Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество12 марта 2024 22:00

Игорь Кио был против того, чтобы его называли «зятем Брежнева»

Исполняется 80 лет со дня рождения знаменитого иллюзиониста
Иллюзионист Игорь Кио

Иллюзионист Игорь Кио

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

«Я НИКОГДА НЕ МЕЧТАЛ, ЧТО БУДУ ЛЕТЧИКОМ»

Настоящая фамилия Игоря Кио была Гиршфельд, как и фамилия его отца, легендарного фокусника Эмиля Кио. Но по документам они оба проходили как Ренард-Кио. Отец, выходец из немецко-еврейской семьи, взял оба псевдонима, под которыми выступал, и объединил в эффектную двойную фамилию. Ренардом он именовался на заре карьеры. А происхождение псевдонима «Кио» объяснял просто: однажды шел по улице со знакомой, она увидела неоновую вывеску «Кино», в которой погасла буква «н», и воскликнула: «Вот вам отличный псевдоним. Не правда ли - оригинально?» Для домашних существовала другая версия, которая советскую цензуру вряд ли прошла бы: Эмиль Теодорович какое-то время жил в Варшаве рядом с синагогой, и по выходным оттуда на всю округу раздавался звуки «ткио», ткио». По мнению Игоря, это было слово из молитвы. В конце концов оно стало фамилией, под которой его отец прославился на весь СССР.

Эмиль Кио

Эмиль Кио

Фото: ru.wikipedia.org

И под которой прославился сам Игорь Эмильевич. «Со мной изначально было все ясно, - вспоминал он. - Я никогда в детстве не мечтал, что стану, допустим, летчиком или шофером. Твердо знал, что буду заниматься только отцовским делом. С малолетства выходил на манеж наряженный лилипутом, приобщался к папиной профессии».

А в 15 лет он впервые заменил на манеже отца. Эмиля Теодоровича после одного из представлений увезли в больницу, - заболело сердце, - и приговорили к двум месяцам постельного режима. А в цирке на Цветном бульваре билеты были проданы на много дней вперед. И главный режиссер Марк Местечкин позвонил Игорю: «Скажи, пожалуйста, ты знаешь работу отца? А ты мог бы отработать вместо него?»

И отец разрешил «цирковому ребенку» Игорю выйти на арену с фокусами. После чего он работал иллюзионистом на протяжении 47 лет. (Увы, умер Игорь Эмильевич рано, в 62 года, от рака, который врачи обнаружили уже на терминальной стадии).

«В МОЛОДОСТИ ДОЛЖНЫ НРАВИТЬСЯ ЗРЕЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ!»

Говоря об Игоре Кио, невозможно не вспомнить его первую жену - Галину Леонидовну Брежневу. Игорь Эмильевич был против титула «зять Брежнева», но в своих воспоминаниях все-таки об этом браке подробно рассказал.

Игорь знал Галину, которая была старше его на 15 лет, с детства. А романтические отношения начались, когда ему было 17. Тогда цирк отправился на гастроли в Японию; Игорь работал с отцом, а Галина сопровождала своего супруга, акробата-эквилибриста и Героя Социалистического Труда Евгения Милаева (по документам она числилась его костюмершей).

Кио вспоминал: «Кому-то, возможно, начавшиеся между нами отношения казались противоестественными. Но я и с годами считаю, что в молодости как раз и должны нравиться зрелые женщины. А им кто может запретить симпатизировать юношам? Впрочем, в нашем с Галей случае не было и тени рассудочности: можно или нельзя, удобно ли, что кто подумает? Выражаясь книжно, пробежала между нами искра — и мы оказались способными на сумасшествие…» - писал Кио. По возвращении из Японии Брежнева с Милаевым развелась. Что вызвало крайнюю его нервозность.

Галина Брежнева. Фото: Владимир Мусаэльян/ТАСС

Галина Брежнева. Фото: Владимир Мусаэльян/ТАСС

Он пытался почти по-отцовски говорить с Кио (который был младше его на 34 года), втолковывая, что «Галина Леонидовна — не лучше, чем все остальные бабы» и прозрачно намекая, что ему от нее лучше держаться как можно дальше. Но Игорь этим предупреждениям не внял.

О романе скоро стало известно Леониду Ильичу (который был одним из первых людей в стране, но пост генсека еще не занял). Он шумел, распекал свою дочь, но каких-то активных действий не предпринимал. А потом Галина и Игорь решили заключить официальный брак. С помощью циркового администратора Леонида Фрадкиса, который устроил целый спектакль в московском ЗАГСе (заявил, что пришел по поручению Леонида Брежнева, якобы потребовавшего как можно скорее расписать новобрачных) 18-летний Игорь Эмильевич и 32-летняя Галина Леонидовна стали мужем и женой.

Сказать об этом родителям Галина не решилась, сообщила о свадьбе в записке: «Мама, папа, простите… я полюбила… ему двадцать пять лет…» (настоящий возраст мужа она указывать побоялась). И тут на авансцену вновь вышел Милаев: он начал рыться в документах о разводе и обнаружил, что свидетельство о расторжении брака с ним Брежневой было выдано через восемь дней после этого самого расторжения. А по закону надо было его выдавать не ранее чем через десять дней. Нарушение совершенно ерундовое, но Милаев в него вцепился и заявил Леониду Ильичу, что их с Галиной развели не по правилам…

И тогда молодоженам, проводившим что-то вроде медового месяца в Сочи, пришла телеграмма на правительственном бланке: в связи с имевшими место нарушениями при разводе их брак аннулируется. К ним в гостиницу тут же приехали начальник УВД города Сочи и начальник паспортного стола, отнявшие у Игоря и Галины паспорта. Брежнев позвонил дочери и устроил скандал… И вскоре она улетела в Москву. А паспорт Кио прислали через две недели - со штампом «Подлежит обмену». Страница, где стояла отметка о регистрации брака, была из него просто-напросто вырвана.

Расстались ли после этого влюбленные? Конечно, нет. Роман их длился еще три с лишним года. Но встречаться приходилось тайком; Галина старалась скрывать от Леонида Ильича свои отношения с Кио. А тот, будучи на гастролях, каждый выходной день использовал для того, чтобы хоть на несколько часов прилететь в Москву и увидеться с нею. Она, в свою очередь, летала на один-два дня к нему, а отцу врала, что ночует у подружки. Но однажды Галина уехала к Игорю в Одессу, а вовремя обратно не вернулась: была нелетная погода, работа одесского аэропорта была парализована. Последовал еще один скандал. Кио после этого шесть часов продержали в КГБ, какой-то генерал провел с ним разъяснительную работу. Но и эта беседа не возымела действия: Игорь упорно продолжал встречаться с Галиной. Тогда его попытались призвать в армию, невзирая на «белый билет» (впрочем, в ходе переобследования врачи были вынуждены подтвердить его негодность к несению службы)…

Только когда Хрущева отправили в отставку, и Брежнев стал генеральным секретарем, Галина решила поставить точку. Кио писал: «Она всегда обо мне заботилась — и дала понять, что нам нужно заканчивать наши отношения. Да и я был к этому уже готов». Они все еще иногда общались как друзья, в последние ее годы - все реже. Но Кио всегда тепло к ней относился. «Когда ее обвиняли и обвиняют во всех страшных грехах, я не верил и не верю. Конечно, с годами она менялась — власть, положение, особенно когда отец стал первым лицом в государстве, не могли не повлиять. Со всех сторон подхалимаж, неискренность, заискивание…»

Потом Кио женился на Иоланте Ольховиковой, артисткой, которую тоже знал с детства (и которая очень нравилась его родителям - они считали, что Игорь и Иоланта - идеальная пара). А через 11 лет ушел от нее к своей ассистентке Виктории, в которую безумно влюбился и с которой прожил до конца жизни. (Иоланта же вскоре нашла счастье с другим мужем - как ни удивительно, братом предыдущего, Эмилем Эмильевичем Кио).

Братьям Кио вручаются значки членов Московского клуба фокусников, 1994 год. Фото: Роберт Нетелев/ ИТАР ТАСС

Братьям Кио вручаются значки членов Московского клуба фокусников, 1994 год. Фото: Роберт Нетелев/ ИТАР ТАСС

ГРАБИТЕЛЬ ТБИЛИССКИХ ТАКСИСТОВ

Конечно, Игорь Кио превзошел в известности своего отца. Во многом потому, что при нем развилось телевидение, и он участвовал во множестве программ. Например, безумно популярных «Новогодних аттракционах», которые вел вместе с Аллой Пугачевой. Он вспоминал: «Алла была бесстрашной. Один раз она захотела спеть свой новый шлягер «Миллион алых роз» и спросила у меня: «У вас тут в цирке нет чего-нибудь вроде качелей?» Приспособили для ее пения трапецию, на которой воздушные гимнасты работают свой номер. Трапеция эта устроена следующим образом: от нажатия кнопки она снизу стремительно взмывает под купол. Алла втайне от нас решила, что эффектнее будет, если и она выступит под куполом. Она подарила ассистенту, который стоит на пульте и нажимает на кнопку, пластинку со своим автографом — и он ее в нужный момент поднял. А меня до этого еще попросила, когда начнет петь, закрутить трапецию вокруг своей оси, чтобы потом она раскручивалась. Когда началась съемка, мы просто похолодели от ужаса — ведь все же планировалось совершить внизу. (…) Даже воздушные гимнасты по законам техники безопасности, если поднимаются на высоту свыше пяти метров, обязаны надеть страховочный трос — лонжу. Пугачева же работала без всякой лонжи, без всякой страховки… После съемок Алла созналась мне, что единственное, чего она боится в жизни, — это высота».

Знаменитый трюк Кио выполнил в прямом эфире программы «До и после полуночи». Он должен был выглядеть так: «Меня должны положить в мешок, мешок зрители тщательно завяжут, положат в сундук, сундук закроют на специальные замки, ключи заберут, вертолет подцепит сундук, сделает пару кругов над [Останкинским] прудом — и сбросит. Затем вертолет должен опуститься на приготовленную площадку, а из него, как ни в чем не бывало, выйду я». Но после рекламы, сделанной трюку Владимиром Молчановым в его программе, вокруг Останкинского пруда собралось около 50 000 человек, и вертолету было некуда приземлиться. «Мой друг экспромтом предложил другой финал номера — я пересел в автомобиль, мы выехали, сигналя, образовали в толпе коридор. И появился Кио не из вертолета, а из машины. Номер был спасен…»

В жизни же Кио запомнился трюк, который и трюком-то не должен был стать. Его отец однажды ехал в тбилисском такси, шофер умолял его показать какой-нибудь фокус, и Эмиль Теодорович сказал: «Уговорили… Сейчас подъедем к цирку, я вам дам рубль, а вы мне — сдачи девяносто девять рублей, как со ста». Он шутил, но когда машина остановилась, Кио вышел и протянул рубль, а таксист, не говоря ни слова, вернул ему 99 рублей. И стремительно умчался! Через несколько десятилетий Игорь Кио точно так же ехал по Тбилиси, таксист заговорил о том знаменитом случае (в Грузии он обрел статус легенды), и спросил: «Неужели возможно такой фокус сделать?» Игорь Эмильевич, точно так же в шутку, ответил: «А что тут сложного? Фокус как раз очень простой… Хотите, повторим? Сейчас приедем, я вам дам десять, а вы мне дадите сдачу со ста…» Шофер дернулся, замолчал, а когда доехали, отсчитал пассажиру с десятки девяносто рублей сдачи. И тоже, взвизгнув тормозами, побыстрее уехал! Кио говорил: «Стоило мне теперь появиться на стоянке такси, как все машины молниеносно разъезжались в разные стороны. Пошел слух, что главный фокус Игоря Кио — грабить таксистов… Вот что такое сила само-, подчеркну, гипноза».