Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество8 марта 2024 14:04

Пластмассовый мир проиграл: ативисты города Южа вдохновили людей возвращать на свои окна снятые наличники

Как в маленьком городке Ивановской области открыли культурный код города и стали экспертами для других поселений, деревень и сел по теме сельского туризма
БОКСГОРН Наталья
Фото: "Мир Добра".

Фото: "Мир Добра".

Наличники на окнах сегодня - элемент ускользающей, уходящей эпохи. Когда-то они были неотъемлемым элементом украшения русской избы. Сегодня эти недолговечные элементы народного творчества постепенно исчезают из деревень, в связи с разрушением старых деревянных изб и заменой деревянных окон на пластиковые.

Но иногда встречаются дома, где добрые хозяева сохраняют исконную красоту и надевают на окна старые добрые деревянные наличники, которые являются неотъемлемым элементом украшения русской избы. Больше всего таких домов, пожалуй, в Юже - маленьком городе в Ивановской области. Здесь можно насчитать больше тысячи домов с наличниками, которые не дают кануть в лету исконным русским традициям и многовековой красоте.

Сохранить особенную красоту Южских домов удалось благодаря активистам, которые отстояли культурный код даже тогда, когда по всей стране пошел тренд на стандартные пластиковые окна. Команда общественной организации «Мир добра» открыла культурный код города и секретный «ингредиент» любви человека к месту, чему стала обучать жителей других маленьких городов и сел. Удивительную историю "Мира добра" рассказал проект "Открытые НКО".

Разглядеть красоту в обыденном

В 2014 году в Юже открыли культурно-просветительскую общественную организацию «Мир добра». И она полностью в духе Южи – это семейная организация. Руководитель – Ирина Крюковская, ее муж, Владимир, руководитель Мастерской-лаборатории южского наличника и Школы народного экскурсовода, младшая дочка Лиза – фотограф, старшая Василина – помогает запускать образовательные и культурные проекты.

- Всё, что мы делаем – это по любви, - говорит Ирина. Любви к городу и к людям, живущим здесь.

В 2011 году в Юже начали принимать гостей. Это не туристический город, как Суздаль или Плёс. Но и здесь стали привечать путешественников, которые и раскрыли горожанам глаза на уникальность Южи. Для местных жителей наличники уже стали обыденностью. Для гостей - удивительным откровением.

- Приезжие гости, когда гуляли по нашим деревянным улочкам города, буквально замирали у домов с фотоаппаратами. Задавали вопросы о наличниках, обсуждали, удивлялись. Одни, вторые, третьи… Вот эти истории гостей нас и побудили обратить на это внимание. Мы ничего не придумали сами. Правда, - говорит Ирина.

Фото: "Мир Добра".

Фото: "Мир Добра".

Спасти наличники от огня и топора

Наличники стали своего рода брендом города. Сложилась команда, которая пыталась сохранить эту изюминку Южи от уничтожения.

- Пришли оконные компании. Люди стали массово менять окна на пластиковые. Причем меняли не просто стекло. Меняли конфигурацию окна – из двух окон, например, делали два. Представители оконных компаний им объясняли, что это дешевле, практичнее и вам это будет лучше. Это было 13 лет назад. Люди, не имея какой-то насмотренности, тогда нее так активно путешествовали, как сейчас, не имея внутренней культуры, гармонии, - соглашались.

Наличники оказывались выброшены. Команда «Мира добра» старалась сохранить то, что оказалось ненужным. Часть сохраняли у себя, часть передавали в Плёс. Кто-то из жителей приносил наличники сам, у кого-то они стояли у дома, а когда активисты спрашивали о судьбе наличников, владельцы говорили, что планируют пустить их на растопку мангала. Спасали всё, что можно было спасти.

- Первый этап – мы спасали наличники из-под топора. Второй – нам стали звонить люди и предлагать наличники купить. Конечно, мы объясняли, что купить не готовы, не с коммерческой точки зрения все это затеяли. А третий этап – самый замечательный, - говорит Ирина. – Жители стали осознавать ценность наличников. Знаете, черта русского человека - если кому-то это нужно, значит, наверное, и мне надо. Стали все реже снимать и выбрасывать наличники.

А в итоге активисты заметили, что на домах при замене окон на пластиковые, наличники возвращают на прежнее место. Появились дома с современными наличниками, внешне их не отличишь от тех, что много лет украшают окна Южи, но стоят такой декор дешевле.

- Мы считаем, это произошла маленькая революция в мозгах, в сознании людей. Они даже сами не подозревают и никогда не признаются, что это так. Но это, конечно же произошло.

Фото: "Мир Добра".

Фото: "Мир Добра".

Про людей и для людей

У «Мира добра» появился проект «Сохраним лицо нашего города». Он включал в себя книгу с личными историями жителей домов с наличниками. Вместе с Иваном Хафизовым, который создает виртуальный музей наличников России, сфотографировали наличники на тридцати улицах Южи и создали банк фотографий. Для школьников и студентов стали проводить мастер-классы по работе с деревом. Организовали экспозицию «Личное в наличниках», открыли Мастерскую-лабораторию южского наличника и Школу местных сувениров.

А еще организовали фестиваль «Том Сойер Фест» в маленьком селе Холуй.

- Это же вообще нонсенс. Такие фестивали проходят в городах-миллионниках - Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде… А у нас участвует село с населением восемьсот человек. И мы пять лет проводим этот фестиваль. Сейчас уже шестой год пошел, уже выбраны домики, которые в этом году будут восстанавливать. А это же все не про дома и не про наличники, это все про людей.

Команда организации «Мир добра» проводила семинары, лекции для активистов о том, как запускать проекты, как менять свои территории в лучшую сторону. В 2020 году при поддержке Фонда президентских грантов в Юже прошла Мастерская гостеприимства, по итогам которой открыли Центр сельского гостеприимства «Усадьба».

- Мы поняли, что мы выросли до уровня экспертов, до уровня консультантов, что сами, пройдя весь этот путь не теоретически, а практически, можем делиться знаниями с лидерами общественных организаций из других городов и сел. В этом году нашему гостевому дому 13 лет. Это достаточно большой срок проработать на одной территории в одной локации.

Все эти изменения сказались на всех жителях, появилась уверенность в том, что каждый может сделать город лучше, не ожидая, что кто-то сверху это все решит за простых людей. Участники обучающих лекций «Мира добра» участвовали в конкурсе на благоустройство территории, который проходил при поддержке Минстроя.

- У нас так таким образом появилась новая набережная нашего озера замечательного Вазаль. Раньше это была просто заброшка. Здесь появилась комфортная территория для отдыха, а украшает ее арт-объект – Южский резной наличник. Люди поверили в возможность запуска горизонтальных проектов, когда инициатива идет от самих жителей, а не спускается от чиновников.

Фото: "Мир Добра".

Фото: "Мир Добра".

Глядя на взрослых, подключились дети

Самое интересное, что поверили в это не только взрослые, но и дети. Мало в каком маленьком городе и деревне взрослым удается вдохновить подростков запускать свои собственные социальные проекты. В Юже смогли. Ребята открыли творческое пространство для общения и знакомства с профессиями.

- Все началось с того, что вокруг моей Лизы, в течение двух лет собирались ребята. Они на коленке снимали видео о том, что их волнует: были ролики об интересных местах Южи, об интересных людях. Проводили тематические встречи. Все делали сами. Мое дело было только подать им чай, а на съемках быть «водителем». Они это делали с такой любовью, и им это настолько было интересно, что когда я узнала о конкурсе «Среда возможностей» Фонда Тимченко, то предложила им участвовать.

Ребята сами продумывали все детали проекта, Ирина только помогла это все нужным образом «упаковать», чтобы подходило по формату заявки. Проект победил. В Юже появился МедиаКлуб «Круг». С января там проходят мастер-классы, встречи с приглашенными экспертами, где ребята учатся снимать видео, записывать подкасты, знакомятся с особенностями профессий.

- Но этот проект не только про новые знания и умения. Это про живое общение. Оказывается, познакомиться со своим сверстником из другой школы и увидеть его рядом с собой - это не то же самое, что переписываться с ним в мессенджерах или соцсетях. Это выход из зоны комфорта. Пробел коммуникации существует. Вот мы живем в, казалось бы, маленьком городе, а дети-школьники не знают друг друга. МедиаКлуб – это возможность научиться общаться, познакомиться, подружиться, - объясняет Ирина.

Ирина говорит – «маленький город – маленькие шаги», и уверена, что говорить о результатах работы, как активисты изменили Южу, пока рано: на это требуется десять лет, только в десятилетней перспективе можно оценить изменения.

- Маленькие территории – мы и маленький трафик можем принять. Мы в каждом госте видим личность, у нас есть пока такая возможность видеть. Потому что в итоге-то каждый человек зачем то к нам приехал, и нам хочется, чтобы выговорился он, что-то получил от нас, чтобы это все сложилось.

Фото: "Мир Добра".

Фото: "Мир Добра".