Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Звезды22 октября 2023 7:00

Поэт Юрий Энтин: «В 90-е из-за отсутствия работы продавал макароны и чай»

В Москонцерте прошел вечер памяти композитора Геннадия Гладкова «Три товарища»
Поэт, драматург Юрий Энтин

Поэт, драматург Юрий Энтин

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

Вечер памяти посетил поэт, драматург Юрий Энтин, написавший сотни песен для кино и мультфильмов. Гладков и Энтин дружили 61 год. Познакомились до того, как начали вместе работать. А потом дружбу укрепили совместным творчеством. Гладков писал музыку, Энтин – текст и стихи к песням. Первая их работа - мультик «Четверо с одного двора». Потом были «Бременские музыканты» во всех вариациях: «По следам бременских…», «Новые бременские», потом был «Голубой щенок», который по признанию Энтина, его любимое произведение. Юрий Сергеевич - автор сценария и поэмы, по которой снят мультфильм. В свою очередь поэма написана по мотивам сказки Дьюлы Урбана «Щенок, с которым никто не дружил».

- Тогда определение голубой подразумевало буквальный смысл. Голубое небо, голубое море... В театре есть амплуа голубой герой/героиня, то есть человек положительный, без недостатков. Это позже появился опасный подтекст у этого слова, - говорит Юрий Энтин. – Но я вкладывал в название свой смысл: голубой щенок вроде белой вороны. Он выделяется из толпы. Скажу вам честно, эту историю я немного писал про себя. В своем послевоенном детстве в школе чувствовал себя не таким, как все.

- Вы дружили с Геннадием Гладковым, но, наверняка, были и творческие споры между вами?

- Конечно, было много споров, даже конфликтов. Гладков мог потребовать переделать уже написанный текст. Когда мы писали мюзиклы, нужен был определенный музыкальный размер. Нужно было придумать дуэты, квартеты… Я же больше песенный автор. Поэтому возникали определенные сложности. Он мог попросить изменить длину строки, которая была уже придумана как афоризм, над которой я мучился два дня. А он ломал мой замысел. Я злился, говорил ему: измени музыку. Он тоже упрямился. Но это были нормальные творческие споры, в результате которых приходили к какому-то согласию.

- Интересно, кто в дуэте композитор-поэт - главный?

- Если это касается песни, главный - композитор. Если говорить языком футбола: поэт – это игрок, который даёт пас, а гол забивает всё-таки композитор. Например, почти все знают песню Владимира Шаинского «Антошка»: «Антошка, Антошка пойдем копать картошку…». Стихи к ней написал я. Но это мало кого интересует. Кстати, раньше даже не объявляли автора стихов. Говорили коротко: песня Владимира Шаинского. Так было принято: главный - композитор. Я не обижался. Хотя моё глубокое убеждение, что в детской песне все-таки важнее поэт.

- Ушел Геннадий Гладков, до этого – композиторы Евгений Крылатов, Владимир Шаинский… Вы работали с каждым из них. Написали сотни песен, которые и сегодня все поют и будут еще долго петь. Почему среди молодых композиторов нет им замены? Нет таких поэтов, нет современных песен, которые бы знали и пели все поколения? Таких как ваша «Песня друзей» («Ничего на свете лучше нету»)?

- Всё в жизни происходит циклично. В 30-е годы был расцвет детской литературы: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Агния Барто, Лев Кассиль… В 70-е годы был расцвет композиторов, которые писали музыку для кино и для театров. Потом случилась перестройка и всё как-то резко остановилось. Многие творческие люди в то время стали в прямом смысле безработными. Кстати, с того времени, середины 80-х, и до сегодняшнего дня мне никто не предложил написать песню для кино или детскую песню. Композиторам тоже редко заказывают музыку. Последняя моя песня для детей прозвучала в 1984 году. Это была песня «Прекрасное далеко», за которую я получил премию «Песня года». До этого получал эти же премии почти каждый год: за «Крылатые качели», за «Лесной олень», за «Учкудук, три колодца»… Хотя нет… В конце 90-х тоже получил премию за песню, где был такой припев: «Гей, славяне, гей, славяне, москали и киевляне,

Нам ли с вами Родину делить?

Неужель наставлю пушку на свою жену, хохлушку,

Лучше буду я ее любить»…

А в 90-е даже хотел сменить профессию. Не было работы и заработков тоже. Авторские не платили. В театрах актерам не платили зарплату. Они работали в прямом смысле за еду. Мы с женой переехали на дачу, а московскую квартиру сдавали. На эти деньги жили. Многие поэты и композиторы оказались в то время в сложной ситуации. Помню, как с приятелем, кандидатом наук, мы загрузили грузовик макаронами и поехали в Дубну.

- Зачем?

- Чтобы продать. Я пытался продавать макароны и чай. Из-за отсутствия работы, решил податься в «бизнес». Бизнесмена из меня не вышло. Заработали мы тогда копейки.

Но жили весело и счастливо, хотя денег не было совсем.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Светлаков «возвращается» на СТС, Пересильд признали народной актрисой, Запашные угодили в дикий скандал (подробнее)