Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды23 февраля 2024 4:00

История легендарных машин из советских кинофильмов: «Инвалидку» Бывалого выдавали за дипломатическое авто, а «Волга» Деточкина до сих пор снимается

KP.RU узнала, как поживают автомобили, засветившиеся в известных советских фильмах
После успеха «Операции «Ы»…» такую мотоколяску прозвали «Моргуновкой».

После успеха «Операции «Ы»…» такую мотоколяску прозвали «Моргуновкой».

Фото: Александр РОГОЗА

- А эту машину узнаете?

Заведующая музеем «Мосфильма» Елена Морозова подводит меня к шикарному «Мерседесу» 1930-х годов, черному и блестящему. Догадка пришла, едва я посмотрел через лобовое стекло на руль:

- На такой Штирлиц ездил!

В музее «Мосфильма» ретроавтомобилям, которые засветились в знаменитых советских лентах, посвящен целый зал-гараж. В прошлом номере «толстушки» мы рассказывали о реквизите, который путешествовал из фильма в фильм. Машинам повезло даже больше: некоторые музейные легковушки появились в десятке картин!

За рулем Бывалый

Это странно, но первое, на что ты обращаешь здесь внимание, - крохотный автомобильчик, который стоит в дальнем углу. Вокруг красуются холеные «люксовые» модели, а тебя почему-то первым делом тянет к скромной серой «инвалидке». Модель СМЗ

С-3А, двухместная мотоколяска, которую выпускали в подмосковном Серпухове с конца 1950-х по 1970-й. Именно на этом авто Бывалый (Евгений Моргунов), Трус (Георгий Вицин) и Балбес (Юрий Никулин) ездили в фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы»...» (1965).

- В народе этот автомобиль после успеха фильма прозвали «Моргуновкой», - говорит Елена Морозова. - У каждой машины на «Мосфильме» есть своя история. Что-то студия приобретала под конкретный фильм. Что-то могли подарить. Но история конкретно этого автомобиля, к сожалению, неизвестна. После распада СССР, когда всюду творился бардак, многие бумаги были утеряны.

В народе этот автомобиль после успеха фильма прозвали «Моргуновкой»

В народе этот автомобиль после успеха фильма прозвали «Моргуновкой»

Фото: кадр из фильма

Машина весит под 500 кг. При этом в комедии есть эпизод, когда герой Моргунова поднимает эти полтонны металла и лихо разворачивает на 180 градусов.

- Евгений Александрович был мужчина довольно крепкий, но развернуть машину ему, конечно, помогли, - объясняет Елена Львовна. - Под инвалидкой ассистенты залили лед. Так что актер именно по нему этот разворот сделал. Для этого, конечно, тоже нужно было применить силу, но по крайней мере обошлось без сорванной спины.

По словам Морозовой, ретромашины «Мосфильма» на учете не стоят, номерных знаков не имеют (это же просто реквизит). Исключение - та самая инвалидка. Только на ней висит знак. Почему-то желтого цвета: Д 1-01.

- А знаете, почему он желтый? - спрашивает мой гид. - Если помните, этот знак Моргунов вешает на машину перед тем, как они едут грабить склад. Это была придуманная Гайдаем шутка. Дело в том, что до конца 1950-х желтые номера имели исключительно дипломатические машины. То есть жулики одним движением руки сделали свою инвалидку дипломатической...

К слову, машина-малышка - тот редкий случай, когда автомобиль только в одном фильме и снялся.

Тайна черных перчаток

Но вернемся к машине штандартенфюрера Штирлица.

Mercedes-Benz Typ 230 немцы начали серийно выпускать в 1937 году, а в 1941-м производство свернули. Не до элегантных легковушек стало. Так что автомобилю из музея «Мосфильма» уже больше 80 лет.

Mercedes-Benz Typ 230 штандартенфюрера Штирлица. Фото: Кадр из фильма

Mercedes-Benz Typ 230 штандартенфюрера Штирлица. Фото: Кадр из фильма

Есть такая байка, которую киношники за давностью лет не могут опровергнуть: якобы в «Семнадцати мгновениях весны» (1973) снимались сразу четыре машины такой модели. Один автомобиль принадлежал студии, а другие брали в аренду у частников. По крайней мере в 2000-е и 2010-е «те самые» машины перепродавались между коллекционерами. Ценники, как тогда писали, - от 7 до 10 млн рублей.

Вячеслава Тихонова в фильме несколько раз крупно показывали едущим в машине. При этом его лежащие на руле руки - всегда в перчатках. Но не потому, что разведчик боялся оставить отпечатки пальцев. Просто обе открытые руки Тихонова никак нельзя было снимать крупным планом: на одной из кистей красовалась татуировка «Слава». Грешок юности!

«Мерс» Штирлица теперь как новенький!

«Мерс» Штирлица теперь как новенький!

Фото: Александр РОГОЗА

А еще участники съемок вспоминали, будто машина периодически глохла, потому что была очень старой, а для починки не было оригинальных немецких деталей. Елена Морозова рассказывает:

- Я помню этот автомобиль, когда он был в совершенно убитом состоянии: у него буквально ручки отваливались. Несколько лет назад его перелатали, обновили, весь салон заново перетянули. Вот, посмотрите, - женщина открывает дверь авто со стороны водителя. - Даже отделку двери сделали из темного дерева, как в оригинале. Сейчас это не машина, а конфетка. В новое время эта машина тоже снималась - засветилась в фильме «Звезда» (2002), сериалах «Диверсант» (2004), «Московская сага» (2004), «Марьина роща» (2012) и еще десятке других.

Милый «Москвич»

Один из трогательных моментов оскароносного фильма «Москва слезам не верит» (1979) - как муж Тоси, подружки героини Веры Алентовой, носится со своим автомобилем. В конце 1950-х завидный жених катает девушек на новеньком «Москвиче-401», а спустя 20 лет ковыряется под капотом по локоть в мазуте, пытаясь завести машину.

Москва слезам не верит. А вот «Москвичам» - очень даже! Фото: Кадр из фильма

Москва слезам не верит. А вот «Москвичам» - очень даже! Фото: Кадр из фильма

«Когда ж ты ее на металлолом сдашь?» - «На ней еще мои внуки кататься будут!»

- Конкретно этот автомобиль был выпущен в 1954 году, куплен киностудией «Мосфильм» и уже в 1955-м вышел на экраны первый фильм с его участием - комедия «Доброе утро» с молодыми Львом Дуровым и Михаилом Пуговкиным. В кино на этом «Москвиче» журналистка ездила. Естественный ход истории: когда-то это был современный автомобиль, привычный на наших дорогах, а теперь он может играть только в исторических фильмах.

В конце 1950-х завидный жених катает девушек на новеньком «Москвиче-401».

В конце 1950-х завидный жених катает девушек на новеньком «Москвиче-401».

Фото: Александр РОГОЗА

Кстати, параллельно с «Москвой...» эта машина снялась в «Гараже» Эльдара Рязанова (он вышел в том же 1979 году), а в новое время мелькал в сериалах «Людмила Гурченко» (2015) и «Шифр» (2019).

Чей «фантом»?

Но больше всего баек связано с автомобилем Rolls-Royce Phantom I. Солидный черный красавец с огромными фарами стоит на самом видном месте.

- Люди кино, как и вообще люди искусства, очень любят всякие легенды, - говорит Елена Морозова. - Как эти байки появляются, непонятно. Кто-то где-то шепнул - и понеслось...

Всплеск разговоров среди сотрудников «Мосфильма» вокруг «Роллс-Ройса» начался после его съемок в фильме «Цареубийца» (1991). Фото: Кадр из фильма

Всплеск разговоров среди сотрудников «Мосфильма» вокруг «Роллс-Ройса» начался после его съемок в фильме «Цареубийца» (1991). Фото: Кадр из фильма

Всплеск разговоров среди сотрудников «Мосфильма» вокруг «Роллс-Ройса» начался после его съемок в фильме «Цареубийца» (1991). По сюжету герой Олега Янковского, провинциальный психиатр, знакомится с пациентом, который уверен, что является убийцей Николая II (душевнобольного играет английский актер Малкольм Макдауэлл). Янковский в процессе общения с «цареубийцей» и сам начинает считать себя последним императором России...

- Олега Янковского, который в воспоминаниях играл Николая II, в фильме возили на другой машине. На «Роллс-Ройсе» ездили его конвоиры, но именно эта машина в итоге прославилась - начали судачить, будто она на самом деле принадлежала монарху. Правда, параллельно с этим ходили и другие версии - будто на ней ездил Ленин или его соратник Серго Орджоникидзе.

Такой вот парадокс: герой Олега Янковского ездил на одной машине, а вся слава досталась другой - «Роллс-Ройсу».

Такой вот парадокс: герой Олега Янковского ездил на одной машине, а вся слава досталась другой - «Роллс-Ройсу».

Фото: Александр РОГОЗА

Правду узнали, когда в 2005 году машину решили отреставрировать. Запросили чертежи на заводе «Роллс-Ройс», отправив личный номер «борта», выбитый на деталях.

- В Англии очень удивились, потому что, по их документам, этот автомобиль считался погибшим, - продолжает Морозова. - Оказалось, машина до войны находилась в Германии, а потом была привезена в СССР в качестве трофея. Известно, что ее передали в дар товарищу Сталину, она была приписана к его личному гаражу. Но позже Гараж особого назначения передал ее на киностудию. Так иногда бывало. Это был не первый такой случай.

В фильмографии этого авто есть несколько хитов разных лет: «Служили два товарища» (1968), две части «Неуловимых мстителей» (1968, 1971), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), а также современные сериалы «Шпион» (2012), «Мурка» (2017), «Троцкий» (2017).

КСТАТИ

Карету мне, карету!

По словам Елены Морозовой, ретроавтопарк «Мосфильма» сегодня состоит из более чем 100 автомобилей.

- Среди них есть даже машины, которым уже более 100 лет! - говорит заведующая музеем.

На киностудии собрана и шикарная коллекция гужевого транспорта. Часть карет выставлена в музее. Здесь, например, есть «новоделы», которые снимались в «Гардемарины, вперед!» (1987), «Вий 3D» (2014), различных «царских» сериалах, а также оригинальные кареты XIX века. В общей сложности «Мосфильм» владеет более чем 110 единицами карет, саней, телег и так далее. И все это находится в рабочем состоянии.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Единственный в мире

Самым дальним в ряду машин стоит ретрочудо с надписью «Руссо-Балт» на радиаторе. Редкий образец автопрома Российской империи. Завод «Руссо-Балт» в 1908 году запустили в Риге. Изначально здесь делали железнодорожные вагоны, а потом освоили трамваи, автомобили и даже аэропланы. Завод закрылся в 1919-м, но машины «Руссо-Балта» какое-то время еще продолжали колесить по дорогам.

В кино «Руссо-Балт» с сюрпризом: внутри все его детали - от «Волги». Фото: Кадр из фильма

В кино «Руссо-Балт» с сюрпризом: внутри все его детали - от «Волги». Фото: Кадр из фильма

- В середине 1960-х съемочная группа киностудии имени Горького снимала какой-то фильм в сельской местности Калининской области (ныне Тверской), - рассказывает Елена Морозова. - И вдруг к ним подходит местный житель и предлагает в дар сломанную машину, которая много лет пылится в сарае.

Киношники от подарка не отказались и перевезли ее на грузовике в столицу. Раритетом тут же заинтересовался Политехнический музей - до этого все оригинальные «Руссо-Балты» модели К12/20 считались утерянными. Так машина стала частью экспозиции.

Самый известный «Роллс-Ройс».

Самый известный «Роллс-Ройс».

Фото: Александр РОГОЗА

- В 2003 году Карен Шахназаров (режиссер с 1998 года является директором «Мосфильма». - Авт.) снимал фильм «Всадник по имени Смерть», и киностудия просила у музея разрешение взять на время этот «Руссо-Балт». Но музей отказал. Поэтому наши умельцы приняли решение сделать копию этой модели. Сроки поджимали, и они изготовили машину всего за три недели! Внешне это стопроцентный «Руссо-Балт», а детали в нем стоят от «Волги».

КОНКРЕТНО

- Адрес музея «Мосфильма»: Москва, ул. Мосфильмовская, д. 1.

- Посетить музей с организованной группой можно только по предварительной записи. Запись по телефонам: +7 (499) 143-95-99, +7 (499) 143-98-49. На сайте продаются билеты на экскурсии для сборных групп.

- Стоимость билета - от 640 рублей для школьника, от 840 рублей для взрослого.

ПОЧЕТНЫЙ ВЕТЕРАН

«Ласточка» Смоктуновского

Пожалуй, одной из самых известных «ласточек» музея является «Волга» ГАЗ-21, которую Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) угонял в фильме «Берегись автомобиля» (1966). Да и не только там она засветилась: позже были «Три тополя на Плющихе» (1968) и «Бриллиантовая рука» (1968). Правда, на «Мосфильме» мы ее в этот раз не застали.

- Неделю назад машину забрали, она уехала на новые съемки, - сообщила «КП» Елена Морозова. - О чем фильм? Пока секрет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новосельцев сломал Пегасу крыло, а Галатею из «Формулы любви» охраняли от колхозников

В Музее «Мосфильма» «КП» рассказали о судьбе предметов, которые путешествовали по самым знаменитым картинам. Это оказался очень необычный музей. Он тут же начал проделывать с моей памятью странные фокусы.

Смотрю на висящую за стеклом оранжевую лыжную шапку с помпоном и сразу представляю смешно выпирающее ухо Юрия Никулина из «Операции «Ы»...». Гляжу на черный довоенный «Мерседес», и перед глазами возникает сосредоточенное лицо Штирлица. Взор падает на знакомую фигуру мраморной чаровницы, а в ушах начинает шептать под музыку чей-то голос: «Ах как же я люблю вас, прелестное созданье…» (подробности).