Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Экономика21 февраля 2024 11:12

Центробанк отозвал лицензию у КИВИ Банка: как можно вернуть деньги

Платежная система Contact перестала работать после отзыва лицензии у Киви-банка
Центробанк лишил лицензии «Киви-банк». Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Центробанк лишил лицензии «Киви-банк». Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Давно такого не было и вот опять. ЦБ впервые за полтора года обанкротил один из подшефных банков. Лишился лицензии «Киви-банк». Он неоднократно нарушал закон. ЦБ предупреждал владельцев целых пять раз и даже приостанавливал операции. Видимо, терпение у регулятора кончилось. Отвечаем на основные наивные вопросы, которые могут возникнуть у пользователей банка и платежной системы.

За что отозвали лицензию у Киви-банка?

Если вкратце, то за несоблюдение законодательства. В ЦБ давно были недовольны поведением владельцев банка. Они не реагировали на предписания и продолжали заниматься мутными делишками.

«Деятельность банка характеризовалась вовлеченностью в проведение высокорисковых операций, направленных на обеспечение расчетов между физическими лицами и теневым бизнесом, включая переводы денежных средств в пользу криптообменников, нелегальных онлайн-казино, букмекерских контор и т.п., а также поиском новых способов обхода вводимых регулятором ограничений», - говорится в заявлении Центробанка.

Насколько Киви-банк был крупным?

Сам банк был довольно мелким. Он занимал лишь 89-е место по числу активов. Клиентов у самого банка было не очень много. В основном они пользовались другими сервисами, которые находятся в экосистеме «Киви». В частности, наибольшим спросом пользовалась платежная система Contact и киви-кошельки. Особенную популярность эти сервисы получили в последние пару лет, когда с их помощью можно было отправлять деньги за рубеж.

Что грозит владельцам счетов Киви-банка?

Как и другие банки, работающие с физическими лицами, Киви-банк участвовал в системе страхования вкладов. Он платил туда регулярные взносы. Поэтому все клиенты банка могут рассчитывать на возмещение. Напомню, страхуются любые средства, лежащие на вкладах, текущих и накопительных счетах. Но сумма возврата ограничена – не более 1,4 млн рублей. Если хранилось больше, тогда клиент получает максимально положенную сумму. А остатки ему выплатят лишь в том случае, если в результате ликвидации банка обнаружатся дополнительные средства. Но на практике это редко случается. В среднем кредиторы банка получают лишь 5 – 10% от задолженности. И на возврат этих средств уходит несколько лет.

Клиентов у самого банка было не очень много. Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Клиентов у самого банка было не очень много. Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Как клиентам Киви-банка получить полагающиеся по страховке выплаты?

Вся система уже отработана. За последние 10 лет, особенно во второй половине «десятых», лицензии лишились несколько сотен кредитных организаций. Сейчас Центробанк введет временную администрацию и назначит банк-оператор (обычно из числа крупнейших). Ему передадут списки клиентов. Деньги можно будет получить в отделениях этого банка. Всю информацию можно будет через несколько дней узнать по телефону горячей линии Агентства по страхованию вкладов (8 800 200-08-05), а также на сайте АСВ в разделе «Страхование вкладов/Страховые случаи». Выплаты должны начаться не позднее 6 марта.

Означает ли это, что теперь все банки будут тщательно проверять и отправить деньги за рубеж станет проблематично?

Нет, не означает. Большинство банков соблюдают антиотмывочное законодательство. Поэтому у ЦБ к ним претензий нет. Легальные переводы между физлицами и даже в пользу легальных букмекеров, а также оплата онлайн-игр и других сервисов не запрещены. Кроме того, банки, не попавшие под санкции, имеют возможность отправлять деньги за рубеж. Например, в страны СНГ. Киви-Банк проводил множество операций именно с нелегальными структурами, за это у него и отозвали лицензию.

Можно ли вывести деньги с Киви-кошелька?

Один из наиболее популярных сервисов в системе Киви-банка были одноименные кошельки. Многие клиенты активно пользовались ими. Например, для переводов в другие страны, пополнения собственных зарубежных карт или для оплаты различных онлайн-сервисов, которые не принимали карты российских банков. Сейчас средства с этих кошельков вывести невозможно. Сервис не работает. Но под систему страхования вкладов эти деньги не подпадают. Потому что киви-кошелек – это не банковский счет, а цифровой кошелек, находящийся внутри платежной системы. Простая аналогия – это как обычный кошелек, который вы можете потерять или его могут украсть, и вы лишитесь всех денег, лежащих в нем. Так и с цифровым кошельком. Если сервис не дает оттуда вывести деньги, ЦБ тут не поможет. Нужно писать в поддержку самого сервиса и надеяться, что компания «Киви» выполнит свои обязательства перед клиентами. Пока информации на этот счет от самой организации не было. Хорошая новость в том, что на киви-кошельках, как правило, хранились небольшие суммы. Ведь их обычно использовали для транзита денег из одного банка в другой или для оплаты небольших покупок. Так что вряд ли потери клиентов будут значительными.

Как теперь проводить переводы и онлайн-платежи?

Финансовый рынок в России достаточно развит. Можно переводить деньги куче различных способов – по карте, по номеру телефона, по куар-коду. Да и аналогичные цифровые кошельки тоже есть. И денежные переводы за рубеж можно отправлять как минимум с помощью несколько аналогичных платежных систем. Так что уход одного из игроков рынка платежных систем сильно не отразится на ассортименте возможностей для клиентов.