Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество17 октября 2023 12:30

Выбросить хлеб – вопрос морали?

В России активно развивается экологическое движение, которое помогает крупным торговым сетям и компаниям общепита не выбрасывать продукты, годные к употреблению, а бесплатно распространять их среди нуждающихся

Сегодня, в век потребления, когда магазинные полки буквально ломятся от изобилия, многие не задумываются над ценностью продуктов питания. Частенько потребителями покупается больше того, чем они способны съесть до истечения срока годности, и многое из вкусного летит на помойку, о чем раньше невозможно было и подумать. Супермаркеты в силу специфики своей работы также вынуждены списывать огромное количество продтоваров, еще пригодных в пищу. Так миллионы тонн хорошей еды ежегодно пропадают на свалке в то время, как проблема голода на Земле до сих пор не решена.

А ведь на протяжении всей истории человечества продукты имели, во-первых, собственную ценность как необходимое условие жизни; во-вторых, ценились как результат чужого труда.

Однако нам посчастливилось стать свидетелями зарождения нового гуманистического тренда в России – на спасение продуктов и на помощь тем, кто нуждается в продовольственной поддержке.

Речь о фудшеринге (в переводе с английского - «food» – «еда», «share» – «делиться»). Хотя это еда не только для тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Многие молодые люди сознательно выбирают заботу об окружающей среде и следуют принципам ответственного потребления, поэтому не позволяют хорошим продуктам пополнять мусорные свалки.

Таким образом в настоящий момент фудшеринг представляет собой нечто вроде волонтерского экологического движения, которое помогает крупным торговым сетям и компаниям общепита не выбрасывать продукты, годные к употреблению, а бесплатно распространять их среди тех, кому они могут облегчить жизнь.

С июля 2022 года X5 Group, в частности торговая сеть «Пятерочка», совместно с АНО «Фудшеринг» и «Банком еды «Русь» запустила одноименный проект по безвозмездной передаче нуждающимся людям продуктов с истекающим через пару дней сроком годности, но пригодных к употреблению. На первом этапе в проекте участвовали несколько супермаркетов в Москве и Челябинске. Сегодня к инициативе подключились 40 магазинов Москвы, Челябинска, Рязани, Краснодара, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Томска. Продуктовую помощь уже получили более 49 тысяч человек.

Как это происходит?

- Каждый день сотрудники магазинов перебирают хлебобулочные изделия (хлеб ржаной, пшеничный, сухарные изделия) и отбирают те позиции, срок годности которых истечёт через один-два дня, - рассказывает Екатерина Демешко, менеджер направления устойчивого развития популярной торговой сети. - Далее волонтёры забирают продукцию и в тот же день передают её подопечным нашего фонда-партнера – одиноким пенсионерам и многодетным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По схожей схеме работает фудшеринг и на дарксторе (магазин без покупателей). С той разницей, что ассоритмент продукции, подлежащей оценке и передаче, здесь шире. Это овощи и фрукты, бакалея, непродовольственные товары. Всего около 80 наименований. Продовольственная помощь нуждающимся – основное направление в рамках стратегии устойчивого развития компании.

...Начинали они в 2015 году с проекта «Корзина доброты», который работает по механике food drive – когда вместе с покупателями по всей России собираются адресные продуктовые наборы и наборы с иными товарами и передаются в многодетные семьи, пенсионерам и другим категориям нуждающихся. Их здесь называют «благополучателями», что звучит, несомненнно, приятнее. Так, в «корзине» в общей сложности оказалось 970 тонн продуктов, и она «накормила» более 430 тысяч россиян.

Фудшеринг позволяет передавать людям еще больше продуктов.

Так, за 2022 год торговая сеть передала на реализацию 1,5 тонны продуктов для 3 200 благополучателей, а за 9 месяцев текущего года – 26,5 тонн для 46 000 нуждающихся. В среднем один магазин спасает около 50-100 кг продуктов ежемесячно. Даркстор – более 500 кг в месяц, большую часть составляют фрукты и овощи. В планах компании завершить процесс автоматизации и подключить все дарксторы к программе, что существенно поможет жертвовать больше продуктов, которые кто-то где-то всегда ждет и которым очень рад.

Мама четверых детей Ольга, один из благополучателей проекта «Фудшеринг»:

- Я и моя семья сердечно благодарим за все, что для нас делают другие люди. Эта помощь для нашей большой семьи очень значительна. Мы счастливы быть частью такого проекта. Объявление о нем я случайно прочла где-то в интернете год назад и за это время ни минуты не пожалела. Кроме реальной помощи, это еще и процесс воспитания – я учу детей заботиться о природе, ценить продукты питания, не мусорить. Словом, огромная благодарность волонтерам, которые каждую неделю приходят к нам, тратят на нас личное время и силы. Ребята приносят продукты хорошего качества, все всегда идет сразу на стол. Иногда еще и делюсь с соседями, кому тоже нужна помощь. Рассказываю про проект другим мамам, и он развивается.

Волонтер Александра Кумпан:

- Волонтеры приходят в магазин каждый день, забирают хлеб, хлебобулочные изделия, бакалею, шоколадки, снеки, то есть продукцию, которая не требует специальных условий хранения, вместе с сотрудником магазина они оформляют соответствующий акт и затем волонтер идет по заранее подготовленным адресам. Продукты доставляются в тот же день, в течение нескольких часов. У каждого волонтера есть 3-5 семей, которым он регулярно помогает. Наши волонтеры очень разные люди, но все экологически мотивированные, работающие. Многие имеют собственный бизнес, часто это и учителя, и врачи, и бухгалтеры, и, конечно, студенты. Средний возраст – 40-45 лет. Объединяет их желание помогать другим.

Как социальное явление, как практика разумного потребления и выгодной утилизации продуктов питания во благо общества и экологии фудшеринг развивается в Москве с 2015 года. К нему присоединяется все большее число самых различных компаний и представителей разных бизнесов.

По данным статистики, ежегодно более 20% производимых в мире продуктов питания (около 884 млн тонн) оказывается выброшенными. Это почти 45% всех бытовых отходов, то есть почти половина! Продуктовые отходы в таких объёмах не только наносят вред экологии, но и ведут к появлению существенных утилизационных затрат. Почти 1,6 трлн рублей можно сэкономить при интенсивном продвижении движения «фудшеринг» в России. Причём собранной таким образом пищи будет достаточно, чтобы обеспечить едой 35 млн. человек. Это больше количества всех людей, существующих за чертой бедности в Российской Федерации.