Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Экономика13 февраля 2024 13:55

"Меры будут крайне жесткими": Чем ответит Россия на попытки Европы присвоить ее активы

Эксперт по экономике Остапкович: изъять российские деньги по закону невозможно
Около 300 млрд долларов золотовалютных резервов Россия хранила за рубежом – в странах ЕС, в Канаде, США, Японии, других странах. В 2022 году эти средства были заморожены.

Около 300 млрд долларов золотовалютных резервов Россия хранила за рубежом – в странах ЕС, в Канаде, США, Японии, других странах. В 2022 году эти средства были заморожены.

Фото: Shutterstock

Совет ЕС утвердил постановление, согласно которому доходы от российских активов, заблокированных в Европе, теперь должны храниться отдельно. Нет, пока это не решение направить деньги нашего Центробанка на поддержку Украины – а такие призывы звучат последние полтора года. Но в будущем это решение может стать правовой основой для изъятия российских средств.

ОПАСНАЯ МЕРА

Откуда вообще наши деньги в Европе – спросите вы. Дело в том, что около 300 млрд долларов золотовалютных резервов Россия хранила за рубежом – в странах ЕС, а также в Канаде, США, Японии, других странах. В 2022 году эти средства были заморожены. Но продолжали «работать» - зарубежные финансовые структуры вкладывали их в ценные бумаги, которые приносили доход. (Мы с вами также кладем свои деньги на накопительные или брокерские счета в банках, чтобы получать проценты со своих сбережений.) В Европе хранится примерно две трети от всех замороженных средств (около 200 млрд долларов). Причем львиная их доля сосредоточена в бельгийском депозитарии Euroclear.

На сегодняшний день никаких законных оснований распоряжаться чужими резервами у европейцев нет. Российские деньги продолжают лежать на счетах, проценты по ним тихонько капают (это примерно 3-4 млрд долларов в год). Воспользоваться ими Россия не может, но юридически продолжает оставаться их собственником. Чтобы изъять – пусть не сами резервы, но хотя бы доход по ним – должно быть юридическое обоснование. Поэтому решение Совета ЕС – шаг именно в этом направлении.

Хотя даже на Западе многие уверены, что такая мера крайне опасна для самой Европы. Недавно эти риски описывало агентство Рейтер.

Во-первых, в случае изъятия своих активов Россия обратится в международные суды. Шансы одержать победу высоки, и тогда странам ЕС нужно будет где-то снова искать миллиарды, чтобы вернуть их законному владельцу. Во-вторых, решение об изъятии может ударить по евровалюте. Международные инвесторы могут выйти из активов в евро, опасаясь, что однажды их деньги тоже могут быть конфискованы. В-третьих, Москва пообещала в ответ конфисковать западные активы в России. В нашей стране хранятся средства инвесторов и компаний из недружественных государств на сумму около $300 млрд долларов. Часть этих денег сейчас тоже заблокирована, в частности, активы международных депозитариев Euroclear и Clearstream на сумму около 2,5 млрд долларов (229,1 млрд рублей).

- У нас тоже достаточно активов, которые здесь заморожены, - сказал министр финансов России Антон Силуанов в эфире канала «Россия 24». - Цифры немаленькие, доходы от использования этих средств существенные и также могут быть использованы, если будет принято решение недружественных наших партнёров.

Министр финансов России Антон Силуанов.

Министр финансов России Антон Силуанов.

Фото: Олег ЗОЛОТО

На вероломные шаги ЕС Россия грозится ответить зеркально.

- Ответные меры будут крайне жесткими. Учитывая, что наша страна квалифицировала это как воровство, отношение будет как к ворам, - заявила 13 февраля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

ПОКА ЭТО РИТОРИКА

О каких же ответных мерах может идти речь?

- Не думаю, что дело может дойти до изъятия Западом наших зарубежных активов, - говорит Директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. – А вот доходы, которые на них начисляются, действительно могут пострадать. Ведь, по мнению западных экспертов, деньги у них лежат российские, а вот проценты по ним – уже нет. То есть корова – ваша, а молоко - наше. Но и для изъятия процентов нужна юридическая база, которой пока нет. Чем может ответить Россия? Конечно, свои резервы западные страны у нас не хранят, поэтому дать зеркальный ответ нашей стране трудно. Зато у зарубежных инвесторов-нерезидентов есть счета в наших банках, по ним тоже начисляются проценты. Есть иностранные граждане, которые работают в России и хранят какие-то средства на российских счетах. Можно, конечно, пойти на изъятие средств с этих счетов, но думаю, это избыточная мера, и нужно искать более гуманные пути.

По мнению эксперта, сейчас звучит много риторики и громких заявлений, за которыми могут и не последовать конкретные шаги.

- В конечном итоге все упирается в юридическую плоскость, и для изъятия наших средств нужны будут решения судов конкретных стран. В случае с Euroclear – бельгийского суда, - напоминает Георгий Остапкович. – Недружественные шаги ЕС повлекут за собой долгие тяжбы, поэтому я бы пока не стал рассматривать ситуацию как фактическую. Но тенденция, конечно, не самая приятная.