Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество9 октября 2023 0:00

Зачем в детсадах вводят единый государственный стандарт

С этого года все дошкольные учреждения перешли на ФГОС. Что это значит для воспитанников и их родителей
В детском саду самое важное - играть. Тогда и буквы с цифрами запомнятся играючи.

В детском саду самое важное - играть. Тогда и буквы с цифрами запомнятся играючи.

Фото: Shutterstock

Последние несколько лет аббревиатуру ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт - узнали все родители, даже весьма далекие от педагогики. Внедрение этого стандарта наделало много шуму в школе. Можно ли привести самых разных детей с разными интересами и способностями к некоему общему знаменателю? А как же индивидуальный подход, если всех учить стандартизованно? По большей части эта история профессиональная, шумят и спорят между собой учителя. Но на родителей тревожность тоже выплескивается. И вот - внедрение ФГОС в детских садах. Теперь там тоже будут учить? Ведь стандарт-то образовательный? А те дети, что в садик не ходят, за бортом образования?

Эти вопросы ведущие программы «Родительский вопрос» на Радио «КП» Мария Баченина и Александр Милкус обсудили с экспертами - кандидатом педагогических наук, заведующей и доцентом кафедры дошкольной педагогики, психологии и инклюзивного образования АСОУ (Академии социального управления) Юлией Гладковой и доцентом той же кафедры Ольгой Соломенниковой.

По порядку подравняйсь!

Юлия Гладкова

Юлия Гладкова

- В родительских чатах пишут, что, мол, перекроили в садиках вообще все, детей теперь как-то по-новому учат… Что происходит?

Ю. Гладкова:

- Изменения, действительно, произошли серьезные. У нас создается единое образовательное пространство. Для каждого уровня образования сегодня разработана федеральная образовательная программа, которая обязательна к реализации. До этого программы были разные, и дошкольная организация могла в качестве основы для себя взять любую.

Это накладывало свой отпечаток. Например, мой ребенок в первом - втором классах учился по программе «Школа 2000». Потом мы переехали в другой район, а там другая программа. Было сложно вникнуть. Вот из-за подобного с 1 сентября все детские сады перешли на ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.

- И всех теперь причешут под один стандарт?

О. Соломенникова:

- Нет, конечно, мы понимаем, что дети разные! У нас у каждой дошкольной образовательной организации есть вариативная часть программы, которую они разрабатывают самостоятельно. Вот 60% - это федеральный уровень, который во всех регионах един. А оставшиеся 40% - учреждение будет строить с учетом особенностей ваших детишек, особенностей контингента родителей и т. д.

Нет оснований переживать ни педагогам дошкольного образования, ни тем более родителям. Вы по-прежнему просто приводите ребенка в детский сад, где он играет в игрушки.

Ведь все исследования работы мозга в этом возрасте говорят, что педагоги должны играть с детьми. Через игру у малышей формируются определенные навыки. Так что детсадовцев за парты мы не усадили.

Ольга Соломенникова

Ольга Соломенникова

К школе готов? Всегда готов

- Подождите. Как это играют? Их вообще к школе готовят? Наверняка же стандарт устанавливает, что должны дети к выпуску уметь - читать, писать, считать? Или нам после сада еще тащить детсадовца на платную подготовку? На что ориентироваться тем родителям, у которых дети не садовские?

Ю. Гладкова:

- Здесь интересна сама постановка вопроса - что должны уметь дети? На самом деле, на уровне дошкольного образования дети ничего никому не должны. Стандарт дошкольного образования - это стандарт условий.

Вот ФГОС начальной школы и старше - это стандарт результата. Там прописано - к окончанию обучения учащийся должен знать то, уметь то и то.

А дошкольный стандарт очерчивает для взрослых, какие нужно создать условия, чтобы ребенок мог достичь целевых ориентиров. И что касается самих целевых ориентиров, это именно к чему стремиться. Причем к чему должен стремиться педагог.

Конечно, очень важно, чтобы ребенок был готов к школе. Но родители и педагоги по-разному понимают термин «готовность». Так, родителям кажется правильным, чтобы будущий первоклашка уже умел читать, писать, считать к началу обучения.

А педагоги знают, что в дошкольном возрасте дети развиваются очень неравномерно. Один малыш начинает говорить в год, другой может молчать до трех лет. И если говорить о подготовке к школе, то прежде всего с точки зрения педагогики должна быть психологическая мотивационная готовность. Ребенок должен захотеть стать школьником!

Хороший учитель началки вам скажет: «Мы всему научим в классе - и буквы писать, и читать, и считать по правилам». Лишь бы у ребенка было желание научиться.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Нужны ли платные курсы?

- Я бы хотел вернуться к платной подготовке к школе. В свое время сделал, считаю, такую ошибку с сыном. То есть ребенка после детского сада, вместо того чтобы дать ему отдохнуть, за руку тащат в эту подготовительную группу: а то тебя в эту школу не возьмут… Стоило ли мучиться?!

О. Соломенникова:

- Родители сегодня хотят дать ребенку многое, тем более возможностей стало просто море. И платные, и бесплатные кружки. Но ведь самое главное - это жизнь и здоровье ребенка. А мы сами своему малышу создаем дополнительное напряжение. Чего-то в их возрасте сами не получили, не смогли - так, давайте ребенка на плавание отдадим, в спортивный кружок. Из хороших побуждений это делают!

Хотя первое, что необходимо, - спросить ребенка. А он хочет?

На самом деле, как дать многое ребенку? Кажется, для этого банально нужно время, а его всегда не хватает. Но что важно? Не количество проведенного вместе времени, а доверие и возможность именно без гаджетов, без других членов семьи с сыном или дочкой побеседовать. Хотя бы 15 - 20 минут. Чтобы ребенок высказался и рассказал вам, что у него на душе, что он делал в детском саду, может быть, попросил совета. Вот для этого и нужна семья.

Учись учиться

О. Соломенникова:

- Послушайте, в школе ребенок будет обучаться 9 или 11 лет. Его научат и читать, и писать за это время. Выбора у него не останется. А вот вернуться в детство, наиграться и захотеть учиться второго шанса уже не будет. Дошкольника не надо обучать чтению, его надо заинтересовать таким образом, чтобы он сам захотел это делать. Но методик по обучению чтению в детском саду у нас нет.

Ю. Гладкова:

- Чтобы вы не думали, что садики ничем полезным не занимаются… Программа построена таким образом, что первоклашка, конечно, приходит в школу с багажом знаний. Но мы эти знания, умения и навыки даем таким образом, чтобы ребенок захотел их принять. И чтобы он был заинтересован в том, чтобы дальше их углубить. То есть мы учим не просто получать знания, а скорее, учим их добывать. У нас много методов, когда дети сами учатся потихонечку находить ответы на свои вопросы. Что нужно сделать, чтобы узнать, почему из снега в тепле получается вода?

И за счет этого у ребенка появляется такое очень важное умение - учиться - то есть учить себя.