Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Клуб любознательных22 октября 2023 0:00

"Она забавлялась моим ужасом": Найдено неожиданное отличие русских от англичан

Ученые узнали, почему грибы любят только в нашей стране
- Кому еда, кому зонтик, а кому и наблюдательный пункт!

- Кому еда, кому зонтик, а кому и наблюдательный пункт!

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Слышали когда-нибудь об этномикологии? Она изучает роль грибов в истории человечества. Создали новую науку супруги Уоссоны в США. Они же разделили народы мира на микофилов и микофобов. Микофилы любят грибы. Это славяне, в первую очередь русские. Микофобы, наоборот, испытывают к грибам страх, отвращение. На первом месте тут англосаксы (англичане, американцы).

Валентина Уоссон (в девичестве Геркен) - доктор медицинских наук, педиатр. Роберт Уоссон - финансист, двадцать лет был вице-президентом одного из крупнейших банков планеты J. P. Morgan.

«При чем здесь грибы?» - спросите вы.

О, это удивительная история!

Ужас медового месяца

Валентина родилась в Москве в 1901 году. Потомственная дворянка из рода светлейшего князя Меншикова. После Октябрьской революции эмигрировала в Англию. Получила там высшее медицинское образование. В 1926 году обвенчалась в русской церкви Лондона с начинающим финансистом Робертом Гордоном Уоссоном. Медовый месяц они провели на родине мужа, в Штатах.

«В первый день мы прогуливались в лесу, - вспоминал позже Роберт. - Внезапно моя жена позабыла о моем существовании. Она разглядела в зарослях какие-то грибы. Рухнула на колени в немом обожании перед первой россыпью, потом перешла ко второй. В экстазе она называла каждый вид ласкательным русским именем, поглаживала эти поганки, смаковала их запах влажной земли, словно это были дорогие духи. Как и все порядочные англосаксы, я ничего не знал о мире грибов и чувствовал: чем меньше я знаю об этих тлетворных опасных наростах, тем лучше. Для нее же это была воплощенная благодать. Она собрала их, забавляясь моим ужасом. Принесла домой полный подол грибов, почистила и приготовила их. А вечером все съела в одиночку. Я думал, что наутро проснусь вдовцом».

Однако на Валентине грибной ужин никак не отразился.

Эта история заставила молодоженов задуматься, почему у русских и англосаксов диаметрально противоположное отношение к грибам. Ответ супруги искали более 30 лет! Много ездили по миру, благо финансы банкира это позволяли. В разных частях света искали все, что имеет отношение к грибам. В пословицах, мифах, легендах, волшебных сказках, эпосе и балладах, в исторических событиях, литературе и даже среди непристойных и скабрезных слов. В Африке, Азии, Латинской Америке, на Востоке интересовались у неграмотных крестьян, какие грибы они знают, как называют, употребляют. Посещали галереи и музеи мира, изучали книги по археологии, антропологии, истории, религии. В 1953-м Уоссоны открыли для мира полумистический культ псилоцибиновых (галлюциногенных) грибов в Мексике. Первыми из белых людей участвовали в тайных ритуалах индейцев со «священными» грибами.

Результат - фундаментальный труд «Грибы, Россия и история», изданный в 1957 году. И новая наука, которую они назвали этномикологией.

Валентина Павловна умерла в 1958-м. Роберт до самой кончины в 1986-м продолжал исследования грибов, включая красный мухомор в шаманских обрядах народов Сибири.

Похоже, символ нашей страны не только березка, но и грибы. Фото: Виктор БУДАН/ТАСС

Похоже, символ нашей страны не только березка, но и грибы. Фото: Виктор БУДАН/ТАСС

Главные ценители

«Если англоязычный мир хочет раскрыть загадку русской души, то в первую очередь он должен изучить отношение русских к грибам, - писал Уоссон и приводил в пример свою русскую супругу: - С молоком матери она впитала основательный запас знаний о распространенных видах грибов и любви к ним».

Этой страсти не мешают ни политика, ни идеология, пишут Уоссоны в своей книге. Заядлым грибником был писатель-славянофил Аксаков, заметная фигура в дореволюционной России. Но то же увлечение имел интернационалист-революционер Ленин. Крупская вспоминала, как в ливень они спешили в Швейцарии на поезд. Внезапно Ильич увидел среди деревьев белые грибы. И тут же бросился за ними, не обращая внимания на потоки воды. «Мы промокли до мозга костей, но Ленин не успокоился, пока не набрал полный мешок».

«Русские - единственные и неповторимые ценители грибов, - утверждают Уоссоны. - Мы никогда не слышали о пренебрежительном отношении к грибам среди русских и не встречали подобных примеров в русской литературе. Зато масса благожелательных отрывков из книг классиков про «тихую охоту». По мере продвижения на юг интерес к грибам у славян ослабевает. Украинцы уже менее гриболюбивы, а балканские славяне почти безразличны к ним».

Изгой природы

«Совершенно иная картина в микофобской Англии, - отмечают Уоссоны. - При одной мысли о грибах в груди англичанина поднимается волна негодования. Когда писатель хочет вызвать ужас, ему достаточно прибегнуть к поганкам. Артур Конан Дойл применяет этот способ в романе «Сэр Найджел»: «Мокрые листья гнили, испуская зловоние, под пологом мерзостного тумана, который поднялся над лесом. Поля покрылись отвратительными грибами - раньше таких никто не видывал - огромными, багрово-лиловыми, коричневыми и черными. Казалось, на теле больной земли высыпали гнойные прыщи, стены домов покрылись плесенью и лишайником, и сразу вслед за этой отвратительной порослью на раскисшей земле взошла Смерть».

В книге много других цитат английских классиков и современных писателей, поэтов - строк, полных отвращения и враждебности. Много веков они гнобили бедное грибное племя с безжалостной ненавистью. Эту микофобию британцы перенесли в Штаты, Канаду, другие западные страны. Недаром американская поэтесса Эмили Дикинсон пафосно вещала:

Будь у природы свой изгой,

Презренный из сынов,

Будь у нее Искариот -

То это был бы гриб.

Сыны Земли и ублюдки Сатаны

«Для русского мир, устланный грибами, - рай земной, - делают вывод Уоссоны. - У англичанина тот же самый мир вызывает мысли о привидениях и смрадных испарениях гнилых болот, его просто-таки тошнит от омерзения.

Почему? Все дело в верованиях, страхах наших далеких предков».

«В своей языческой религии русские обожествляли природу, а превыше всего - Мать Сыру Землю, - писала уроженка Москвы Валентина Уоссон. - Их привязанность к плодородной земле - явление, которое западная цивилизация едва ли способна осознать. Возможно, мы так любим грибы именно потому, что считаем: из растений они сильнее всего связаны с землей».

«Народы же, населявшие побережье Северного моря, считали грибы ядовитыми посланниками Сатаны, - пишет англосакс Роберт Уоссон. - Наши предки инстинктивно связывали их со злыми духами. Отсюда причины возникновения микофобии, поразившей большую часть западного мира. И культурная трещина между женой и мной, между нашими народами, соответственно между микофилией и микофобией (слова, которые мы изобрели, чтобы обозначить два этих отношения), разделила индоевропейские народы на два лагеря».

А В ЭТО ВРЕМЯ

За сбор краснокнижных - до 9 лет тюрьмы

С 12 октября в России введена уголовная ответственность за умышленное уничтожение и продажу редких грибов, занесенных в Красную книгу РФ. Нарушителям грозит до 9 лет лишения свободы.

Кара ждет тех, кто действовал с умыслом, а не по незнанию или неосторожности. Например, умысел можно считать доказанным, если редкие грибы выставлены на продажу и указаны их названия. Да еще и рекламируются как особо ценные.

В ТЕМУ

Шампиньон - не поганка

«Сбор грибов - очень редкое хобби в Великобритании, - подтверждает вывод Уоссонов дзен-канал «Учим английский онлайн». - Если вы и увидите в лесу человека с корзинкой, это, скорее всего, будет выходец из СНГ.

Значит ли это, что англичане совсем не едят грибов? Нет, в их рационе есть и грибные соусы, и супы-пюре, и различные грибные закуски. Но для домашней кулинарии всегда используют магазинные шампиньоны, выращенные и собранные на фермах».

А вот дикорастущие грибы считаются у англичан поганками.