Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество1 марта 2024 4:00

«ГЭС» должна принадлежать народу

И даже «буржуазная» куча не в состоянии этому помешать
«ГЭС» - лучший образец промышленной архитектуры на службе у прекрасного.

«ГЭС» - лучший образец промышленной архитектуры на службе у прекрасного.

Фото: Елена ПОПОВА

Если у вас нет денег, а приникнуть к культурным ценностям хочется - идите в «ГЭС». Именно так - в кавычках. Ибо это название передового Дома культуры на Болотной набережной - «ГЭС-2». Когда его открывали в 2021 году, общественность была взволнована. Эмоции колебались между двумя полюсами:

1 ВОСТОРГ от талантливой реконструкции, превратившей «завод по производству электричества» в ажурный готический замок.

2 ВОЗМУЩЕНИЕ первыми выставками, где публике пытались подсунуть современное искусство в виде бесчисленных картин, изображающих одного и того же мужика - то в плавочках, то без.

И композицией Фишера «Большая глина № 4», установленной на набережной. Москвичи увидели в ней сходство с большой кучей, место которой в туалете, а не рядом с Домом высокой культуры и быта.

На палехской миниатюре Юрий Гагарин - былинный витязь.

На палехской миниатюре Юрий Гагарин - былинный витязь.

Фото: Елена ПОПОВА

Устроители перформансов в «ГЭС» декларировали, что куча вскоре уедет демонстрироваться в другие страны. Москвичи успокоились и продолжали фоткаться на ее фоне.

Но делали это без радости.

Что сейчас

Прошли годы.

Совсем немного их прошло, а Дом культуры стал значительно ближе к народу. При этом продолжая быть современным. Начиная с вешалки, которой управляют искусственный интеллект и стройные мужчины в белых перчатках. Компьютер ищет свободный номерок, приводит в движение конструкцию (как в химчистке из фильма «Москва слезам не верит»), и ваше пальто уплывает куда-то ввысь, а потом так же таинственно возвращается.

Остальное не хуже:

Мероприятия, выставки бесплатные. Надо только зарегистрироваться на сайте ges-2.org.

Можно и нужно приходить с детьми. Несколько игровых площадок; мастер-классы, где сбываются мечты и даже никчемные коробки (мамы такие относят на мусорку) превращаются в звездолеты (расписание и тематика занятий - на сайте ges-2.org).

Это действительно культурное пространство - здесь почти нет перегородок, много воздуха и света. Бесчисленные лесенки и галереи созданы для селфи.

Перестали показывать заграничных мужиков в плавках черного цвета.

Видите странное лицо в центре картины Юона «Новая планета»? А ведь художник ничего такого не рисовал. Это отражение в стекле кадров фильма, который демонстрируется на противоположной стене. Космос, да и только.

Видите странное лицо в центре картины Юона «Новая планета»? А ведь художник ничего такого не рисовал. Это отражение в стекле кадров фильма, который демонстрируется на противоположной стене. Космос, да и только.

Фото: Елена ПОПОВА

Нет, мужиков там и сейчас хватает. Но это наши, советские люди. Покорители космоса на выставке «Закат в сто сорок солнц» (продлится до 10 марта, 12+), где собраны работы почти 50 авторов. От предчувствия космоса авангардистов Натальи Гончаровой, Лазаря Лисицкого и Казимира Малевича до менее раскрученных современных художников-монументалистов. Звезды экспозиции - «Новая планета» и «Люди будущего» Константина Юона, сто лет назад им придавали совершенно определенное значение, но ведь покорение неизведанных пространств - всегда революция. А мой фаворит - исполненный в палехской манере портрет Юрия Гагарина со шлемом в руках и плащом витязя за плечами. Назван просто - «Космонавт» (у авторов Калерии и Бориса Кукулиевых есть целый цикл иллюстраций «Сын России», там и Циолковский, и Королев).

На выставке «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» (продлится до 28 апреля, 6+) многие откроют для себя художницу начала ХХ века Ольгу Розанову. Короткая жизнь - 32 года, смерть на второй год советской власти - 1918-й, знаменитая «Зеленая полоса» как манифест авангарда. Устроители ищут параллели с творчеством современных художниц (они тоже представлены на выставке), а зритель уходит в приподнятом настроении - яркие пейзажи, много красок, извозчик не тащится по непролазной серой грязи, а катит по цветной улице придуманного и узнаваемого розановского городка.

Интуристка «Большая глина» вопреки обещаниям никуда не уехала. Так и стоит. И уже как-то укоренилась на русской почве. Стала частью пейзажа. Не кажется такой вызывающей. Еще пара лет - и будет родной.