Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Происшествия22 января 2024 18:40

Почему погибли именно пассажиры, в чем причина катастрофы и сколько мог стоить такой полет: главные вопросы о крушении российского частного самолета в Афганистане

Наивные вопросы о нашумевшей катастрофе российского бизнес-джета
Фото министрества транспорта и авиации Афганистана

Фото министрества транспорта и авиации Афганистана

В горах Афганистана потерпел катастрофу российский частный самолет, летевший из Таиланда в Москву. Он совершал санитарный рейс — должен был доставить в столичную клинику тяжело заболевшую на отдыхе россиянку — Анну Евсюкову из Волгодонска. С ней на борту находился супруг — известный волгодонский бизнесмен Анатолий Евсюков. А также двое сопровождавших их медиков и двое пилотов. Пилоты и медики при крушении выжили, а чета Евсюковых, по имеющимся на сегодня данным, - погибла.

История вызвала большой интерес. И много вопросов. Мы попытались найти ответы на некоторые из них.

В горах Афганистана потерпел катастрофу российский частный самолет, летевший из Таиланда в Москву

В горах Афганистана потерпел катастрофу российский частный самолет, летевший из Таиланда в Москву

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

FALCON 10 - ЧТО ЭТО ЗА ДЖЕТ

По официальным данным Росавиации, крушение потерпел Falcon 10 (регистрационный номер RA-09011), который принадлежит ООО «Атлетик Групп» и частному лицу.

Год производства самолета — 1978.

В российском реестре борт появился недавно — в конце 2023 года. А за свою более чем 45-летнюю жизнь, по данным aviation-safety.net, успел сменить более двух десятков владельцев. В Россию, судя по этим же данным, был продан сложным путем, через Турцию.

В целом эксперты оценивают Falcon 10 как достаточно надежный самолет. Он выпускался французской компанией Dassault Aviation с 1971 по 1989 год, но до сих пор пользуется популярностью для частных полетов. Вмещает до 8 пассажиров.

Российское ООО «Атлетик Групп» - владелец самолета — зарегистрировано в подмосковных Люберцах. Учредитель и директор — Екатерина Агапова. СМИ уже раскопали ее историю — модель из Омской области, побывала финалисткой одного из конкурсов «Мисс Россия». Теперь предпринимательница. Основным видом деятельности «Атлетик Групп» значится «деятельность спортивных клубов». В дополнительных - «деятельность пассажирского воздушного транспорта», «перевозка воздушным грузовым транспортом».

Фото министрества транспорта и авиации Афганистана

Фото министрества транспорта и авиации Афганистана

ЧТО МОГЛО ПРОИЗОЙТИ

Сообщалось, что у борта друг за другом отказали оба двигателя. Перед этим пилоты жаловались на неожиданно высокий расход топлива. Из-за этого они запросили посадку в Душанбе, хотя изначально планировали лететь с остановкой на дозаправку в Ташкенте. Но и в Душанбе не долетели.

- Судя по отказу сразу двух двигателей, у них действительно возникли какие -то проблемы с топливом. Можно предположить три версии, - поделился с «КП» авиаэксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - Первая — утечка топлива, из-за чего и возник его повышенный расход. Вторая — какие-то неполадки в топливной системе, из-за которых топливо перестало нормально поступать. Скажем, фильтры забились — такое редко, по халатности, но случается. И третья возможность — ошибка при заправке, не то количество авиакеросина закачали. И такое бывало — путали галлоны и литры и неправильно рассчитывали нужное количество.

ПОЧЕМУ ПОГИБЛИ ИМЕННО ПАССАЖИРЫ

- Мы не знаем компоновки конкретно этого борта, но можно предположить, что больная Анна Евсюкова и ее супруг располагались ближе к хвостовой части. А выжившие медики — ближе к кабине пилотов, - предполагает Роман Гусаров. - У Falcon 10 двигатели находятся в хвостовой части, а не на крыле. Соответственно, при жесткой посадке этого небольшого самолетика больше страдает хвост — он тяжелый.

Фото министрества транспорта и авиации Афганистана

Фото министрества транспорта и авиации Афганистана

СКОЛЬКО СТОЯТ ТАКИЕ ПОЛЕТЫ

Судя по сайтам компаний, которые занимаются сдачей в аренду частных бизнес-джетов, стоимость часа полета составляет от 1500 до 15 000 евро. Многое зависит от маршрута, особенностей перелета, стоимости обслуживания в аэропортах, времени стоянки, количества пассажиров и прочих нюансов. Исходя из этого, 15-часовой полет из Паттайи в Москву с двумя остановками на дозаправку может стоить в диапазоне от 2 до 20 млн рублей. Это без учета услуг по медицинской эвакуации.

-

Сейчас единообразного и понятного рынка таких услуг нет, - говорит Роман Гусаров. - С началом пандемии стоимость частных полетов улетела в космос. А потом начались сложности из -за санкций и массы связанных с ними дополнительных требований и согласований. Надо еще иметь в виду, что это медицинская эвакуация, а она стоит отдельных денег — сопровождение медиков. Тут мы можем только гадать, поскольку не знаем точно, на каких основах вообще выполнялся рейс. Неизвестно, было ли у владельцев самолета вообще право осуществлять на нем коммерческие перевозки. А если речь идет не о коммерческой авиации, а об авиации общего назначения, то это просто частный самолет для личного пользования, платные услуги на нем оказывать нельзя. То есть, грубо говоря, речь может идти только о бесплатной «помощи другу» - как если бы вы на своем личном авто совершенно бескорыстно подбросили кого-то в больницу.