Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-1°
Boom metrics
Общество8 ноября 2023 6:00

Почему в России бум на новые школьные учебники

За последние 3 года государство в лице министерства просвещения полностью пересмотрело концепцию отбора и проверки качества учебников
За последние 3 года государство в лице министерства просвещения полностью пересмотрело концепцию отбора и проверки качества учебников, которые попадают на школьные парты.

За последние 3 года государство в лице министерства просвещения полностью пересмотрело концепцию отбора и проверки качества учебников, которые попадают на школьные парты.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

В новом учебном году в стране новый рекорд – за год количество учебников в системе школьного образования увеличилось на 66 миллионов книг. Эта цифра вселяет уверенность, что даже в школах с двумя или тремя тысячами учащихся, а таких больших, новых и хорошо оснащенных школ теперь немало благодаря нацпроекту «Образование», с учебниками будет все в порядке.

Однако с началом учебного года в некоторых регионах сигналы о нехватке учебников для школ не исчезли. Редакция «Комсомольской правды» разбиралась, что же происходит с учебной литературой и почему при таких масштабных поставках где-то в них все еще остается необходимость.

Новый порядок отбора и проверки качества

За последние 3 года государство в лице министерства просвещения полностью пересмотрело концепцию отбора и проверки качества учебников, которые попадают на школьные парты. Раньше почти все в этом процессе зависело от издателей и бизнесменов. Теперь все права на учебники по обязательным учебным предметам передали государству, ввели государственную экспертизу качества и желание сэкономить на качестве учебной литературы больше неактуально.

Второе большое изменение – на территории всей страны сформировалось единое образовательное пространство. За этими словами стоит простой, понятный и ожидаемый любым родителем подход – в какую бы школу ни ходил ребенок, он должен иметь доступ к хорошему образованию в любой точке страны, планка качества должна выдерживаться каждой школой. И главное - в любой школе ребенок может безболезненно продолжить учебу. Для этого убрали нагромождения из сотен вариаций учебных программ и различных учебников. Ввели федеральные учебные программы, которым следуют все школы, и начали процесс перехода на единые линейки школьных учебников. Теперь у родителей не будет болеть голова, что, переехав в другой город, ребенок не сможет адаптироваться к школе из-за огромной разницы в учебных программах. Такое в прошлом.

Новые учебники и новые нужды регионов

Первыми едиными учебниками стали учебники для 10-11-х классов по истории России и по всеобщей истории под редакцией Владимира Мединского, Анатолия Торкунова и Александра Чубарьяна. Начали с «Истории» как с системообразующего школьного предмета, поддержав задачу сохранения исторической правды, которую многие в современном мире зачастую пытаются размыть. Несмотря на то, что учебник по истории России был совершенно новый и только что изданный, все регионы получили его фактически сразу и в нужном количестве, министерство просвещения выстроило здесь особую логистику. За считанные дни доставили более 755 тысяч экземпляров нового учебника.

«Все учебники истории для 11-го класса доставлены в регионы своевременно, чтобы одиннадцатиклассники смогли начать учебный год с изучения предмета по новому учебнику. Подчеркну, что это первый единый учебник для всей страны. До конца 2025 года мы подготовим единые учебники по всем предметам, ведь их использование позволяет нам укрепить единое образовательное пространство, чтобы каждый школьник, вне зависимости от места проживания или школы, получал качественные знания, учился по самым передовым учебникам», - поделился министр Сергей Кравцов.

Позднее несколько регионов, в частности Оренбургская, Рязанская области, Республики Бурятия, Дагестан и Чеченская Республика, обратились в министерство просвещения с просьбами помочь в замене старых учебников новыми. Речь при этом не шла о недостатке учебной литературы, просили именно обновить и создать прочный запас библиотечного фонда в субъектах. Федерация помощь обеспечила, включились и регионы-передовики, в частности оперативно помогли Москва и Московская область. На специальном заседании по учебникам в начале осени министр просвещения Сергей Кравцов также рассказал, что для контроля необходимого количества учебников, госкорпорация «Просвещение» совместно с министерством внедрит цифровую маркировку.

Ответ на вопрос, почему в каких-то школах осенью все еще нужны были дополнительные экземпляры учебников – сложная схема финансирования школ. Большинство школ все еще подчиняются муниципальным бюджетам, и пока деньги на социальные нужды, включая учебники, придут в регион, далее пойдут в муниципалитеты, а потом еще на скорости поставки скажется качество работы муниципальных чиновников с запросами школ. Такая длинная цепочка не может не иметь изъянов и перевод всех школ в подчинение и на обеспеченность именно бюджетом самого региона могло бы существенно улучшить ситуацию.

А что с ценами

Еще одной причиной нужды в учебниках в некоторых регионах назывался рост цен. Для родителей и учеников учебники бесплатны, но регионы и муниципалитеты их закупают же у издательств. В итоге выяснилось, что те же новые учебники по истории вообще на 20% ниже стоимости аналогичного учебника прошлых лет. А в остальном рост цен на учебники федерального перечня (которыми и пользуются все школы) в целом укладывается в изменения инфляции, соответственно все бюджетораспределители на местах обязаны заранее это учитывать. В ответ на редакционный запрос о влиянии цен на обеспеченность учебников в министерстве просвещения подчеркнули: «Приобретение государственных учебников в августе 2023 года не влияло на закупку иных учебников к началу учебного года, которая должна осуществляться регионами заблаговременно. Этот процесс полностью выстроен и контролируется с разных сторон. При этом внедрение новых государственных учебников не отменяет возможности использования иных учебников, но только в рамках отведенных на это сроков». То есть ничего, кроме беспечности некоторых чиновников на местах, не приводит к недостатку учебников, а там где, например, резкий рост детей школьного возраста или усилены миграционные процессы и пришло гораздо больше новых детей в школу, чем обычно – есть возможность использовать учебники, которые были до новых государственных, но не более 5-летнего срока.

Что говорят родители и учителя

Мама семиклассника из Новосибирска Ольга, в разговоре с корреспондентом издания подчеркнула, что больше никаких денег школы на учебники не просят: «И в прошлом и в этом году мы наконец забыли, что такое сборы денег на учебники. Раньше иногда просили, например, на рабочие тетради, контурные карты, сейчас школа все выдает сама. Хотелось бы еще конечно, чтобы это было в двух экземплярах, портфель у сына порой просто нельзя поднять даже взрослому».

О том, что учебники выглядят как новые, поделился Николай из Омска, его дети ходят в 3-й и 11-й класс городской гимназии: «Да, старье уже не выдают, учебники новые, в твердых обложках. Младшему нравится, что много интересных картинок, большие тексты совсем не хотят читать в этом возрасте. У старшей видел новый учебник по истории России, но сам еще не открывал его, хочу посмотреть, что там пишут».

Педагог сельской школы Краснодарского края Сергей Валерьевич, у которого за спиной 17 лет педагогического стажа, 15 из которых он классный руководитель и участник движения «Форум классных руководителей» поделился мнением о единых учебниках: «Я привык считать, что учебник лишь инструмент, все зависит от качества программы, от того, как ты умеешь работать с детьми, если находишь общий язык и умеешь подать предмет с разных сторон, найти какой-то свой интерес для каждого – вот это формула успеха. Но, если разбирать подходы к учебникам, конечно, когда их десятки, а порой у нас переваливало за сотню учебников по каким-то предметам, все это приводит и к нездоровой конкуренции и спорам в коллективе, и закупки опять же, кто-то всегда лоббирует что-то свое в школах. Таких вещей не должно быть в учебном процессе, с подходом к единообразию я по большей части согласен, главное чтобы у учителя всегда был маневр для творчества».