По данным Росстата, за прошедший год было выпущено 537 тыс. новых легковых автомобилей, это на 19% выше, чем годом ранее.
Фото: Иван МАКЕЕВ
Российский автопром подвел официальные итоги за 2023 год. Краткий вывод — растем. По данным Росстата, было выпущено 537 тыс. новых легковых автомобилей, это на 19% выше, чем годом ранее.
Основная доля приходится на АвтоВАЗ, который увеличил выпуск на 70%.
- Рост — это хорошо, но мы же помним, как упало производство в 2022 году, - прокомментировал kp.ru главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. - А если сравнивать хотя бы с 2021 годом, когда было выпущено 1,4 млн автомобилей, то увидим, что движение вперед пока еще не такое быстрое, как всем бы нам хотелось.
По мнению эксперта, основная проблема отечественного автопрома - в отсутствии компонентной базы.
- Если с шинными заводами у нас все более или менее неплохо, то производство электроники, определенных систем управления и других компонентов пока не отлажено, - говорит Кадаков. - Как не было собственного производства подушек безопасности, так его и нет. И пока мы его не наладим, будем либо покупать подушки, либо выпускать машины без них. Это лишь один из примеров.
Правда есть у нас и здесь подвижки. Например, в июле прошлого года в Костроме на заводе «Итэлма» было запущено производство АBS (антиблокировочных систем), а в декабре там же запустили производство систем стабилизации.
- Эти системы поступают сейчас на конвейер АвтоВАЗа, - говорит Кадаков. - Но мы собираем эти системы полностью из покупных комплектующих, поэтому хоть и есть подвижки, проблема еще не решена. Действует программа локализации производства систем стабилизации, рассчитанная до конца 2026 года. К этому времени степень локализации должна достигать минимум 75%.
Есть проблемы и с некоторыми видами сырья, говорит наш собеседник.
- Нужны гранулы для производства пластиковых деталей автомобиля, добавки, пигменты, красители, - говорит Кадаков. - Пластик в салоне должен и выглядеть хорошо и быть достаточно прочным и долговечным. Не оставлять на себе царапин, не источать неприятные запахи, не терять со временем свой цвет. Миллион требований! И чтобы этим требованиям удовлетворять, химия должна работать. Не хватает красок — своих только черная и белая, остальное закупаем в Китае.
Еще одна проблема отечественного автопрома — отсутствие станочного парка.
- Все, что мы делаем и будем делать в ближайшее время в автопроме — это на 95% на покупном оборудовании, - говорит Кадаков. - Ему тоже нужны расходники, запчасти. И через несколько лет ему потребуется замена, которой нет.
2013 - 1916
2014 - 1740
2015 - 1213
2016 - 1122
2017 - 1355
2018 - 1600
2019 - 1525
2020 - 1259
2021 - 1364
2022 - 450
2023 - 537
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Китайские машины за год подорожали на 11%, российские - еще больше. Что будет с ценами дальше (подробнее)