Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Экономика23 февраля 2024 17:10

Камеры становятся все более умными: Российских водителей оштрафовали на рекордные 141 млрд рублей

Это плата за нарушение правил дорожного движения в 2023 году
По сути, каждый россиянин заплатил в казну 1000 рублей в виде штрафа за нарушение ПДД.

По сути, каждый россиянин заплатил в казну 1000 рублей в виде штрафа за нарушение ПДД.

Фото: Иван МАКЕЕВ

Сумма получилась кругленькая. По сути, каждый россиянин заплатил в казну 1000 рублей в виде штрафа за нарушение ПДД. А если брать в расчет только действующих водителей, то на каждого из них придется примерно по 3000 рублей. Общая сумма по итогам 2023 года – 141 млрд рублей. Это рекорд за последние 5 лет. Да и в принципе рекорд. Цифры штрафов растут с каждым годом (подробнее – см. графику).

Примечательно, что на конец года из выставленных 141 млрд рублей было оплачено лишь 76,5 млрд рублей. Но тут есть логичное объяснение. По большинству штрафов действует льготный период. В течение месяца можно оплатить штраф со скидкой в 50%. Кроме того, есть те, кто не платит по счетам. И в этом случае долг перед государством взыскивают уже судебные приставы.

В целом, постоянное увеличение сборов вполне объяснимо. Подавляющее большинство нарушений фиксируются в автоматическом режиме – с помощью видеокамер. Причем власти активно «инвестируют» деньги в рост числа умных устройств, помогающих выявлять нарушителей ПДД. По данным Госавтоинспекции, в прошлом году по всей России работали 24 тыс. стационарных и более 3 тыс. передвижных комплексов фотовидеофиксации.

Примерно треть нарушений фиксируется в Москве и Московской области. Причем растет объем штрафов за неправильную парковку. Стоимость у них на порядок больше, чем за мелкие правонарушения (например, скоростного режима). Если превышение от 20 до 40 километров в час тарифицируется как 500 рублей (и можно по скидке отделаться 250 рублями), то пятиминутная стоянка на платной парковке без оплаты – уже 5000 рублей. И скидка в данном случае не применяется.

Рост этой категории связан с тем, что камеры становятся все более умными. Если раньше все эти нарушения фиксировались человеком или специальным автомобилем, который курсировал по улицам. И в этом случае вероятность «попасть на штраф» была не очень большой, если нужно было быстро заскочить в магазин. Сейчас при наличии умных камер такие водители стали все чаще пополнять казну.

Правда, защитники прав автомобилистов уже требуют пересмотреть действующие правила. Ловить нарушителей, конечно, важно и нужно. Но камеры все же должны стоять только там, где их наличие снижает вероятность аварийной ситуации. А не там, где можно собрать как можно больше штрафов. Например, там, где из-за неудобной разметки многие водители вынуждены нарушать, чтобы не тормозить движение в потоке.

- Мои поездки по одним и тем же маршрутам в Московской области говорят о том, что камеры зачастую стоят годами там, где вообще ДТП не происходят. А вдобавок появляются еще и мобильные камеры, чтобы побольше настричь капусты, - сетует Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем».

Напомним, на днях стало известно, что Генпрокуратура вместе с ГИБДД в ближайшее время планируют проверить места установки дорожных камер по всей России, чтобы удостовериться, что все комплексы используют «по целевому назначению». Ждем результатов проверки.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Как рос объем штрафов за нарушения ПДД

Как рос объем штрафов за нарушения ПДД

Как рос объем штрафов за нарушения ПДД

P.S. Реальный объем выплат составляет чуть больше половины от этой суммы. Большинство нарушителей предпочитают оплатить штраф в течение первого месяца, чтобы получить скидку в 50%.

По данным ГИБДД.