Премия Рунета-2020
Херсон
+12°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
13 января 2024 5:00

«Не страшно быть без ног, страшно - без сердца!»: Трогательная до слез история волонтера, которая потеряла семью, осталась инвалидом, но смогла помогать людям

56-летняя Виктория пережила страшную трагедию, но нашла в себе силы помогать людям
Виктория Шамратова у той самой "Славуты" , которую ей подарил 18 лет назад Владимир Сальдо.

Виктория Шамратова у той самой "Славуты" , которую ей подарил 18 лет назад Владимир Сальдо.

Фото: Личный архив

Виктория приехала в Херсонскую область еще в 1987 году с Камчатки. Тогда ей было 19 лет. Здесь, в Любимовке, жил дедушка ее папы. И совсем юная Вика решила тут строить новую жизнь. Нашла и свою любовь - простого тракториста Николая.

- Познакомились с Колей просто – я увидела в очереди за продуктами мужчину с шоколадкой в кармане и в шутку попросила меня угостить, - рассказывает Виктория.

- Не могу, это родственникам, - ответил парень. - Но тебе завтра другую принесу!

И принес, как и обещал. А окончательно Николай покорил Викторию, когда по ее просьбе отпустил усы: Вика считает, что так ему больше шло. А вскоре и замуж позвал.

А потом девушка перевезла с Камчатки своего сына от первого брака Яна. Николай сразу его назвал своим. Нашлась обоим супругам и работа, сначала в колхозе, а потом на украинско-итальянской фабрике по производству томатной пасты и яблочного пюре, которую открыли в соседних Казачьих Лагерях. И жить бы, добра наживать. Но случилась однажды беда.

Молодая мама Виктория с сыном Яном. Ничто не предвещает будущей трагедии

Молодая мама Виктория с сыном Яном. Ничто не предвещает будущей трагедии

Фото: Личный архив

- Отопление у нас было печное, дров не хватало. А стояла зима. И Коля собирал дрова в плавнях Днепра. Я с сыном решила ему помочь. Коля просил у бригадира "дубивку" - рыбацкую деревянную лодку, ей шторм и на Днепре не страшен. Но плыть пришлось на взятой взаймы "дюральке", - вспоминает Виктория.

Когда сложили дрова в лодку и поплыли домой через днепровский ерек, резко похолодало, а потом борта нагруженной лодки стало захлестывать волнами. Семья попыталась выкинуть дрова за борт, но поздно: лодка пошла на дно, а люди оказались в ледяной воде.

Каким-то чудом доплыли-добрели до берега. Трясущаяся от мороза Виктория пыталась отогреть сына, прятавшись под обледенелыми деревьями. А Николай решил поплыть за помощью через протоку. Пока шел через камыши, время от времени кричал, и последнее, что донеслось издалека уже: "Вита, все!".

- Я сначала даже порадовалась - наверное, добрался до рыбацкого домика. Тогда еще не знала, что муж утонул всего в нескольких метрах от берега, - рассказывает женщина.

До сих пор Виктория не может понять, как пережила ту ночь. Молилась, прижимала к себе сына, растирала ему ручки и лицо, чтобы он не замерз на холоде. А мороз тогда ударил хорошо за двадцать градусов, протоку стало затягивать льдом. Под утро Ян окончательно замолчал на руках у мамы. Виктория поняла, что баюкает уже мертвого сына...

«Хороните вместе с сыном!»

Утром стало ясно и другое: помощи не будет. Виктория решилась переползти по неверному льду. Первая попытка чуть ее не погубила: она снова провалилась, снова сидела, мокрая и заледеневшая, под деревом, плача от страха и бессилия.

- Пришла в себя вечером и решила, что терять после Яна мне нечего. И ползком, потихонечку как-то добралась по льду до рыбацкого домика на другом берегу, - рассказывает Виктория. – Но на хатке висел замок. Резануло снова болью. Значит, и Коля погиб, не доплыл сюда со своим ключом.

Вика забралась в домик через окно, залезла под одеяло. Потом растопила печку - а ноги уже ничего не чувствовали. Даже засунутые прямо в пламя...

Сходила на странно чужих ногах по льду за телом сына, звала на помощь, да ветер относил ее крики в сторону реки. Нашли Викторию рыбаки только на следующий день.

Виктория еще каким-то чудом сможет похоронить сына, и только потом ее отправят в Херсон, в больницу. Врачи сказали сразу: «Ампутация, срочно!».

- Когда меня везли в операционную, я со всеми попрощалась и просила только, чтобы похоронили меня рядом с сыном, - вспоминает женщина. - Не было страха за ноги, был страх вернуться в опустевший дом.

Машина от двух героев "Русской весны"

Вика училась жить дальше без семьи и без ног.

- Старалась не сидеть в коляске, мне сказали, что оттуда ты не поднимешься. Ходила на протезах, двигая табуретку, держась за стенку. Порой напивалась, скажу честно. Но люди не дали мне пропасть! - говорит Виктория.

Это фото сделано в тот день, когда Виктории вручали ключи от машины

Это фото сделано в тот день, когда Виктории вручали ключи от машины

Фото: Личный архив

О Виктории писали украинские газеты, объявили народный сбор на хорошие протезы, помогло и письмо тогдашнему президенту Леониду Кучме. А она, только встав на новые искусственные ноги, решила завести вновь ребенка. Чтобы в жизни вновь появились смысл и любовь. Познакомилась с мужчиной, от которого и родила мальчика.

- Мой второй сын Володя родился в 2003 году. А год спустя, ко Дню города Херсон, мне подарили автомобиль - как инвалиду, который не сдался после травмы, - рассказывает волонтер.

О передаче машины «Славута» Виктории хлопотал воспитанник Цюрупинского (ныне Алешкинского) дома инвалидов Алексей Журавко, а ключи вручил ни кто иной, как Владимир Сальдо, в ту пору мэр Херсона.

Виктория в 2003 году родила сына Владимира, в котором души не чает

Виктория в 2003 году родила сына Владимира, в котором души не чает

Фото: Личный архив

18 лет прошло с той поры. Встала совсем недавно на прикол старая «Славута». Владимир Сальдо ныне руководит Херсонской областью в составе РФ. А Алексей Журавко прославился как защитник прав херсонских инвалидов. Многим памятно созданное им сообщество активных инвалидов «Сити», переделанное его трудами общежитие для людей с ограниченными возможностями. Алексей Журавко, как и Владимир Сальдо, активно поддержал приход российской армии. 25 сентября 2022 года Журавко погиб во время ракетного удара ВСУ по зданию гостиницы...

А чуть позже, когда началась эвакуация Правобережья, из Казачьих Лагерей решила уехать и Виктория. Слишком приблизился передок к селу, хоть и стоящему на левом берегу. Поехали с сыном и супругом в Волгоград, к родне. Сын поступил в техникум водного транспорта, пришли семье недавно и средства жилищного сертификата для обустройства на новом месте.

Но Херсонщина стала родной для Виктории за эти годы. И накануне Нового 2024 года Виктория с мужем создали чат с земляками, живущим в России, закупили вскладчину продукты и подарки и рванули на личной машине в Казачьи Лагеря. Военные изумлялись: "Вы куда, по этой дороге мы сами только по ночам ездим!". Но Виктория смогла прорваться - к Днепру, к могилам родных людей.

Виктория с нынешним мужем

Виктория с нынешним мужем

Фото: Личный архив

- Знаете, ВСУ постоянно обстреливают Казачьи Лагеря. 29 декабря 2023 года сгорел дом, в котором я жила там, - рассказывает Виктория. - Но там еще живут люди. В основном, это пенсионеры. И мы с семьей и другими волонтерами их не бросит – будем возить гуманитарную помощь. Мы им нужны. И, знаете, не страшно быть без ног, страшно - без сердца.