Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество14 марта 2024 12:20

Анна Ананьева: «Метод поможет безопаснее и дешевле проходить по Севморпути и коммерческим, и научным судам»

Эксперт в области океанологии и картографии Анна Ананьева о перспективных навигационных решениях для более эффективного развития Северного Морского пути
Марина ЛАРИКОВА

Россия предлагает зарубежным компаниям и государствам активно использовать Северный морской путь (СМП). О планах по развитию арктического транспортного коридора президент РФ рассказал во время послания Федеральному собранию. Проект – один из приоритетных и стратегически важных для России, судоходный маршрут проходит по северным морям и соединяет в цельную логистическую систему европейские и дальневосточные порты страны, а также устья судоходных рек Сибири. Развитию стратегически важного морского пути препятствуют льды, серьезно осложняющие навигацию и требующие затрат на ледоколы. Эффективное решение этой проблемы удалось найти Анне Ананьевой, молодому ученому, которая занимается исследованиями северных морей. Эксперт в области океанологии и картографии, младший картограф компании Яндекс, рецензент международного мультидисциплинарного журнала “Актуальные исследования” Анна Ананьева разработала свою методологию с применением технологий дистанционного зондирования для мониторинга и прогнозирования ледовой обстановки, которая повышает безопасность и эффективность арктического судоходства.

– Анна, развитие Северного морского пути имеет большое стратегическое значение и для России, и для других стран мира, особенно в нынешней геополитической обстановке. Проект обсуждается на самом высоком уровне. Что из себя представляет арктический маршрут сейчас?

– Маршрут через Северный морской путь почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Например, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал — чуть более 23 тысяч километров, а по Севморпути — 14 тысяч, то есть весь путь на целых 40% короче. Поэтому его выгодно использовать даже не смотря на то, что продолжительность навигации составляет всего 2–4 месяца в году. И в 2023 году объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути превысил 36 млн тонн. Основным грузом была нефть — перевезли 1,5 миллиона тонн.

– Северный морской путь открывает дорогу к изобильным ресурсам Арктики и Сибири — на сегодня там добывают 10% общемировых объемов нефти и 25% природного газа. По Севморпути российский газ уже доставляют в Китай. Интерес к маршруту проявляют и другие страны, но пользоваться пока не спешат из-за навигационных сложностей. В чем их особенности?

– Главный недостаток Северного морского пути — тяжелые природные условия и ограниченные сроки навигации. К примеру, летом в море Лаптевых температура не поднимается выше 1 градуса по Цельсию. Круглогодичная работа возможна только при использовании атомных ледоколов, что влияет на стоимость. Также одной из трудностей я бы назвала малые глубины, а значит, для прохождения крупнотоннажных судов необходимо прокладывать глубоководные высокоширотные маршруты. Чтобы прошли танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов классов Panamax и Snesmax ширина канала должна составлять 40 и 50 метров, сейчас ледоколы могут прокладывать каналы шириной не более 34 метров. Над этим вопросом активно работают и уже созданы ледоколы, способные прокладывать каналы в 50 метров.

– Однако у вас есть более выгодное решение. Во время исследований в Ледовитом океане вам удалось обнаружить участки на трассе Севморпути, где суда могут проходить и без ледоколов. На основе исследований вы разработали методологию, которая может серьезно облегчить навигацию. Как это работает?

– Разработанная мной методология предполагает систематический анализ спутниковых снимков, в частности данных радиометра AMSR-2, для создания навигационных карт для Северного морского пути с акцентом на морях Карском и Лаптевых во время летней навигации. Чтобы повысить безопасность и эффективность арктического судоходства, я применила технологии дистанционного зондирования для мониторинга и прогнозирования ледовой обстановки.

– Ваше решение может сэкономить существенные средства компаниям за счет следования рекомендуемым маршрутам без помощи ледокола. Насколько такое навигационное решение масштабируемое?

– Метод поможет безопаснее и дешевле проходить по Севморпути и коммерческим, и научным судам. Решение также применимо для рыболовства, туризма и военных операции. Широкая область применения демонстрирует универсальность и адаптивность моего проекта – в исследовании представлено масштабируемое и адаптируемое навигационное решение для арктических вод, значительное по своему экономическому эффекту, операционной эффективности и более широкому применению в различных морских секторах. Так как Северный морской путь — ключевой проход для доступа к ресурсам Арктики и Сибири. Он способствует развитию экономики 29 российских регионов и облегчает международную торговлю.

– Вашу методологию широко обсуждали на конференции в Институте океанологии РАН, где вы ее представили. Как еще взаимодействуете с другими экспертами в области океанологии и картографии?

– Я постоянно выступаю на конференциях, в том числе на конференциях в Институте океанологии РАН. Это позволяет обмениваться опытом, идеями, получать компетентную оценку своих трудов и вдохновляться работами коллег. Также в 2021 году

Международный мультидисциплинарный журнал «Актуальные исследования» пригласил меня выступать рецензентом в области картографии и гидрометеорологии.

– Ваши научные работы ценятся в сообществе – статью о возможностях прогнозирования свободных ото льда маршрутов по Севморпути опубликовал журнал “Информационные технологии и системы”, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией. Скажите, какие еще задачи перед собой ставит научное сообщество по развитию Северного морского пути?

– По плану развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года, принятому правительством, работа будет идти по следующим направлениям: навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое и аварийно-спасательное обеспечение судоходства, развитие морских портов, разработка и строительство морской техники. Главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья. По данным Минэнерго РФ, извлекаемые запасы нефти и газа в Арктическом регионе страны составляют порядка 60% всех извлекаемых углеводородных ресурсов в России. И чтобы использовать потенциал данной территории важно обращать внимание на проблемы навигации, их успешное разрешение – залог эффективной и выгодной работы сотен компаний.