Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество3 ноября 2023 12:45

«Будет очень большой эффект на уровне каждого жителя»

Сразу в нескольких городах России активно модернизируют общественный транспорт. Правительственный проект реализует ВЭБ.РФ
Фото из личного архива

Фото из личного архива

Общественный транспорт в России на развилке. С одной стороны, еще недавно казалось, что автобусы и троллейбусы приказали долго жить. 15 лет назад в стране был пройден так называемый крест автомобилизации: число водителей личных машин превысило количество тех, кто регулярно ездит на общественном транспорте.

При этом автобусы не молодели.

С другой стороны, последние пару-тройку лет наметился явный разворот тренда: государство стало активно вкладываться в модернизацию общественного транспорта. Жители городов это заметили и стали активнее пересаживаться в автобусы и трамваи. За последние два года эта тенденция усилилась.

— Общественный транспорт во всех регионах России должен не ветшать, а молодеть, — заявил президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта в августе 2023 года.

Начиная с 2022-го, правительство и ВЭБ.РФ активно взялись за модернизацию городского электротранспорта. Программа предусматривает инвестиции почти на четверть триллиона рублей. Сумма значительная, но и эффект впечатляющий — на новых трамваях и троллейбусах поедут почти девять млн человек в Курске, Нижнем Новгороде, Саратове и Краснодаре.

«КП» поговорила с директором Центра транспортного планирования Института транспорта Высшей школы экономики Павлом Зюзиным. Эксперт рассказал как изменятся и уже меняются российские трамваи, что будет со старыми троллейбусами и зачем общественному транспорту информационные технологии.

КП: По данным Минтранса, в России 135 тыс. автобусов и 15 тыс. троллейбусов. Но вряд ли они одинакового качества. Вот и глава государства заявлял о необходимости обновления. Какова сейчас ситуация с общественным транспортом? И как её исправить?

Павел Зюзин: Сейчас во всех сегментах общественного транспорта — автобусном, электротранспорте, трамваях, троллейбусах — накоплен большой ущерб для инфраструктуры. Требуются большие вложения. Здесь необходимы меры господдержки. И соответствующие поручения президента РФ на последнем Госсовете очень своевременны.

Они позволят улучшить мобильность во многих крупных городах России. Поскольку эта сфера длительное время недофинансировалась, она испытывает потребность в инновациях. И здесь будет очень большой эффект на уровне каждого простого жителя.

КП: С вложениями понятно, но есть ли на что менять старые автобусы? Ранее в них устанавливали иностранное оборудование, а сейчас санкции…

П.З.: Отечественные производители подвижного состава за последние 15 лет освоили самые современные технологии производства. В последние два года перед российским машиностроением стояла задача импортозамещения и перестройки логистических цепочек. И по завершении 2023 года можно сказать, что это задача также с успехом решена. В целом никакого кризиса в отечественном машиностроении общественного транспорта не наблюдается.

КП: А что с электротранспортом? Говорили, что троллейбусы перестанут ездить…

П.З.: Ничего подобного не наблюдается. Это абсолютный миф. В городской пассажирской логистике, системах общественного транспорта наших крупнейших городов к концу 90-х сформировался самый большой в мире рынок электрического транспорта. У нас самые развитые в мире троллейбусные системы и троллейбусные хозяйства. Этот рынок сохранился, пережив кризисные периоды последних десятилетий недофинансирования, и в целом соответствует мировому тренду на электрификацию транспорта. То есть нигде в мире такого количества электротранспорта не было и нет.

Сейчас, прилагая огромные усилия, в мире с нуля создают зарядную инфраструктуру, строят те же самые трамваи. Нам этого делать не приходится. Для нас стоит задача реконструировать то, что уже есть.

КП: Именно это планируется сделать в рамках правительственной программы, реализуемой ВЭБом?

П.З.: Есть сегмент электротранспорта, который в силу своей фондоемкости — контактных сетей, рельсов и т. д. — требует инвестиций и поддержки со стороны федерального бюджета. Роль ВЭБ.РФ в координации этой деятельности в группе пилотных городов для трамвайного сегмента неоценима и незаменима. И опыт, который был реализован в прошлом году через ВЭБ, показал свою эффективность.

После открытия движения в пилотных городах трамваи будут предоставлять уровень комфортабельности легковых автомобилей среднего ценового сегмента, что невиданно для системы общественного транспорта России последних 15 лет. ВЭБ.РФ позволил ввести в эксплуатацию пассажирскую логистику самого высокого мирового стандарта. Еще один важный момент заключается в том, что трамвайная концессия с участием ВЭБа в Липецке и Курске позволит спасти этот сегмент общественного транспорта от закрытия, хотя ликвидация трамваев была фактически предрешена.

КП: Получается, что ВЭБ.РФ выступает в качестве посредника в сохранении транспорта, который в нулевые испытывал жесткое недофинансирование?

П.З.: Именно так. Важно и другое. Развитие трамвая — это борьба с пробками. У нас традиционно именно трамвайные хозяйства имели максимальный процент обособления путей от других участников дорожного движения. Например, в Липецке, где также концессия реализуется с участием ВЭБа, более 90% трамвайных путей обособлены от другого транспорта, чего нет на автобусных линиях. То есть пассажиры, пользующиеся трамваями, и инвестиции в трамвай позволяют освободить логистику от пробок и гарантированно осуществлять мобильность по территории города, когда она наиболее нужна, — в утренние и вечерние часы пик. Кроме того, трамвай — главный полигон для внедрения в перспективе ближайших лет беспилотных технологий наземного транспорта.

КП: То есть проект долгосрочный?

П.З.: Да. Ключевое цифровое решение в общественном транспорте сейчас — внедрение беспилотных технологий на рельсовом сегменте. А также оснащение всего подвижного состава максимальным количеством датчиков для сбора информации об эксплуатационных характеристиках маршрутов и транспортных средств.

То есть программа позволит не только заменить старые трамваи на современные, но и внедрить новые технологии, которые в результате должны сделать поездку на общественном транспорте быстрее и удобнее. ВЭБ.РФ, кстати, активно занимается темой городской экономики. С приходом в госкорпорацию Игоря Шувалова (председатель ВЭБ.РФ — прим.ред.) пять лет назад ВЭБ начал инвестировать в это направление. Как писали СМИ, с 2018 года вместе с партнерами было инвестировано почти 2 трлн руб. Учитывая, что Россия — это страна городов, в которых проживает три четверти всего населения страны, работы еще непочатый край.