Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics

83 тысяч достигло число экспортеров среди субъектов малого и среднего предпринимательства за время реализации нацпроекта

Меры государственной поддержки помогают российскому бизнесу расширять географию экспорта и находить иностранных партнеров в дружественных странах

Фото: Shutterstock

Благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» число экспортеров среди субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) выросло на 60% - до 83 тысяч. Такие данные за 4 года реализации нацпроекта (с 2020 по 2023) приводят в Российском экспортном центре. Меры государственной поддержки помогают российскому бизнесу расширять географию экспорта и находить иностранных партнеров в дружественных странах. Национальный проект реализуется по решению Президента.

«Проекты технологического суверенитета должны стать мотором обновления нашей промышленности, помочь всей экономике выйти на передовой уровень эффективности и конкурентоспособности. Предлагаю поставить здесь цель: доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке за предстоящие шесть лет должна увеличиться в полтора раза, а объём несырьевого, неэнергетического экспорта не менее чем на две трети», – отметил Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию.

По данным Минпромторга России, объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) из России по итогам 2023 года составил $146,3 млрд. Вырос охват отраслевых мер поддержки. Российский экспортный центр (РЭЦ) поддержал порядка 16,2 тыс. компаний в 2023 году. Российские предприятия оперативно переориентировались на работу с дружественными странами.

«Как показывает практика, экспортером может стать практически любой предприниматель, который способен выпускать конкурентоспособную продукцию и у которого есть желание. Экспорт — это дополнительные рынки сбыта, это развитие и расширение. И наша главная задача — донести до бизнеса, что экспортировать не так сложно, как кажется», подчеркнула генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина.

«Поддержка экспорта изначально стоит на синергии бизнеса и государства, потому что развитие экспортеров дает новые возможности и новые источники доходов для обеих сторон. Тут не может быть никакого разделения, потому что это два абсолютно связанных между собой компонента», – отметил Марк Мурашко, управляющий директор Продуктового офиса АО «Российский экспортный центр».

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» направлен на достижение национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Он всесторонне поддерживает бизнес на каждом этапе при выходе на экспорт: получение консультационной и финансовой поддержки, помощь в поиске новых рынков и партнеров, участие в выставках, поддержка в сертификации продукции.

В РЭЦ выделяют три отрасли с наибольшим экспортным потенциалом. Самая динамично развивающаяся отрасль — это агропромышленный комплекс, который прошел период импортозамещения и стал одним из локомотивов экспорта России. Экспорт АПК показал значительный рост: по данным Минсельхоза России, выручка от экспорта продукции АПК в 2023 году впервые превысила 45 млрд долларов. Вторая отрасль — ИТ и телекоммуникации. Экспорт ИТ конкурирует с внутренним рынком. Ряд компаний, имеющих уникальные компетенции, делает серьезную ставку на экспорт, потому что им нужен международный рынок. И здесь российским компаниям также помогает текущая ситуация, потому что дружественные страны Ближнего Востока и Глобального Юга задумались об информационной безопасности и технологической независимости.

«Для того чтобы производить что-то узкоспециализированное (например, электродвигатели малой мощности) и за адекватные деньги, необходим большой рынок сбыта, иначе мы просто не снизим себестоимость до приемлемого уровня. Поэтому вопрос экспорта и импортонезависимость неразрывно друг с другом связаны. Кроме этого, компании-экспортеры создают новые рабочие места с конкурентной зарплатой. Государство же в этом заинтересовано, так как это один из элементов повышения благосостояния общества», отметил Юрий Сапрыгин, коммерческий директор ООО «Листон».

Третий сегмент, который редко воспринимается в разрезе экспорта — это логистика. Транспортно-логистические услуги являются крупнейшим сегментом в экспорте услуг в России — на них приходится больше четверти экспорта услуг. Уход глобальных морских линий с российского рынка, а также развитие транспортных коридоров (Севморпуть и МТК «Север-Юг»), по прогнозам аналитиков, приведут к развитию сегмента транспортно-логистических услуг.

Для того, чтобы экспортировать бизнесу стало удобнее в 2020 году запущена цифровая платформа «Мой экспорт», которая которая предоставляет экспортерам возможность получить онлайн-доступ к государственным и другим услугам, необходимым для выхода компаний на международный рынок. Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в РФ, может воспользоваться услугами цифровой платформы. За три года работы цифровой платформы «Мой экспорт» количество зарегистрированных на ней компаний увеличилось в 10 раз — с 2,5 тысяч за 2020 год до более 26 тысяч в 2023-м (юридических лиц и ИП). На старте работы платформы пользователям было доступно 14 услуг, сегодня их число порядка 120. За год число компаний, зарегистрированных на «Моем экспорте», выросло почти на 70%. В течение 2023 года бизнесу было оказано более 115 тысяч услуг, а общее количество за все время работы платформы (три года) превышает 140 тысяч. В 2024 году продолжится развитие платежного сервиса, перевод «в цифру» услуг от региональных Центров поддержки экспорта, которые сейчас работают в 82 регионах страны. Планируется, что на платформе появятся новые программы по обучению внешнеэкономической деятельности от Школы экспорта РЭЦ. Пополнится перечень цифровых финансовых продуктов от Группы РЭЦ — в онлайн-формате можно будет получить дополнительные услуги по страхованию и кредитно-гарантийной поддержке.