Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды31 декабря 2023 0:00

Семен Фарада превратил свою фамилию в ребус

90 лет назад родился народный артист России, прозванный «гением эпизода»
В картине «Гараж» Семен Львович сыграл небольшую, но яркую роль тромбониста. Фото: Кадр из фильма

В картине «Гараж» Семен Львович сыграл небольшую, но яркую роль тромбониста. Фото: Кадр из фильма

«Первого апреля мои родители, очевидно, решили пошутить, потому что ровно через девять месяцев первоапрельская шутка обернулась «новогодним подарком», - запишет актер в автобиографии. 31 декабря 1933 года в пять часов вечера на свет появился мальчик, которого назвали Семеном. Произошло это событие в селе Никольское, где теперь находится станция метро «Речной вокзал».

Кстати, задолго до фильма «Ирония судьбы» Фарада заложил традицию 31 декабря отмечать с друзьями в бане свой день рождения и приближение Нового года. В меру, в отличие от перепившихся рязановских героев. Затем застолье продолжалось у него дома.

Мастер по котлам

Невероятно, но факт: Фарада, три десятка лет прослуживший в легендарном Театре на Таганке, снявшийся более чем в сотне фильмов, не имел актерского образования. Cовсем! Когда в анкетах в графе «образование» он писал «Бауманское училище», все думали, что это очередная шутка комика. Но то была сущая правда.

Театром Семен заболел в детстве. «В 10-м классе участвовал в школьном спектакле по «Ревизору», - вспоминала сестра Евгения. - Он был настолько органичен в роли не то Бобчинского, не то Добчинского, что я по-настоящему испугалась, когда его героя, подслушивающего под дверью, стукнули этой дверью. Увидела «разбитый» нос, на самом деле измазанный краской».

Но о театральном вузе после школы не могло быть и речи. Суровая мама-фармацевт Ида Давыдовна Фердман постановила: мальчик должен иметь серьезную профессию. Золотой медалист поступил в Московское высшее техническое училище им. Баумана. Но занимался больше не науками, а художественной самодеятельностью, джазом, игрой на трубе. Был отчислен за неуспеваемость и призван на флот. На четыре года.

Семен (в центре) во время службы в морфлоте. Фото: Личный архив семьи Полицеймако

Семен (в центре) во время службы в морфлоте. Фото: Личный архив семьи Полицеймако

Суровая флотская служба не убила в матросе тягу к искусству. Он выступал в драматическом коллективе при Доме офицеров, возглавлял эстрадную группу Краснознаменного Балтийского флота.

После службы по настоянию мамы Семен восстановился в МВТУ. Получив диплом, семь лет работал инженером-механиком котловых установок. И занимался в эстрадно-театральной студии МГУ «Наш дом» Марка Розовского. Выступал вместе с Александром Филиппенко, Геннадием Хазановым, Михаилом Филипповым, другими будущими звездами. Зиновий Гердт называл эту популярную труппу «коллективный Райкин».

«Занятия в студии Розовского заменили мне театральный вуз», - утверждал актер.

В конце 60-х, после разгрома Пражской весны, «Наш дом» прикроют по идеологическим мотивам. Дескать, в Чехословакии антисоциалистическая смута началась со студенческих театров. Семен уволится из инженеров-котельщиков, перейдет в Москонцерт, станет профессиональным артистом. «Известие о перемене моей деятельности маму шокировало. Но все претензии ко мне кончились, как только она увидела меня на сцене театра. Когда она услышала, как на меня реагируют зрители, она просто заплакала».

Буква в шараде

Все эти годы он выступал под отцовской фамилией Фердман. В 1971-м сыграл пионервожатого в картине «Гвардейцы, вперед!» на студии «Таджикфильм». Руководство студии не захотело ставить в титрах «непатриотическую» фамилию. Дескать, нужен псевдоним. «Придумай какую-нибудь шараду!» Актер не мудрствовал лукаво. В слове шарада сменил Ш на Ф - первую букву родной фамилии. С киноэкрана псевдоним перекочевал в его документы. Семен Львович официально стал Фарадой.

В 1972-м сам Юрий Любимов пригласил актера без профессионального диплома в свой знаменитый Театр на Таганке. Легендарного режиссера очаровали «юмор и живость Фарады, его забавность, как он умеет рассказывать, подмечать жизненные всякие коллизии».

За три десятка лет Семен Львович сыграл во многих нашумевших спектаклях Таганки: «Гамлет» (второй могильщик), «Добрый человек из Сезуана» (второй Бог), «Мастер и Маргарита» (управдом Босой, буфетчик Соков, конферансье Бенгальский) и других.

Мария Полицеймако - третья и последняя жена Фарады. Фото: Александр СТЕПАНОВ/PhotoXPress

Мария Полицеймако - третья и последняя жена Фарады. Фото: Александр СТЕПАНОВ/PhotoXPress

Грустный клоун Сеня

Но всенародную славу принесли ему не спектакли, а кино и ТВ. В 1975-м на Центральном телевидении появилась детская образовательная программа «АБВГДейка», где Фарада изображал ученика - грустного клоуна Сеню. Популярность программы авторы измеряли на телеэкране... письмами малышей Сене. Сначала писем было клоуну по колено, по пояс, плечи. Затем Сеня погрузился в гору писем с головой...

В 1979-м он сыграл тромбониста в комедии Эльдара Рязанова «Гараж» и главнокомандующего в трагикомедии Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Фараду полюбили взрослые зрители. И режиссеры. Они наперебой приглашали комика в свои ленты. И пусть роли были эпизодические, они украшали фильмы. Недаром Фараду прозвали «гением эпизода».

В сценарии двухсерийной комедии «Чародеи» у него был всего один эпизод и четыре фразы. Но актер так мастерски сымпровизировал, блуждая по коридорам института волшебства НУИНУ (в новом корпусе телецентра «Останкино», построенном к Олимпийским играм 1980 года), что режиссер Константин Бромберг расширил роль «гостя с юга». Премьера картины состоялась на ЦТ в день рождения Фарады - 31 декабря 1982 года.

Лучший подарок - абракадабра

30 декабря 1984 года на ТВ вышла комедия Марка Захарова «Формула любви». На следующий день актер с писателем Валентином Лавровым отправились в пивную. «Как только зашли в бар, все мужики вскочили с мест и, подняв кружки с пивом, дружно запели: «Уно, уно, уно, уно моменто», - вспоминал Семен Львович. - Прошел всего день с показа фильма, и такой успех! Это был лучший подарок на мой день рождения!»

Этот шлягер стал визитной карточкой Фарады.

А ведь песни могло не быть, как и легендарного дуэта. По сценарию граф Калиостро имел одного слугу - Маргадона (Фараду). Но Александр Абдулов очень хотел попасть в картину. Он уговорил Марка Захарова дать ему хоть маленькую роль. Так появился второй слуга - Жакоб. «Спевшись» на съемках, старые друзья попросили режиссера дать им песню.

Обычно песни для фильмов Захарова сочиняли композитор Геннадий Гладков и поэт-бард Юлий Ким. Но в тот момент Кима не было в Москве. Пришлось композитору заодно с мелодией срочно придумывать текст. Итальянский. Ведь Калиостро со слугами прибыл в Россию из Италии.

«Эта песня о бедном рыбаке, который поплыл из Неаполя в бурное море, а его бедная девушка ждала на берегу, - объяснил герой Абдулова смысл шлягера Машеньке и нам, зрителям. - Ждала-ждала, пока не дождалась. Она сбросила с себя последнюю одежду и тоже бросилась в бурное море. И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли».

Обманул девушку пройдоха слуга! Композитор в консерватории изучал музыкальные итальянские термины и запомнил заодно выражение «уно моменто» (один момент. - Ред.). Зарифмовал моменто с комплименто, сентименто, сакраменто, добавил прочие итальянские слова. Получилась чистая абракадабра. Гладков даже мысли не допускал, что кто-нибудь вспомнит эти дурацкие строчки хотя бы через год, отказался от авторства. В титрах текст приписали Юлию Киму. «Когда картина вышла на экраны, меня все стали поздравлять с таким прекрасным итальянским романсом, - рассказывал бард. - И каждый раз приходилось отказываться. С сожалением, конечно. Это главная песня фильма, которую немедленно запел весь советский и постсоветский народ».

А теперь открою тайну. Когда дуэт слуг стал записывать «Уно моменто», Захаров и остальные слушатели в студии покатывались со смеху. Друзья пели кто в лес, кто по дрова. Пришлось Гладкову самому исполнять «Неаполитанский романс» на пару с Абдуловым. Так что Фарада в фильме шлягер не поет.

Сын актера Михаил Полицеймако тоже стал артистом. Фото: Наталья ШАХАНОВА/Global Look Press

Сын актера Михаил Полицеймако тоже стал артистом. Фото: Наталья ШАХАНОВА/Global Look Press

Крылатые фразы его героев

«Формула любви»

Хочешь большой, но чистой любви? Тогда приходи, как стемнеет, на сеновал.

Учиться всегда сгодится, трудиться должна девица, не плюй в колодец - пригодится.

Все пришельцы в Россию будут гибнуть под Смоленском.

Отличная фемина!

Для бегства у меня хватит мужества.

«Чародеи»

Каждый заблуждается в меру своих возможностей.

Люди, ау!

Ну кто ж так строит?

«Гараж»

Будь проклят тот день, когда я купил машину!

«Тот самый Мюнхгаузен»

Ну не мамонты же!

Сначала намечались торжества. Потом - аресты. Потом решили совместить.

«Человек с бульвара Капуцинов»

Ну зачем ты вышла за меня замуж?

5 ярких образов актера в кино

Маргадон, подручный графа Калиостро («Формула любви», 1984)

Тромбонист оркестра Гостелерадио («Гараж», 1979)

Гость с юга («Чародеи», 1982)

Главнокомандующий («Тот самый Мюнхгаузен», 1980)

Многодетный отец мистер Томсон («Человек с бульвара Капуцинов», 1987)

ЛИЧНОЕ

Удар ниже пояса

На Таганке дважды женатый Фарада встретил наконец свою главную любовь. «Мои жены не были связаны с театром, и оба брака были случайные, - признавался он. - Любви не было - так, привязанность». Мария Полицеймако тоже была в тот момент несвободна, имела в первом браке сына. Семен Львович долго добивался любви партнерши по спектаклям. Они поженились. Когда ведущая актриса Таганки забеременела, Юрий Любимов пошутил, что Фарада нанес удар ниже пояса Марии Полицеймако и всему Театру на Таганке.

«Когда мне было 43 года, моя жена Маша родила мне сына Мишу. Я чуть с ума не сошел от счастья. Отдавал ему все свое свободное время. Приучал к спорту и научил хорошо играть в футбол. Возил в музыкальную школу, и теперь Миша играет на трех музыкальных инструментах. Тому, что не умел я, Мишу научила Маша».

Михаил Полицеймако окончил ГИТИС, снялся с отцом в картине «Болотная street, или Средство против секса». Сейчас он известный актер.

Фарада настоял, чтобы Михаил взял фамилию матери, продолжил династию.