Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество12 марта 2024 12:30

ФАС возбудила дело против S7: в авиакомпании отказались пояснять, как рассчитывают цены на билеты

ФАС возбудила дело против компании S7 из-за необоснованных цен на авиабилеты
В случае установления вины авиакомпании грозит штраф

В случае установления вины авиакомпании грозит штраф

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

«И откуда у них такие цены?!» - удивлялся, пожалуй, каждый путешественник, которому доводилось покупать билеты на самолет. Вот и Федеральная антимонопольная служба задалась таким вопросом. ФАС выдала предупреждение авиакомпании S7 с требованием обосновать ценовую политику. Это сделано не было.

- Службой принято решение о возбуждении дела в отношении АО «Авиакомпания «Сибирь» (летает под брендом S7 — Прим. Ред.) В случае установления вины авиакомпании грозит штраф в соответствии КоАП РФ, - сообщают в ведомстве.

Предыстория вопроса такова.

ФАС обнаружила, что у S7 продаются билеты в рамках одного тарифа на один и тот же рейс с той же датой и временем вылета по разной цене. Без каких-либо дополнительных обоснований, а почему так.

- Различия цены не связаны с оказанием услуг на борту, дополнительными расходами перевозчика или временем до вылета, в которое пассажир приобретает билет, - утверждают в ведомстве.

При этом у авиакомпании отсутствует какой-либо документ, определяющий политику ценообразования.

В ФАС в этом увидели признаки злоупотребления — на большинстве маршрутов, где летает перевозчик, он занимает доминирующее положение (то есть конкурентов у него нет, а, стало быть, рыночным порядком цены не регулируются). Ведомство выдало компании предупреждение — необходимо разработать ценовую политику, где предусмотреть, в том числе «расчет и установление платы за перевозку пассажиров на экономически обоснованном уровне и правила определения допустимого уровня отклонения от него». Но авиакомпания что-то менять отказалась и попыталась оспорить действия ФАС через суд. Тот, однако, еще в январе 2024 года принял решение в пользу ФАС.

О чем все это, если посмотреть на ситуацию глазами пассажира? Смотрим сайт «Аэрофлота». Там в разделе «Тарифы» есть отдельная разъясняловка по поводу динамического ценообразования (его используют нынче все авиакомпании, а не только какие-то отдельные, особо «нехорошие») и факторов, которые могут повлиять на итоговую стоимость билета — от количества свободных мест на борту до количества дней между прилетом и отлетом (при билете «туда-обратно»). Можно как-то сориентироваться. У S7 на сайте мне удалось найти только информацию собственно о тарифах и их условиях. Из нее действительно не очень понятно, почему билет по одному и тому же тарифу на один и тот же рейс с тем же багажом может стоить по-разному.

S7 остается второй крупнейшей авиакомпанией России. В 2023 году она перевезла 15,9 млн пассажиров. На первом месте «Аэрофлот» - более 25 млн (это без «дочек» в виде «Победы» и «России»). Эти две авиакомпании плюс «Победа» обеспечили примерно половину всего пассажиропотока за 2023 год, который составил 105 млн человек.