Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество1 февраля 2024 22:00

Тайна гибели летчика Чкалова: Роковую авиакатастрофу заказал Сталин из мести?

120 лет назад родился легендарный советский пилот
Сталину нравилось, что Чкалов (второй слева) не уповал на западную технику. Фото: Анатолий ГАРАНИН/РИА Новости

Сталину нравилось, что Чкалов (второй слева) не уповал на западную технику. Фото: Анатолий ГАРАНИН/РИА Новости

Внук волжского бурлака, сын котельщика появился на свет 2 февраля 1904 года в селе Василево Нижегородской губернии. В 15 лет Валерий Чкалов - кочегар парохода - впервые увидел самолет и страстно захотел летать. Вскоре ушел добровольцем в Красную армию, служил слесарем-сборщиком самолетов. В 17 лет - курсант Школы авиации Рабоче-крестьянского красного воздушного флота РСФСР. И дослужился до комбрига (генерала), стал самым знаменитым советским летчиком. Кумиром миллионов мальчишек.

Подарил личный самолет

Мировую славу Чкалову принес первый беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс в 1937-м. Идея принадлежала любимцу Сталина - летчику Сигизмунду Леваневскому. Будущий полет широко разрекламировали в СССР, даже почтовую марку выпустили.

Летчик Сигизмунд Леваневский не верил в советских конструкторов. Фото: Владислав МИКОША/РИА Новости

Летчик Сигизмунд Леваневский не верил в советских конструкторов. Фото: Владислав МИКОША/РИА Новости

Стартовал экипаж в августе 1935-го на самолете АНТ-25 конструктора Туполева. Но мировой рекорд не состоялся. Спустя несколько часов потекло масло из двигателя. Леваневский решил вернуться. За штурвалом был второй пилот Георгий Байдуков. Он хотел продолжить полет, полагая, что все обойдется, техники просто перелили масло при заправке (так оно позже и оказалось). Но вспыльчивый поляк достал пистолет...

На разборе полета в кабинете Сталина Леваневский в присутствии авиаконструктора заявил: мол, Туполев вредитель, сознательно делает плохие самолеты. И он, Леваневский, летать на них больше не будет! И вообще в СССР нет надежных машин для такого рекорда. Иосиф Виссарионович командировал любимца за океан. Тот закупил американский «Вaлти» V-1A и вернулся на нем в СССР с несколькими посадками.

Испытатель Валерий Чкалов возмутился «наездом» на Туполева. И предложил перелететь с Байдуковым через полюс в Штаты именно на АНТ-25. Но Сталин назначил им другой маршрут: Москва - Петропавловск-Камчатский.

20 июля 1936 года Чкалов, Байдуков и штурман Александр Беляков вылетели из столицы на Дальний Восток. Спустя 56 часов беспрерывного полета, преодолев в сложнейших условиях 9375 км, АНТ-25 сел на острове Удд в Охотском море. Все трое получили звания Героя Советского Союза, ордена Ленина. Чкалову вождь подарил самолет У-2, на котором тот позже катал маму и сынишку с друзьями. Остров Удд переименовали в честь летчика. Так испытатель стал знаменитым на весь Союз.

Валерий Чкалов (в центре), Георгий Байдуков (слева) и Александр Беляков после приземления на острове Удд (22 июля 1936 года). Кстати, позже Удд переименовали: он стал островом Чкалова.

Валерий Чкалов (в центре), Георгий Байдуков (слева) и Александр Беляков после приземления на острове Удд (22 июля 1936 года). Кстати, позже Удд переименовали: он стал островом Чкалова.

Фото: РИА Новости

«Никаких затрат, пахнущих миллионами»

Чкалов не оставлял мечты о полете в Штаты. Причем именно через полюс. Расчет был прост: воздушный путь из Москвы до Сан-Франциско через Тихий океан - около 18 тысяч км, через Атлантику - 14 тысяч, через Северный полюс - лишь 9605. Разница значительная!

В апреле 1937-го он и Байдуков отправляют наркому обороны СССР маршалу Ворошилову письмо:

«Климент Ефремович! Мы во второй раз обращаемся по вопросу о перелете в Америку из Москвы через Северный полюс. Вынуждены это сделать по следующим мотивам:

1. Появились слухи о предложении Америки сделать регулярную воздушную линию через полюс (следовательно, американцы не замедлят сделать полет первые, и наши трехлетние разговоры об этом останутся только разговорами).

2. Другие экипажи не проявляют настойчивости к проведению в жизнь своих намерений. Леваневский по-прежнему плохого мнения как о самолете АНТ-25, так и о руководителях авиационной промышленности. Сам же, опираясь на готовенькую американскую технику, свысока относится к нашему самолетостроению и к возможностям наших машин и людей.

Мы настояли на том, чтобы наш АНТ-25 отремонтировали и переделали то, что оказалось несовершенным в прошлом перелете (на Дальний Восток. - Ред.). Теперь самолет готов. Следовательно, никаких затрат, пахнущих миллионами, не потребуется.

Мы просим Вас, Климент Ефремович, войти в Правительство с ходатайством о разрешении полета на АНТ-25 в самое ближайшее время».

На этот раз Сталин дал добро. 18 июня Чкалов, Байдуков, Беляков вылетели из Москвы в США. Полет проходил в очень сложных условиях: обледенение машины над полюсом, сплошная облачность. 20 июня АНТ-25, преодолев 8,5 тысячи км, успешно приземлился в городе Ванкувер, штат Вашингтон. Фото советских летчиков появились на первых полосах ведущих западных газет, их принял в Белом доме президент Рузвельт. В честь Чкалова назвали улицу в Ванкувере.

Валерий Павлович стал мировой знаменитостью. И любимцем Сталина. Вождь часто приглашал аса на кремлевские мероприятия, застолья. Сделал депутатом Верховного Совета СССР.

48 дефектов истребителя

15 декабря 1938-го Чкалов погиб в Москве при испытании новейшего истребителя. Ему было всего 34.

Популярна версия, что любимца угробил... сам Иосиф Виссарионович. Руками Берии.

Юлиан Семенов в романе «Отчаяние» писал: мол, вождь увлекся женой наркома НКВД Ежова Евгенией. Та отвергла притязания, зато ежедневно встречалась с Чкаловым. «Через неделю после того, как это дошло до Сталина, знаменитый летчик разбился при загадочных обстоятельствах. Сталин позвонил к ней и произнес лишь одно слово: «Ну?» Женя бросила трубку».

- На самом деле пилот разбился спустя три недели после самоубийства Ежовой, - говорит историк Николай НАД (Добрюха). - И романа с ней у Чкалова не было. Он очень любил свою супругу Ольгу Эразмовну.

Знаменитый летчик с женой Ольгой и сыном Игорем после успешного беспосадочного перелета Москва - Ванкувер (США) через Северный полюс (27 июля 1937 года). Фото: Александр ГРИБОЕВСКИЙ/ТАСС

Знаменитый летчик с женой Ольгой и сыном Игорем после успешного беспосадочного перелета Москва - Ванкувер (США) через Северный полюс (27 июля 1937 года). Фото: Александр ГРИБОЕВСКИЙ/ТАСС

Однако сын знаменитого летчика полковник Игорь Валерьевич Чкалов тоже уверял меня, что гибель отца на совести Сталина и Берии. Дескать, вождь предложил Чкалову возглавить НКВД вместо Ежова. Тот отказался. Сталин отказа не простил. Берия в начале 1938-го назначил своего секретного агента Усачева директором московского авиазавода и поручил убрать строптивца. Что тот и сделал, отправив в полет на неисправной машине.

- У Игоря Чкалова такая же нестыковка по датам, как у Юлиана Семенова, - возражает Николай НАД. - Усачев стал директором завода в феврале. Берия тогда был далеко от Москвы, Грузией руководил. НКВД возглавил только 25 ноября, за три недели до трагедии.

Вообще я крайне отрицательно отношусь к Лаврентию Палычу. Но тут вынужден признать: именно Берия пытался спасти знаменитого летчика - удержать от рокового полета. Это подтверждают найденные мной в архивах документы под грифом «совершенно секретно».

- Что это за документы?

- В ноябре - декабре Чкалов был в отпуске на родине. Но его срочно отозвали в Москву на испытания истребителя, назначенные на 12 декабря. Секретный агент сообщил в НКВД, что у самолета много неисправностей. И утром 12 декабря свежеиспеченный нарком Берия отправил срочное сообщение Сталину:

«Распоряжением директора завода НКОП № 156 Усачева на центральный аэродром вывезен с наличием 48 дефектов, отмеченных протоколом отдела технического контроля, новый истребитель «И-180», конструкции инженера Поликарпова. На машине нет ни одного паспорта, так как начальник технического контроля завода Яковлев их не подписывает до устранения всех дефектов. Однако, под нажимом директора Усачева, Яковлев подписал паспорт на крылья самолета, отметив, что разрешает полет на ограниченной скорости. Сегодня 12.XII. в 12 часов дня, при наличии летной погоды, «И-180» должен пойти в первый опытный полет. Машину поведет Герой Советского Союза - комбриг В. П. Чкалов. Имеющиеся дефекты могут грозить катастрофой самолета в воздухе».

Сталин отменил полет. Чкалова предупредили о неготовности И-180. Летчик решил провести рулежку самолета на земле. Во время рулежки сломалась тяга нормального газа. Поломка тяги в воздухе привела бы к невозможности увеличить или уменьшить обороты двигателя.

- Выходит, Берия не напрасно поднял тревогу.

- Получается так. Поломку устранили 14 декабря. На 15-е снова назначили полет. Дальнейшее известно. В 12 часов 58 минут Чкалов поднялся в воздух. Сделал круг над аэродромом, пошел на второй, и тут отказал мотор. Самолет упал на дровяной склад возле Хорошевского шоссе. При ударе Чкалова выбросило вперед на 10 - 15 метров вместе с сиденьем. Рабочие на грузовике увезли раненого пилота в ближайшую больницу, где он вскоре скончался.

Комиссия по расследованию катастрофы доложила: «Гибель т. Чкалова явилась следствием выпуска в воздух недоработанной машины. На самолете оставались все дефекты, послужившие причиной запрещения полета. Кроме этого, самолет имел ряд чрезвычайно серьезных, опасных для полета недоработок, не отмеченных в ведомостях или актах».

Основными виновниками ЧП были признаны главный конструктор завода Поликарпов, его зам Томашевич и директор Усачев, «безответственно форсировавший вылет недоработанной машины». Томашевич, а также директор завода, ряд других специалистов получили сроки.

Новое расследование

- В 1955-м была создана новая комиссия по расследованию катастрофы И-180, - продолжает Николай НАД.

- Зачем?

- Полагаю, Хрущев ждал, что ниточки потянутся к Берии и Сталину... Но комиссия назвала ответственными за вылет И-180 (читай, виновниками катастрофы) главного конструктора Поликарпова и самого Чкалова. «Наиболее верной причиной вынужденной посадки самолета следует считать отказ мотора в результате переохлаждения. На самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно. Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзи, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Усачев, Беляйкин и Порай (осужденные в 1939-м за гибель комбрига. - Ред.) не смогли бы запретить вылет Чкалову на самолете И-180, так как Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить».

- Но ведь авиационные чиновники явно не сами горели желанием поднять в небо неисправную машину. Помнили «чистки» 1937 года и понимали, чем грозит промедление.

- Тем не менее покойный летчик в 1957-м попал под хрущевскую раздачу на волне разоблачения культа личности. Городу Чкалову, названному так после гибели аса, вернули историческое название Оренбург.

В ТЕМУ

Мог спастись

- А ведь Чкалов мог в тот роковой день спастись! - вздыхает историк Николай НАД (Добрюха). - По заданию он должен был сделать всего один круг над аэродромом на Ходынке. И в случае отказа мотора на морозе спокойно спланировал бы на летное поле. Мотор работал, Чкалов мог спокойно сесть. Но летчик пошел на второй, большой круг, удалившись от аэродрома. Когда же мотор заглох, внизу не оказалось свободной площадки для планирования. Самолет рухнул на склад.

- Почему Чкалов нарушил задание?

- Его можно понять. Он испытывал боевые машины. Рвался лично опробовать истребители «в деле». В воздушных боях с фашистами в Испании шла гражданская война, там воевало немало его друзей-летчиков. Но Чкалова в Испанию не отпустили. У немцев тогда появился МЕ-109, превосходивший наши истребители. И вот Поликарпов создает И-180, который мог бы конкурировать с фашистскими «мессерами». Чкалову не терпелось поскорее испытать его, чтобы новая машина быстрее ушла в «серию». Он же понимал неотвратимость войны с Германией.

К слову, во многом из-за гибели Чкалова самолет И-180 не стал главным истребителем советской авиации, уступив место И-16, который прославился в годы Великой Отечественной.