Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество22 января 2024 7:11

«Я так творю»: в Москве особенных подростков знакомят с историей искусств

Организаторы проекта - активисты АНО «Колесо Обозрения», работают совместно с сотрудниками музеев
АНО "Колесо Обозрения" , Влада Орлова
Фото: АНО «Колесо Обозрения»

Фото: АНО «Колесо Обозрения»

- До того как присоединиться к проекту, мой сын не увлекался ни историей искусств, ни даже рисованием, хотя мы прилагали немало усилий, чтобы увлечь его чем-то творческим. Но проект “Я так творю” сделан настолько профессионально и качественно, что заинтересовал не только Шуру, но и меня, - рассказывает мама Александра Щеголева, Юлия Черторогова.

Александру девятнадцать лет, весной 2023 года он закончил специализированную школу. Вдохновленный участием в циклах “Я так творю”, Шура смог поступить в особые мастерские при Технологическом колледже № 21 города Москвы, где обучается гончарному делу.

“Я так творю” – это серия бесплатных онлайн-занятий по истории искусства для подростков и молодых взрослых с ментальными особенностями. Его организаторы — активисты АНО «Колесо Обозрения» – это некоммерческая организация для детей и молодых людей, их семей и друзей, с инвалидностью и без. Основная целевая аудитория программ «Колеса Обозрения» – дети и молодые люди с инвалидностью и прежде всего с ментальными особенностями.

В 2020 году, когда все только начиналось, перед создателями проекта стояла сложная задача – объединить в виртуальном пространстве два таких разных мира: историков искусства и молодых людей с аутизмом, синдромом Дауна и другими особенностями развития. Необходимо было адаптировать материалы лекций и мастер-классов так, чтобы удержать неустойчивое внимание аудитории и создать условия для развития творческого потенциала участников. И, конечно, важно было соблюсти баланс доступности изложения и уважения к участникам, ведь, несмотря на свои особенности, они взрослые люди, и темы не должны быть унизительно примитивными.

- К разработке циклов были привлечены сотрудники музеев и специалисты в области инклюзивного образования. В итоге родились уникальные циклы онлайн-встреч об истории искусства, включающие как теоретическую часть с максимально наглядными визуальными примерами, так и практическую, во время которой участники могли попробовать разные художественные техники и стили, - рассказывают авторы проекта.

Принято считать, что люди с аутизмом не любят общение, но это утверждение не про Александра. Наоборот, он с легкостью заводит новые знакомства, хотя из-за особенностей коммуникации в крепкую дружбу они обычно не перерастают.

- Появление проекта перевернуло нашу жизнь! И Шуре, и мне стало значительно интереснее жить. Мы постоянно что-то делаем, готовим материалы к следующему занятию, потом выполняем домашние задания, что-то придумываем. Так что жизнь наполнилась красками и эмоциями. Я много лет старалась что-то сама организовать, придумать для сына какую-то игру в искусство, но ресурсов не хватало. А тут, благодаря профессионализму и заинтересованности создателей проекта, даже ребята со значительными ментальными особенностями, включаются в процесс, - добавляет Юлия Черторогова.