать с Илоном Маском. Искусственный интеллект собирает все данные о нем, генерирует видео и отвечает на вопросы с тем же акцентом, учитывая мировоззрение и манеры личности, которые она изучила на основе тысяч ресурсов.
— Своими наработками, связанными с внедрением в обучение информационных технологий, Вы активно делитесь в научных статьях и учебно-методических работах. Сегодня на Вашем счету 5 электронных учебно-методических комплексов, 5 учебно-методических пособий, более 65 публикаций в СМИ и в научных изданиях, в том числе в журналах, включенных в перечень ВАК.
— В основном, я описываю приемы, на которых построен мой подход, - коммуникативные методики и использование информационных технологий. В работе «Коммуникативные игры на занятиях по английскому языку» я рассматриваю преимущества этой формы взаимодействия, примеры игр по английскому языку, описываю ролевые и деловые игры, выделяю основные принципы и правила их проведения. Коммуникативные игры обеспечивают возможность настоящего общения в рамках условных ситуаций. Игра – это воссоздание и усвоение общественного опыта, моделирование социального взаимодействия. Такой прием очень помогает заинтересовать студентов в процессе изучения, с помощью игр новая информация запоминается намного лучше. В еще одной довольно популярной работе «Использование Интернет-ресурсов для обучения студентов аудированию» я проанализировала онлайн-ресурсы, которые позволяют выработать навыки восприятия и понимания иноязычной речи, привела их характеристики, а также их основные достоинства и недостатки. В результате я выделила большую группу сайтов, которые позволяют работать над обучением аудированию комплексно. В СМИ я выступала как эксперт. Например, тестировала шесть популярных онлайн-ресурсов для изучения и отработки английской лексики, выделяла их плюсы и минусы. Также анализировала приложения и онлайн-ресурсы для самостоятельного изучения английского языка.
— Как эксперт в этой области, можете рассказать, какие именно сервисы могли бы помочь в самостоятельном изучении языка?
— Для комплексного изучения на начальном этапе подойдет Duolingo, также популярны Babbel, Lingualeo, Simpler, Busuu. Наиболее сложными являются навыки восприятия иностранной речи и говорения. Для углубленного развития навыков восприятия речи сейчас удобно использовать YouTube, так как здесь можно включать субтитры к любому видео. Также есть другие ресурсы, например, esl-lab.com, elllo.org, eslfast.com, где вы можете слушать записи и смотреть видео, а затем выполнять по ним упражнения с автоматическим контролем. Для развития навыков говорения можно воспользоваться такими сервисами, как Tandem, Hellotalk. Они позволяют найти носителя языка и побеседовать с ним. Однако на практике найти носителя языка получается не сразу, ваш собеседник может быть занят или быть вовсе не носителем языка, как он о себе заявляет в приложении.
Здесь на помощь опять может прийти искусственный интеллект. Например, с ChatGPT вы можете пообщаться в письменной форме на заданную вами тему, или с использованием заданной лексики и грамматических конструкций. Также уже есть боты, с которыми вы можете общаться на английском в устной форме. Это Replica, Siri и др. Replica вначале использует стандартные фразы и алгоритмы, а затем копирует ваше поведение и подстраивается под вас, становится своеобразным другом-alter ago. Моим студентам также очень нравятся приложения для изучения иностранной лексики - Quizlet, Мой словарь: учи нужные слова. В этих приложениях можно ввести и изучать именно те слова, которые вам нужны.
— Вы также рецензируете статьи других преподавателей в серьезных научных журналах, являетесь заместителем главреда научного сборника «Лингвистика, межкультурная коммуникация и проблемы перевода». Как глубокая вовлеченность в последние разработки отрасли помогла развитию методики?
— Мне очень интересна тема новых технологий в обучении английскому. А именно - как сэкономить время и преподавателя, и обучаемых и в то же время достигнуть намеченных целей. Рецензирование помогает мне быть в курсе передовых разработок, рассуждать вместе с коллегами над возможностями современных технологий и открывать что-то новое. Еще один из моих ключевых приемов для развития методики - получение обратной связи. То есть, я стараюсь и сама делиться своими знаниями и опытом, и всегда спрашивать у студентов, насколько эффективен был тот или иной прием, что можно улучшить, по их мнению. В конце обучения, уже после экзамена, часто провожу анонимный опрос, где спрашиваю о том, что не понравилось и что понравилось в целом в течение обучения, какие приемы были наиболее эффективными, а какие лучше убрать или усовершенствовать. Также я провожу лекции на курсах повышения квалификации для учителей английского языка и после лекций прошу дать обратную связь. Учителя могут рассказать, что для них было самым полезным, задать вопросы, порекомендовать что-то из своего опыта. Вот в таких дискуссиях и рождаются методики.
— Виктория, Вас по праву можно считать специалистом по внедрению информационных технологий в образование. Можете дать прогноз, что ждет эту область в ближайшем будущем, учитывая бурное развитие искусственного интеллекта? Заменит ли нейросеть преподавателя?
— Нельзя сказать, что в обозримом будущем нейросети заменят педагогов. Скорее, те педагоги, которые используют возможности нейросетей, заменят педагогов, которые этого не делают и не хотят развиваться. Преподаватель будет нужен именно для наставничества и контроля. Взаимодействие с личностью учителя очень важно для воспитания и развития навыков социализации. Кроме того, перед живым человеком у ученика больше чувства ответственности. Ведь калькулятор изобретен уже очень давно, но учитель следит за тем, чтобы ученики не использовали это устройство при решении математических примеров. Так же будет и с искусственным интеллектом. Учитель будет контролировать, чтобы при написании сочинений, выполнении заданий и тестов на уроке этот вспомогательный инструмент не использовался. Но отмечу, что предсказать возможности искусственного интеллекта со стопроцентной точностью нельзя, ведь ключевая особенность в том, что он способен не только обучать, но и обучаться. Думаю, дальнейшее развитие нейросетей сулит нам немало сюрпризов.