Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество4 марта 2024 15:45

Урок про религии в 4 классе: Чему там учат, можно ли не ходить, зачем писать заявление

И что делать, если школа не готова давать на выбор все шесть модулей
На весеннем собрании родителям предложат выбрать любой из шести модулей и написать заявление. Фото ТАСС/ Алексей Филиппов

На весеннем собрании родителям предложат выбрать любой из шести модулей и написать заявление. Фото ТАСС/ Алексей Филиппов

Весной для родителей третьеклассников проводят специальное собрание по поводу предмета с заковыристым названием ОРКСЭ - “Основы религиозных культур и светской этики”, который дети будут проходить в следующем году. Ввели урок в 2012-м, но до сих пор родителям не все понятно.

МОЖНО НЕ ХОДИТЬ?

Религия? 11-летним шалопаям? Нужен такой предмет или нет - такой вопрос волной прокатывается по родительским чатам, но быстро сходит на нет. Потому что ОРКСЭ - такой же обязательный урок, как математика или русский. Не ходить нельзя. Проводят один раз в неделю. Оценки не ставят (система зачет/незачет), домашку не задают - и уже этим урок детям нравится.

ЧЕМУ ТАМ УЧАТ И КТО?

Базово есть шесть модулей на выбор. Пять из них - о разных религиях: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур». Страна у нас многонациональная, и в одном классе часто учатся дети разных народов, поэтому и придумали такой урок, чтобы все друг друга лучше понимали и уважали. При этом подчеркивается: предмет носит светский характер. Про религии расскажут для общего представления: особенности и традиции, как себя вести в храме, ритуалы и праздники и пр. Ни навязывать, ни втягивать не будут. Именно поэтому школам не рекомендуют приглашать читать ОРКСЭ священников и муфтиев на постоянной основе. Вести “основы” может любой школьный педагог, прошедший специальные курсы.

Альтернатива религиозным - модуль «Основы светской этики», где расскажут про нормы морали, этикет, ценности, идеалы.

КАК ВЫБИРАЮТ МОДУЛЬ?

На весеннем собрании родителям предложат выбрать любой из шести модулей и написать заявление. Вот тут особенно часто звучит непонимание.

Давайте сразу к документам. В регламенте Министерства науки и образования от 2015 года (в то время это ведомство отвечало и за школы), который рассылали директорам, сказано и про собрания весной, где должны все разъяснить и ответить на вопросы, и про заявления на бланках. Так что это не прихоть администраций. А еще в регламенте написано, что выбор модуля - право каждого родителя и школа не вправе навязывать какой-то конкретный модуль ни под каким соусом вроде “а у нас нет учебника, учителя или свободного кабинета”. Иначе могут пожаловаться в управление или департамент образования. При этом школам советуют до собрания прозондировать почву и постараться уладить спорные вопросы. Изменить модуль можно в течение года “в исключительных случаях”, и тогда родители должны написать новое заявление.

На деле же - мы навели справки по школам разных городов - довольно часто на собрании объявляют: мол, выбирайте между двумя модулями. Обычно это светский и какой-то из религиозных, в зависимости от региона. А то и вовсе ставят перед фактом: весь район будет изучать, например, "Основы православной культуры". Если школа готова читать больше модулей, то нередко предупреждают: мол, если на какой-то модуль записались 1-2 человека из класса, сделают сводную группу с такими же детьми из других классов, и заниматься они будут каким-нибудь седьмым-восьмым уроком. И родители в итоге решают не выделяться.

Получается, что выбора-то и нет. И как быть тем, кто не согласен? Есть ли законный путь решения, чтобы без жалоб и баррикад?

Как объяснила нам юрист и мама московского школьника Татьяна Чуйкова, в нормативных документах не прописано, что школа обязана иметь все шесть модулей. В том же регламенте, к слову, говорится о «праве выбора одного из модулей». То есть родители действительно выбирают из того, что предложат. Нарушения тут нет: школа, по закону, должна реализовать программу начального общего образования, и в случае с ОРКСЭ цель программы достигается преподаванием любого из шести модулей. Также закон дает школам определенную автономность в плане программы. Родители, отдавая ребенка в первый класс, с программой знакомились и, значит, их все устраивало. Если родители все-таки настаивают на определенном модуле, они могут воспользоваться правом на индивидуальный план обучения ребенка и обсудить это со школой. Или же выбрать другую школу, где есть нужный модуль.