Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Экономика
Эксклюзив kp.rukp.ru
27 февраля 2024 4:00

США обещали «разорвать российскую экономику в клочья»: Вот, что с ней на самом деле произошло за два года СВО

Вот уже два года мы живем под «невиданными» ограничениями. Как они повлияли на разные отрасли российской экономики? Забегая вперед: многим сферам санкции неожиданно пошли на пользу
Российская авиаотрасль попала под санкции одной из первых.

Российская авиаотрасль попала под санкции одной из первых.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«Российская экономика разорвана в клочья» - эта фраза Джо Байдена образца 2022 года давно стала поводом для шуток в интернете. Но ее не грех вспомнить в очередную годовщину антироссийских санкций. Точнее, первых пакетов, наложенных США и Евросоюзом в феврале-2022. Тогда нашим «партнерам» казалось, что после таких нокаутирующих ударов нам уже не подняться. Но российская экономика оказалась еще какой живучей.

Мы решили посмотреть, как изменились важные отрасли российской экономики за последние два года.

АВТОПРОМ: Поворот на Восток

После начала спецоперации на Украине все главные мировые автопроизводители оказались в недружественном лагере. И стали один за другим уходить из России. Прекратились поставки иномарок на наш рынок, остановились автозаводы, выпускавшие в России «Мерседесы», «Опели», «Шкоды», «Тойоты», «Ниссаны», «Киа»...

В итоге производство легковушек упало в 2022 году до 450 тысяч штук. Для сравнения - пик российского автопрома пришелся на 2013 год, когда в стране было выпущено более 1,9 млн легковых автомобилей. Но свято место пусто не бывает. На освободившийся рынок рванул Китай. Если в 2021 году доля автомобилей из Поднебесной составляла 6,9%, то по итогам 2023-го - уже 51%!

Китай наступает по всем фронтам. Официальные поставки, параллельный импорт интересных недешевых марок, выпуск собственных брендов на российских заводах (как Haval в Тульской области, BAIC и Kaiyi в Калининграде) и, наконец, поставка заготовок для российских марок. Не секрет же, что отечественные «Москвич», Evolute (Липецкая область), «АмберАвто» (Калининград) - это крупноузловая сборка китайских машинокомплектов.

Цифры в тему

Цифры в тему

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Восточные черты получит и наш главный автогигант. В Санкт-Петербурге на бывшем заводе Nissan планируется начать сборку автомобилей (предположительно Chery Tiggo 7 Pro) под российской маркой Xcite, это новый бренд АвтоВАЗа.

- За последние пять лет китайские машины вышли на новый качественный уровень, - сказал «КП» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. - То, что они заполнили вакуум, который образовался после ухода ведущих автопроизводителей, это, конечно, благо. Ведь ни одна из оставленных иностранцами площадок, за исключением, пожалуй, «Москвича» (ранее там выпускали Renault. - Ред.), так толком и не заработала.

Основная проблема отечественного автопрома - это недостаток компонентной базы.

- Если с шинными заводами у нас довольно неплохо, то производство электроники и других компонентов пока не отлажено, - считает эксперт. - Не хватает сырья - нужны гранулы для производства пластиковых деталей, добавки, пигменты, красители. Нет и собственного станочного парка, у нас в основном импортное оборудование.

Но не спешите бросать камень в наш автопром из-за того, что в России не производят какие-то компоненты. Выпуск автомобилей - дело архисложное. Тот же Mercedes, как и Boeing, собирают, по сути, всем миром. А то, что у нас сегодня принято брезгливо именовать «зависимостью от импорта», в других странах называют «эффективным международным сотрудничеством».

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: Даешь рекорды полосы

Продовольствие под санкции вроде бы не попало. Да и самообеспеченность им к 2022 году у нас уже была на достаточно высоком уровне. Даже по овощам - 85% своего.

Тем не менее, когда начались сложности с поставками из-за рубежа, появились и апокалиптические прогнозы: без импортных семян, запчастей к сельхозтехнике и средств защиты растений не видать нам этого своего - даже и посеяться не сможем.

Этот советский плакат сейчас особенно актуален. Причем отличные урожаи позволяют еще и на экспорте заработать.

Этот советский плакат сейчас особенно актуален. Причем отличные урожаи позволяют еще и на экспорте заработать.

В 2022 году не только посеялись, но и собрали фантастический урожай зерновых - почти 158 млн тонн (к слову, семена зерновых у нас в зависимости от культуры на 95 - 100% свои). В числе прочего сильно повезло с погодой - хорошо сохранились озимые.

В 2023-м - второй по объему урожай зерновых в истории после рекордного прошлогоднего. Сборы картофеля и овощей рекордные.

Внимательное изучение цифр говорит нам: в некоторых случаях урожайность растет даже при сокращении посевных площадей. Это показывает: несмотря на санкции, сельское хозяйство у нас становится более технологичным - с помощью только везения (притом что в 2023 году погода на большей части страны была не идеальной) таких результатов не добьешься.

Урожаи важнейших культур

Урожаи важнейших культур

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

И еще один интересный результат. Несмотря на все логистические сложности и прочие попытки не дать России подзаработать на международных рынках, наш экспорт продовольствия растет (см. «Цифры в тему»). В том числе это связано с новым подходом: Россия стала больше вывозить продуктов переработки вместо сырья (та самая добавленная стоимость, чуть подробнее о ней - в главе про общепит и продукты). Например, растительного масла - вместо семян подсолнечника. Такой подход прибыльнее.

НЕФТЬ И ГАЗ: Добываем и не унываем

Самый большой удар западные страны старались нанести нашему сырьевому сектору. Все-таки продажа нефти, газа и угля - главные строки доходов российского бюджета. Ограничения на экспорт, потолок цен, запрет на поставку технологий, вторичные санкции для партнеров, помогающих нам поставлять сырье за рубеж... Давление было жесточайшим.

- Отечественный ТЭК оказался в совершенно новой повестке. Радикально менялись логистика поставок российских энергоресурсов, клиентская база и система продаж. Тем не менее Россия сохранила лидирующие позиции по добыче нефти, газа и угля в мире, - поясняет Игбал Гулиев, замдиректора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО.

Больше 90% поставок нефти и газа теперь идут на Восток. Основные покупатели - это Китай и Индия. При этом забавный факт - если наш трубопроводный газ европейские покупатели перестали покупать совсем, то от сжиженного природного газа не отказываются. В прошлом году Россия оказалась на втором месте после США по поставкам СПГ в Европу.

Цифры в тему

Цифры в тему

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

В итоге нефтегазовые доходы нашего бюджета в 2023 году составили 8,822 трлн рублей. Это примерно столько же, сколько мы зарабатывали до санкций (около 9 трлн в 2021 году).

Тем не менее определенные проблемы в сырьевой отрасли остаются. В частности, это зависимость от зарубежных технологий. Но импортозамещение в этой сфере идет. По словам вице-премьера Александра Новака, за 10 лет зависимость снизилась вдвое.

ОБЩЕПИТ И ПРОДУКТЫ: Так поедим!

Стандартная проблема российской экономики. Сырья у нас много, мы его успешно добываем и продаем за рубеж. А покупаем оттуда уже переработанную продукцию. В итоге основная прибыль (та самая добавленная стоимость, о которой вечно твердят экономисты) остается где-то за рубежом.

Санкции помогли разорвать этот порочный круг. Пищевая и перерабатывающая промышленность развиваются, несмотря на уход некоторых компаний.

Рост идет почти по всем продуктам. Причем не в деньгах, а именно в физических объемах выпуска. К примеру, в 2023 году сыров внутри страны стали производить на 16% больше, сахара - на 11%, мясных полуфабрикатов и консервов - на 6 - 7%.

Оборот российских заведений общепита

Оборот российских заведений общепита

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Впрочем, пищевая промышленность - одна из тех сфер, где исход западного бизнеса сложно назвать массовым. Многие иностранные производители еды (а также детского питания и кормов для животных) не стали продавать свои российские заводы и продолжают выпускать привычную продукцию. Потому ассортимент в наших магазинах не оскудел, даже наоборот.

В общепите тоже никакого провала не произошло. Российские собственники встали у руля ушедших сетей ресторанов, и если ассортимент поменялся, то незначительно. И теперь мало кто сможет отличить качество фастфуда в McDonald’s и KFC от «Вкусно - и точка» с «Ростиксом».

АВИАЦИЯ: Крылья не сложили

Авиаотрасль попала под санкции одной из первых. В начале 2022 года исчезли надежды не только на новые «Боинги» и «Аэробусы», но и на запчасти и поддержку от производителей.

Евросоюз, Япония, США и некоторые другие страны закрыли для нас свое небо, но сложности возникли с полетами даже в те страны, куда продолжали пускать российские самолеты. Большая часть самолетов-иномарок наших авиаперевозчиков находилась в лизинге (долгосрочной аренде) у европейских компаний. И компании-владельцы затребовали свои борта назад. В итоге наши авиакомпании потеряли 76 самолетов, которые на тот момент оказались за рубежом и попали под арест.

На Западе российских перевозчиков уже хоронили. Но…

- России удалось сберечь парк авиатехники, коллективы авиакомпаний, внутреннюю маршрутную сеть, - подвел итоги этих двух лет первый вице-премьер Андрей Белоусов на выставке и форуме гражданской авиации NAIS 6 февраля 2024 года.

Пассажиропоток, рухнувший в 2022 году, в 2023-м начал расти. На международных линиях вернулся практически к показателям 2021 года. Одно из достижений 2023 года - по стране открылось 13 новых аэропортов.

Цифры в тему

Цифры в тему

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

К 2030 году наши авиакомпании ожидают уже от родного авиапрома более тысячи самолетов отечественного производства. В 2023 году совершил первый полет опытный образец импортозамещенного «Суперджета». Пока с прежним российско-французским мотором, но примерно с 40 новыми системами и агрегатами.

С другим долгожданным самолетом - МС-21 ситуация попроще. Он уже прошел испытания и сертифицирован с отечественным двигателем. Осталось испытать его с новыми, импортозамещенными бортовыми системами (гидравлика, топливная система, кондиционирование и т. п.).

Тем временем за 2023 год крупнейшие авиакомпании РФ выкупили из зарубежного лизинга более 150 бортов: S7 - 45 самолетов, «Уральские авиалинии» - 19, «Аэрофлот» - около сотни. Эти лайнеры теперь могут летать в дружественные страны без угрозы ареста.

И про главное.

- На судах иностранного производства за 2022 - 2023 годы у нас не произошло ни одной авиационной катастрофы (на регулярных пассажирских линиях, без учета частных самолетов. - Ред.), и это говорит об уровне безопасности полетов, - сообщил на февральском авиафоруме NAIS глава Росавиации Дмитрий Ядров.

По утверждению главы Ространснадзора Виктора Басаргина, в 2023 году число авиационных аварий и происшествий сократилось на 36%. Это один из лучших показателей за всю столетнюю историю нашей гражданской авиации.

ТУРИЗМ: Заново открыть Родину

Еще одна сфера, на которую сильно повлияли санкции (которая при этом получила от них немало плюсов), - это туризм.

Раньше россияне любили ездить в Европу. Сейчас путь на Запад затруднен - границы некоторых стран для нас закрыты, визы получить стало сложнее, прямых перелетов нет, а билеты с пересадкой стоят в разы дороже, чем пару лет назад.

Поэтому туристы встают перед выбором. Либо лететь в страны Востока, но и там ценник сейчас зашкаливает. Либо отправляться исследовать просторы нашей необъятной. Отдых внутри России тоже подорожал, но все-таки не так сильно, как зарубежный. Да и бизнесу рост цен только на руку - можно больше денег вкладывать в развитие. Поэтому внутренний туризм переживает настоящий ренессанс.

- Эта отрасль довольно быстро растет за счет инвестиций, - констатирует Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований Президентской академии.

Число поїздок россиян

Число поїздок россиян

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Как недавно заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, внутренний туризм не просто восстановился, а превысил доковидный уровень на 20%. Сегодня туризм дает 2,6% ВВП. Поэтому в правительстве считают, что нужно и дальше стимулировать бизнес строить туристическую инфраструктуру в регионах - отели, дороги, горнолыжные подъемники и т. д. Спрос точно будет, поэтому нужно обеспечить предложение.

- Чтобы обеспечить экономическую привлекательность в отрасли, нужны новые гостиницы, недорогие билеты на транспорт и удобная логистика для автомобильного туризма, - считает глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Выездной туризм тоже начал оживать, нисколько не мешая развитию внутреннего. В 2023-м число поездок россиян за границу выросло на 17%, а турпоток из нашей страны в Турцию и Таиланд побил доковидные рекорды. Возвращается наш человек и в Европу: число поездок в страны Шенгенской зоны в 2023 году выросло на треть.

ЧТО ПОМОГЛО НАМ ВЫСТОЯТЬ

К кризису готов? Всегда готов!

- Справиться с санкциями России помогли несколько факторов. В первую очередь это высокий уровень государственной поддержки, - объясняет Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований Президентской академии.

Власти активно применяли антикризисные меры. Бизнесу помогали льготными кредитами, людям - пособиями. Все это увеличило спрос в экономике. И в конечном итоге помогло компаниям сохранить и нарастить производство, а также рабочие места.

- Кроме того, бизнес смог успешно адаптироваться, многие предприятия оперативно перестроили логистику (пути доставки товаров), - продолжает Абрамов.

А еще кризис для российских компаний - явление привычное и не повод для паники. «Опять кризис…» - зевает в таком случае наш бизнесмен, засучивает рукава и идет решать проблемы.

- Российский бизнес привык раз в несколько лет сталкиваться с очередным шоком: кризис 2008-го, кризис 2014-го, пандемия... Так что только в XXI веке санкции - это четвертый крупный кризис, - объясняет Анна Федюнина, замдиректора Центра исследований структурной политики Высшей школы экономики. - Наши предприятия способны оперативно реагировать на возникающие трудности, менять поставщиков и каналы поставок, вносить изменения в номенклатуру выпускаемой продукции, а также менять схему и способы расчетов.

До начала СВО в России работало много иностранных компаний. Многие не стали ничего менять и продолжают спокойно работать на нашем рынке. А некоторые решили уйти из нашей страны. Но в большинстве случаев они либо передавали собственность российским владельцам, либо просто меняли бренд.

- По разным оценкам, ушло 30 - 40% иностранных компаний, - поясняет Анна Федюнина. - При этом смена собственников не сказалась на работе предприятий. Они продолжили деятельность. Примеры можно найти в самых разных отраслях - от производства шин (например, Ikon Tyres - бывший Nokian) до отдельных примеров в машиностроении (например, «Метеор» - бывший завод лифтов Otis).

По словам экспертов, лучше всего себя чувствуют обрабатывающая промышленность, финансовый сектор, розничная торговля продовольственными товарами, IT-сектор, строительство.

- При этом некоторые сектора экономики чувствуют себя не очень хорошо. Во-первых, из-за ограничений в области экспорта и падения цен добывающая промышленность сохраняет рост, но медленный. Во-вторых, наблюдаются проблемы в производстве автомобилей, - говорит Александр Абрамов.

Тем не менее если брать средние цифры, то российская экономика, несмотря на санкции, не то что не падает, но и растет. По большинству макроэкономических показателей результаты даже лучше, чем до санкций (подробнее см. «Конкретно»).

Конкретно

Конкретно

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

- Общий вывод такой: санкции скорее драйвер (ускоритель роста. - Ред.) для развития, чем проблема. Но чтобы полноценно воспользоваться им, нужно приложить большие усилия, - считает Дмитрий Журавлев, научный руководитель Института региональных проблем.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые «февральские» санкции: чем они грозят экономике России (подробнее)