Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество30 января 2024 12:51

Как развитие системы образования в России стало не только государственным делом

Магистратура в российских вузах будет разделена на две формы обучения: профессиональную и исследовательскую, – пообещал глава Минобрнауки Валерий Фальков
Фото: Пресс-служба стипендиальной программы "Выше мечты"

Фото: Пресс-служба стипендиальной программы "Выше мечты"

Таким способом государство собирается повысить конкурентоспособность выпускников и удовлетворить требования современного рынка труда. Разумеется, без участия крупного бизнеса в этих процессах не обойдется. Российские компании все более уверенно вступают в коллаборацию с вузами. Эта тенденция дает повод для сдержанного оптимизма: кажется, отечественное образование излечивает свою давнюю болезнь оторванности от реальных потребностей экономики.

Удачное совпадение

Уже не первый год доля трудоустроенных по специальности выпускников выступает одним из важных факторов успешности вуза. Именно на уровень востребованности выпускников среди работодателей обращают внимание аналитики рейтингового агентства RAEX, которые выпускают ежегодные рейтинги лучших вузов России с 2012 года.

Одним из главных достижений в этой сфере за последние годы можно назвать приход крупнейших российских работодателей в высшее образование. Речь идет о специальных кафедрах для подготовки специалистов под конкретные задачи в той или иной компании, а также о программах стажировки для выпускников, многочисленных курсах, олимпиадах, конференциях и хакатонах.

Именно на поддержку талантливых студентов нацелены программа поддержки талантливой молодежи Российского фонда прямых инвестиций (конкурс научно-исследовательских работ с главным призом в 500 тыс. рублей), стипендиальная программа от АФК «Система» «Лифт в будущее», программа поддержки талантливой молодежи Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Нельзя не упомянуть и олимпиады, организованные корпорациями — Инженерная олимпиада школьников в партнерстве с «Росэнергоатомом», Всероссийская олимпиада школьников группы компаний «Россети», студенческая олимпиада «Я — профессионал» от «Яндекса». Переоценить значимость этих проектов сложно. Они не только помогают российским компаниям решить проблему нехватки и недостаточной квалификации кадров, но и создают полноценный социальный лифт для молодых специалистов.

Первая скрипка

Еще 20 лет назад ситуация была кардинально другой. За исключением стипендиальной программы для талантливых студентов, запущенной Благотворительным фондом Владимира Потанина в 2000 году, российский бизнес не мог похвастаться ответственным подходом к участию в образовательной сфере.

Важную роль в этом процессе сыграл известный меценат Рубен Варданян. Он взял на себя роль социального предпринимателя, для которого важно подготовить квалифицированные кадры, отвечающие вызовам времени. «Образование сегодня меняется, поскольку профессия, которую выбираешь сейчас, может через 10 лет исчезнуть из-за технологий. Это заставляет нас учиться на протяжении всей жизни», — отмечал Варданян. И это понимание он реализовал на практике.

Современная Россия нуждалась в предпринимателях нового типа. Но как их воспитать? В 2006 году Варданян вместе с партнёрами запустил уникальный проект — школу управления «Сколково». Она объединила основателей крупных компаний и меценатов, которые представили основные отрасли российской экономики. Варданян стал первым президентом школы и занимал этот пост до 2011 года. Но и после этого «Сколково» было неразрывно связано с его именем.

«Московская школа управления “Сколково” — очень важное для меня место. Место силы, вдохновения, знаний, людей, друзей, связей. Настоящий социальный лифт. Вместе с единомышленниками школу 17 лет назад основал большой талантливый человек, созидатель — Рубен Карленович Варданян. Человек невероятной энергетики и харизмы, человек с репутацией, человек силой и добротой духа которого веет за километр», — вспоминает выпускница «Сколково» Мария Мильчинская.

Еще один выпускник — Николай Иванов (пятый выпуск программы Masters in Business Administration МШУ «Сколково») — называет «Сколково» подходящим местом для расширения кругозора и знакомства с людьми, с кем всю жизнь впоследствии можно вместе работать и дружить. «Первый же день программы изменил мое понимание себя, своих возможностей, ценностей», — признается Иванов.

«Я пришла в “Сколково” за поиском новых смыслов, на этапе карьеры, когда деньги перестали входить в топ-3 мотиваторов просыпаться по утрам и идти в офис. Мне посчастливилось и Рубен Карленович стал моим ментором. В процессе нашего общения, вдохновленная его примером, я полностью изменила свой вид деятельности и вот уже девять лет я счастлива реализовывать проекты территориального развития, которые привносят положительный импакт [импульс] миру», — делится выпускница «Сколково» Екатерина Данекина (пятый выпуск программы Masters in Business Administration МШУ «Сколково»).

Еще одной инициативой Рубена Варданяна стал благотворительный фонд «Школы мира», который он учредил в 2009 году вместе со своей супругой Вероникой Зонабенд. У «Школ мира» есть стипендиальная программа «Выше мечты» для российских студентов финансовых специальностей, которую поддерживают бывшие партнеры инвестиционной компании «Тройка Диалог».

Стипендиат «Выше мечты» Святослав Сафронов, который сейчас занимается инвестиционным банкингом, отмечает: «Я считаю, что, если бы было больше таких программ как “Выше мечты”, то студенты смогли бы развиваться быстрее по карьере, обретать новые знакомства и друзей, а также качественно развивать свою эрудицию».

Новые вызовы

Сегодня перед российским образованием встали новые задачи, связанные с идеей технологического суверенитета. Если раньше крупные предприятия предпочитали заказывать продукцию с Запада, то теперь в роли поставщиков технологических решений и разработок могут выступить отечественные вузы.

Как отмечает ректор Южно-Уральского государственного университета Александр Вагнер, вместо банального заработка денег в ближайшие годы для отечественных вузов главной задачей станет разработка продуктов и повышение производительности труда.

Важные подвижки в этом направлении уже сделаны. В рамках национального проекта «Наука» в России создали 15 научно-образовательных центров, которые объединили 145 вузов, 140 научных организаций и 319 организаций реального сектора экономики. В ближайшее время в одном из таких центров в Башкирии откроют лабораторию молекулярных гибридов и конъюгатов, в которой будут разрабатывать лекарство от рака.

Синергия высшего образования и бизнеса открывает для России большие перспективы. Во-первых, она обеспечивает рынок труда качественными специалистами. Во-вторых, способствует развитию инноваций. Но самое главное — бизнес и высшее образование могут вместе работать над решением общественных проблем и развитием экономики, меняя нашу жизнь к лучшему.