Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество13 марта 2024 9:40

Как социология улучшает работу госслужащих и борется с наркоманией

Александр Ткачев, социолог, ученый-новатор рассказал, как создал теорию, помогающую государственным и муниципальным служащим лучше понять общество и грамотно принимать управленческие решения
Марина ЛАРИКОВА

Бурный рост цифровых технологий, политические и экономические потрясения кардинально меняют общество и требуют от государства новых методов и подходов в управлении. Каких именно, ученые и представители власти обсудили в ходе научно-практической конференции «Современные технологии государственного и муниципального управления», которая состоялась в конце января 2024 года в одном из ведущих центров России, исследующих вопросы государственного и муниципального управления, Белгородском государственном национальном исследовательском университете. Александр Ткачев, один из ведущих ученых-социологов, внедряющих современные технологичные методы исследования, автор более 40 научных статей, рассказал, как научный подход к регулированию общественных отношений помогает сделать общество лучше.

— Александр, у вас десятки научных работ и большая их часть так или иначе связана с темой государственного и муниципального управления. Почему такое пристальное внимание к этой теме, и как вы к ней обратились?

— От качества принятия управленческих решений государственными и муниципальными служащими напрямую зависит благополучие общества – качество нашей с вами жизни. В 2008 году, занимаясь исследовательской работой в рамках своей диссертации, я столкнулся с низким уровнем профессиональной подготовки чиновников. Мало кто из государственных и муниципальных служащих мог похвастаться необходимым уровнем квалификации, позволяющим осваивать новые профессиональные технологии, а каждый третий чиновник не имел представления об основах управления. Я начал исследовать этот вопрос глубже, чтобы понять, как его решить, как помочь управленцам принимать решения, основанные на реальных, а не предполагаемых запросах общества.

— А что, на ваш взгляд, должен уметь современный чиновник?

— Современный чиновник должен уметь адекватно оценивать общество, по сути представляющее собой человеческий капитал, чтобы эффективно использовать его возможности. Он должен владеть современными социальными технологиями, что, на мой взгляд, невозможно без формирования у государственных и муниципальных служащих социально-технической культуры как одной из основных профессиональных ценностей.

— Определения социально-технологической культуры государственных служащих до ваших работ в принципе не существовало. Что вы вложили в это понятие?

— Исходя из вышесказанного, мы можем определить социально-технологическую культуру госслужащего как систему ценностных ориентаций и норм поведения, умений и навыков, обеспечивающих достижение профессиональных целей при помощи осознанного использования социальных технологий.

— Вы стали соавтором социально-технологической теории, которую создали для формирования нового поколения управленцев. Как она помогает решать задачу, и есть ли измеримые результаты?

— Теория легла в основу курса медиа-лекций «Теория социальных технологий», цель которого — не просто передать знания, а стимулировать критическое и аналитическое мышление среди будущих специалистов. Я акцентировал внимание на понимании того, как технологии влияют на социальные структуры и процессы, и как это знание может быть использовано для формирования более справедливого и эффективного общества. Этот и другие учебно-методические материалы для управленцев уже больше десяти лет используются в высшей школе НИИ Белгородского госуниверситета, и сейчас можно заметить положительную динамику роста квалификации специалистов госслужбы. В частности, улучшилась аналитическая проработка последствий принятых решений, активно берется на вооружение алгоритмизация процессов регулирования конфликтных ситуаций. Все это свидетельствует о переходе от «не техничного», интуитивного подхода в управлении, к эффективному — социально-технологическому. Это говорит о формировании социально-технологической культуры государственной и муниципальной службы.

— Белгородский государственный университет благодаря вам стал первым в России давать учебный курс по теории социальных технологий. Вы ведь выпускник этого вуза, правда, учились не на социолога. Как случился разворот к этой науке?

— Да, в 2001 году я поступил и учился на факультете управления и предпринимательства и впоследствии получил диплом менеджера государственного и муниципального управления. Однако еще в процессе учебы я понял, что меня увлекают не принципы и приемы управления, а то, что происходит в голове управленца, его внутренняя логика, побуждающая к принятию определенных решений, то есть субъективная природа этих решений. Я начал проводить разнообразные опросы и анализировать их результаты. Это была моя личная инициатива, никак не связанная с программой обучения в вузе. Постепенно увлечение переросло в серьезную научно-исследовательскую деятельность и определило не только моё призвание как социолога, но и очертило область моих интересов в этой науке.

— Уже ранняя ваша работа социолога-практика помогла чиновникам Белгородской области снизить уровень наркомании в регионе. Какую роль в этом сыграл ваш социально-технологический подход?

— В начале 2000-х проблема наркомании в Белгородской области стояла довольно остро, поэтому я обратил на нее внимание. Обладая методологией и практическим опытом использования социально-технологического подхода, я понял, что смогу повлиять на ситуацию.

Методология, основанная на социально-технологическом подходе, позволила мне провести крупные социологические исследования, которые и на сегодняшний момент являются наиболее значимыми и масштабными в регионе. Среди них: «Проблема наркомании в общественном мнении жителей Белгородской области», «Оценка реализации молодежной политики в городе Белгороде», «Отношение граждан к работе органов внутренних дел». Результаты исследований были максимально предметно обобщены в научных статьях. Это было бы невозможно при проведении исследований “по старинке” - без применения алгоритмов теории.

В результате написанные по результатам исследований статьи, например «Экспертная оценка эффективности противодействия наркомании в Белгородской области» или «Особенности общественного восприятия проблемы наркомании в белгородском обществе» нашли применение в практической деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как следствие, в области наметилась динамика снижения потребления наркотиков, которая в 2020 году достигла показателя 11,9% в год. А сегодня Белгородская область имеет самый низкий уровень наркомании в ЦФО.

- Практически вся Ваша научная работа от написания диссертации до создания образовательных курсов и методических пособий направлена на повышение эффективности государственного и муниципального управления. Каким Вы видите будущее этой сферы?

- В ближайшем будущем неизбежно, и это происходит уже сейчас, использование в государственном и муниципальном управлении баз данных, структура которых позволит использовать их в виде стандартного инструмента управления. Если сравнить социологию и картографию, то сейчас мы имеем огромное множество различных карт: политических, географических, природных ресурсов, популяционных и других. И для того, чтобы получить комплексные данные, нам необходимо изучать каждую карту отдельно, собирать данные, а потом их анализировать. Социально-технологический подход позволяет иметь одну “карту” общества с огромным множеством слоев, каждый из которых работает одновременно в одном общем алгоритме. Такой подход позволяет получать результаты и принимать решения, корректность которых не зависит от человеческого фактора. Государственный или муниципальный управленец будущего это по сути оператор высокоэффективного устройства, а вся система управления это инструмент позволяющий приблизить общество к своему идеалу.