Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Авто5 февраля 2024 0:00

Машину угнали - разобрать на детали: из-за дефицита запчастей в России прогнозируют рост числа автокраж

Автоэксперт Шапарин сообщил о дефиците дешевых запчастей для машин в России
Случается и так: само авто на месте, а колес как не бывало. Разули на ровном месте.

Случается и так: само авто на месте, а колес как не бывало. Разули на ровном месте.

Фото: Алексей ФОКИН (фото)

Эксперты бьют тревогу, а водители волнуются - их автомобили в серьезной опасности! Из-за снижающейся доступности и подорожания запасных частей машины могут начать воровать для дальнейшей разборки. «Комсомолка» выясняла, стоит ли бояться и еще больше думать о защите своего железного любимца.

Краденые машины продают по частям

Полицейская статистика тревоги не вызывает - таких преступлений регулярно становится меньше. Так, за 11 месяцев 2023 года в России зафиксировано 6,58 тысяч автомобильных краж (когда машину увели безвозвратно) и 11,6 тысяч угонов (покатались и бросили). Это на 22,9 % и 8,4 % соответственно меньше, чем в 2022.

С положительной динамикой аналитики связывают несколько причин. Закрытие границ с Украиной и Прибалтикой, где чаще всего сбывались авто, увеличение камер на дорогах, улучшение систем защиты. Но преступники сегодня могут просто поменять тактику.

- Становится меньше запчастей. Существует дефицит дешевых запчастей, их мало на рынке. И это может повлиять на ситуацию, - говорит вице-президент Национального автомобильно союза Антон Шапарин. - Например, раньше кузова привозили из Японии и здесь разбирали. Теперь этот канал закрыт. Зачастую приходится использовать подержанные детали. А к некоторым моделям их просто не найти.

Получается, продавать злоумышленники теперь будут не краденные автомобили, а их составляющие. И им есть, где развернуться.

- Чаще всего угоняют самые простые машины - «Лады», «Хендэ», «Киа»…И тут же их разбирают. В Москве между угоном и превращением в груду частей проходит буквально несколько часов. Увезут куда-нибудь в поле или лес, быстро все сделают и потом продают через интернет-сервис, который не несет ответственности за эти товары, - отмечает Шапарин.

Скоро торговля может дойти и до мастерских. Российский союз автостраховщиков предлагает ремонтировать ТС с помощью подержанных запчастей по ОСАГО.

- Если это будет принято, то страна в плохом смысле станет «чемпионом мира» по угонам, потому что невозможно отследить запчасть и ее происхождение, а лоббируют использование любых деталей, - предупреждает наш собеседник.

На заметку

На заметку

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Помогут друзья и маркировка

Выход, по мнению представителя НАС, есть. Правда, для этого нужны изменения на законодательном уровне.

- Разбор авто никак не прописан в законе, поэтому нужны поправки в регламент о безопасности транспортных средств. Только после того, когда скажут, что можно ставить, что нельзя, это будет пресечено, - предлагает Шапарин. - У машины должен быть конкретный VIN, который можно проследить - до продажи или сдачи в ремонт. Необходима система маркировки, аналогичная «Честному знаку». Мы же знаем, откуда вода, сыр и так далее. Так и здесь.

Добавим, что пессимизм в отношении криминального роста разделяют не все. Автоюрист Дмитрий Славнов считает, что проблема не столь актуальна.

- С начала СВО об этом говорили. Но не забывайте в России налажен параллельный импорт. Запчасти поставляют из дружественных стран - Китай, Турция, Казахстан, - напоминает он. - На мой взгляд глобальных изменений нет, у нас роста таких жалоб тоже не наблюдается. Что-то не можем получить из Японии? Но ведь бывает так, что я ссорюсь с одним нашим другом, а вы нет. Вы можете попросить нужную вещь и передать ее мне.

В любом случае, водителей призывают быть бдительными. Особенно, в крупных регионах. Как показывает анализ МВД, чаще всего угоны происходят в Московской, Ленинградской, Свердловской и Челябинской областях. Среди городов же выделяются Санкт-Петербург, Краснодар, Красноярск и Владивосток.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Китайские машины за год подорожали на 11%, российские - еще больше. Что будет с ценами дальше (подробнее)