Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Звезды6 февраля 2024 21:24

Полина Агуреева поставила спектакль о загадке русской души с её фортиссимо и пианиссимо

5 февраля в Театре Гоголя прошла премьера музыкально-драматического спектакля «Соборяне. Картины русской жизни» по Николаю Лескову
5 февраля в Театре Гоголя прошла премьера музыкально-драматического спектакля «Соборяне. Картины русской жизни» по Николаю Лескову

5 февраля в Театре Гоголя прошла премьера музыкально-драматического спектакля «Соборяне. Картины русской жизни» по Николаю Лескову

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

Это совместный проект V Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета и Московского драматического театра им. Гоголя. Режиссер-постановщик – актриса Полина Агуреева. Она взяла за основу роман-хронику Николая Лескова: «Соборяне» - одно из любимых своих произведений. Пересказала сюжет Башмету и вдохновила маэстро идеей поставить спектакль, в центре которого - повествование о жизни двух священников и дьякона в вымышленном городке Старгороде. Протоиерей Савелий Тоберозов (актер Илья Шакунов), священник Захария Бенефактов (Максим Литовченко) и дьякон Ахилла Десницын (Алексей Вертков) твердо верят в идеалы православия.

Не желая идти на компромисс с совестью и вопреки общему мнению, что «все попы служат в тайной полиции», отец Савелий вступает в конфликт с церковным начальством и местными властями, которые ожидают, что он искоренит старообрядчество и будет доносить на политически неблагонадёжных. Савелий от «сотрудничества» отказывается. Он осуждает насильственную борьбу с инакомыслием. Хотя некоторым его братьям по вере «повсюду мерещатся еретики». Дьякон Ахилла даже хочет их всех перебить (на словах). По ходу действия Туберозов созывает паству на молебен и читает проповедь, больше похожую на политическую речь, обличающую власть имущих. В народе обнаруживается шаткость большая. Но и равнодушие немалое…

Среди старгородцев есть и другие персонажи: нигилист-школьный учитель Варнава (актёр Антон Лызо), жена Савелия - единомышленница Наталья Николаевна (её играет Полина Агуреева), довольно либеральный предводитель дворянства Пармён Семёнович Туганов (Александр Андриенко). Помещица Марфа Андреевна Плодомасова (Наталья Егорова), мечтающая женить карлика, своего крепостного Николая Афанасьича (Марк Бурлай) на карлице генеральши Вихиоровой (Варвара Насонова). Зачем? Просто ей скучно жить. Но в целом она женщина добросердечная.

Актриса Наталья Егорова сыграла помещицу Марфу Андреевну Плодомасову

Актриса Наталья Егорова сыграла помещицу Марфу Андреевну Плодомасову

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

Лесков — это хроники русской жизни. Житьё-бытьё соборной Руси. Поиски истины и отличия между добром и злом, святостью и грехом. Разгадка русской души с её фортиссимо и пианиссимо. С её избыточностью во всем, способной грешника сделать праведником. И легко забыть обиды.

Тем временем на протопопа Савелия приходит донос, и его запрещают в служении. Оттого он заболел и умер. Дьякон Ахилла вскоре погибнет из-за несчастного случая, а отец Захария окончит своё земное житие вследствие естественных причин. Как поется в известной песне, в общем все умерли. Вознеслись на небо из запели а капелла «Уповай на господа…».

Полина Агуреева определила жанр спектакля как трагикомедию, где находится место и для духовных исканий, и для юмора, и гротеска в менталитете и характерах, колоритных и противоречивых. Праведники Лескова – люди блаженные, а их святость - явление метафизическое.

Герои спектакля трепетно рассуждают о вере. И яростно грозят камня на камне не оставить от Европы: «к черту цивилизацию и либералов». «Вся эта европейская мордва никогда не поймет русского дьякона». И вообще на земле всё перепуталось. Соборяне отнюдь не идеальные, они, «болящие, слепые, хромые, сухие» ( по Евангелию от Иоанна), но жаждущие спасения.

- Тексты Лескова, писателя XIX века, звучат поразительно современно, - говорит Полина Агуреева. – Он размышляет на те же темы, которые волнуют нас сегодня — о противостоянии либерализма и консерватизма, о непримиримости взглядов, о вере. Несмотря на «хронический» характер наших российских проблем, любовь к России у Лескова безусловна. Для меня это очень важно.

В спектакле заняты актеры из разных московских театров: не только Театра им. Гоголя, но и «фоменки», и СТИ, МХТ им. Чехова, и питерцы. Наряду с драматическими артистами полноценным участником спектакля является камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета.

Музыку написал композитор Валерий Воронов. Он живет в Германии, спектакль создавался в Москве. Полина Агуреева напевала ему по телефону, рассказывала о своем замысле, о том, что хотела бы услышать в партитуре. Многое было создано во время репетиций.

Полина Агуреева, Юрий Башмет и другие «соборяне» на поклонах после премьеры спектакля

Полина Агуреева, Юрий Башмет и другие «соборяне» на поклонах после премьеры спектакля

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

За музыкальную часть отвечал Юрий Башмет. Он появился на сцене в холщовой рясе (как и музыканты его ансамбля) вместо длинного черного сюртука, в котором его привыкли видеть.

- Удивительно, как точно Лесков рассуждал о столкновении традиционных и либеральных ценностей. Как созвучно сегодняшнему дню, - Юрий Абрамович немного поговорил с журналистами после спектакля.

В подтверждение своих слов маэстро назвал артистов, которые уехали из России (в последние два года) людьми неумными, остановившимися в своем развитии. Хотя у каждого из них наверняка есть сомнение...