Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды18 марта 2024 7:10

Итальянцы экономили, а наши поднимали самолеты и разводили мосты - как проходили съемки самой эксцентрической комедии Эльдара Рязанова

Полвека назад, 18 марта 1974 года, на экраны вышла приключенческая картина «Невероятный приключения итальянцев в России»

Съемки совместной советско-итальянской картины были в духе времени. С одной стороны, они шли по линии культурного обмена между странами. С другой, это был бартер. Итальянцы задолжали «Мосфильму» после совместной работы над фильмом Сергея Бондарчука «Ватерлоо». Предприимчивый кинопродюсер Дино Де Лаурентис предложил расплатиться с русскими не деньгами, а участием в новом совместном проекте, где были бы итальянские сценаристы, актеры, оператор, композитор, каскадеры… И съемки чтобы проходили не только в России, но и в Италии. Стали искать подходящий сюжет. И вспомнили, что кинодраматург Эмиль Брагинский и режиссер Эльдар Рязанов написали синопсис о похождениях итальянцев в СССР (рабочее название — «Спагетти по-русски»). Их заявка оказалась кстати. Сценарий пришлось несколько видоизменить, его дополнил творческий дуэт итальянских комедиографов, добавили эксцентрики и начали снимать кино.

Дино Де Лаурентис вероятно не очень верил в успех нового кинопроекта, поэтому экономил на всём. Он не позвал в картину дорогих итальянских звёзд. А предложил Эльдару Рязанову выбрать из тех артистов, лица которых режиссёр никогда не видел. Мы же, наоборот, взяли очень известных у нас Андрея Миронова, Евгения Евстигнеева, Ольгу Аросеву. Во время съемок в Италии нашу киногруппу поселили в третьеразрядной гостинице на окраине Рима. За разрешение на съемку в центре города нужно было платить, с этим тоже возникли сложности. Снимать надо было в сжатые сроки, чтобы не сорвать контракт. Всё это очень раздражало Эльдара Рязанова. И однажды он объявил итальянскому продюсеру забастовку и не вышел на работу. После этого жизнь наладилась. Нашлись и деньги, и приличная гостиница. Но всё равно работа над этой комедией стоила немалых сил и нервов. Возможно поэтому Рязанов своих «Итальянцев в России» не очень любил и не называл в числе лучших картин. Кстати, к концу съемок общение с итальянскими коллегами так благотворно повлияло на него, что он довольно бойко стал изъясняться на языке Данте.

РАЗБИЛИ 6 МАШИН И ВЗОРВАЛИ БЕНЗОКОЛОНКУ

Однако зрителям эта самая эксцентрическая комедия Эльдара Рязанова очень понравилась. По насыщенности трюками, аттракционами, экшн-сценами она напоминала любимые кинокомедии Леонида Гайдая. Хотя Эльдар Рязанов говорил, что многие сцены родились в его воображении не благодаря Гайдаю, а после просмотра американского фильма «Этот безумный, безумный, безумный мир».

И уж точно, когда съемки проходили в СССР, наши не экономили. Исполнение сложнейших трюков требовало большой подготовки, немалой выдумки и серьезных финансовых затрат. Ради эффектного кадра расколошматили шесть новеньких автомобилей. Построили макет бензоколонки в натуральную величину специально для того, чтобы сразу же её взорвать. Для полёта «Жигулей» через Клязьму на берегу реку соорудили трамплин, чтобы итальянский каскадер-автогонщик Серджио Миони пролетел по воздуху 40 метров, приземлившись на другом берегу. Советские каскадеры и гонщики работали на таком же высочайшем уровне.

В этом фильме есть два совершенно невиданных по сложности трюка. Первый – приземление самолета «Ту-134» на шоссе среди едущих автомобилей. В мировом кино подобного кадра, сделанного по-настоящему, а не путем комбинированных съемок, не было. Ни одна шоссейная дорога не годилась для посадки многотонного воздушного судна. Решили сажать самолет на аэродромную полосу, «загримированную» под шоссе. Эта сцена снималась на Ульяновском аэродроме в школе пилотов гражданской авиации. Маляры начертили на резервной полосе аэродрома белые линии, как на автостраде. По краям взлетной полосы построили декорации домов, установили светофоры, посадили деревья, привезли киоск «Союзпечати» и бочку с квасом. Заместитель начальника школы, летчик Иван Таращан взялся за выполнение сложнейшего рискового трюка. За рулём легковушек, проезжавших под крыльями лайнера, тоже были летчики. Таращан идеально посадил гигантский «Ту-134», причем по просьбе режиссера проделал этот трюк шесть раз. Можно лишь догадываться, во сколько обошлась съемка только этого эффектного эпизода.

Другой не менее эффектный трюк - с разведенным мостом, где герой картины Джузеппе, укравший чемодан «с кладом», вбегает на мост, спасаясь от преследования. В это время по Неве идет пароход и мост начинают разводить. Этот трюк готовили около месяца, было сделано множество чертежей и расчетов. Сцена требовала огромного мастерства не только от актеров, но и от каскадеров. Нинетто Даволи, игравший Джузеппе, без дублера перепрыгнул на другую сторону моста. Чуть припоздавшиеся его преследователи перескочить на другую сторону уже не могли. Но внизу проходил пассажирский теплоход. Один за другим герои фильма прыгают на капитанскую рубку теплохода, перебегают по ней и, едва не сорвавшись, перебираются на другую половину моста. Этот трюк могли выполнить только каскадеры. Высота прыжка была около восьми метров. Ошибка при прыжке грозила смертью. Тогда придумали нарастить рубку корабля на два с половиной метра, чтобы уменьшить высоту и снизить риски. В этой сцене требовались крупные планы. Рязанов уговорил Андрея Миронова «повисеть немного» на вздыбленном крыле моста, примерно на 30-метровой высоте. Внизу плескалась Нева, под Мироновым шел теплоход и он изо всех сил, стиснув зубы, пытался взобраться на мост. Сцена получилась очень убедительной. Кстати, Андрей Миронов самостоятельно выполнял множество других опасных трюков: он спускался с 6-го этажа гостиницы «Астория» по ковровой дорожке, сам перебирался с лестницы пожарной машины на крышу «Жигулей»…

«ЛЕВ БЫЛ ТУПОЙ»

Главный аттракцион всё же был связан не с техникой, а с участием в съемках живого льва. Семья архитектора Берберова из Баку, в которой жил настоящий лев, была знаменита на весь Советский Союз. По рассказам Льва Берберова их Кинг воспитывался как член семье и был почти ручным. Эта легенда, распространяемая хозяевами хищника, вдохновила Эльдара Рязанова, он вызвал Льва Берберова в Москву на переговоры. Прочитав сценарий, тот сказал, что его лев справится и с большими задачами. Сценарии не учитывал и десятой доли возможностей Кинга: «Кинг может все!».

«Это заявление нас вдохновило, — вспоминал позже Эльдар Рязанов. - Мы бросились немедленно «улучшать» сценарий, вводить в него новые эпизоды и разные трюки со львом»...

Кинга перевезли из Баку в Ленинград: все эпизоды со львом происходили в белые ночи. Это режимная съемка – полчаса на закате и полчаса на рассвете. Чтобы уложиться в режим, лев был обязан работать очень точно. Но, во-первых, все его партнеры-артисты Кинга панически боялись. У Антонии Сантилли, исполнявшей главную роль, при виде льва начиналась истерика. Наиболее бесстрашным оказался Андрей Миронов, который из-за безвыходности положения первым вступал в контакт со зверем, увлекая за собой остальных.

Во-вторых, Кинг, который «мог всё», вообще не собирался работать. Это был ленивый, домашний лев, которого вкусно кормили без всяких трюков. Он не знал дрессировки. Когда понадобилось, чтобы Кинг пробежал по прямой 15 метров, он на всех посмотрел с презрением и ничего не стал делать. «К сожалению, способности Кинга были сильно преувеличены. Лев был недрессированный, невежественный и, по-моему, тупой», - писал Рязанов в своей книжке «Неподведенные итоги». Отказываться от участия льва было поздно. Он был сюжетообразущим персонажем. На площадке царила нервная обстановка. «Сколько мучений вынесла съемочная группа, когда льва потребовалось засунуть в лодку и вывезти на середину Невы! Какую лихорадку испытал коллектив, когда льва надо было заставить забраться на декорацию перил моста и спрыгнуть вниз! (Декорация стояла на грузовике, и льву предстояло прыгнуть вниз всего с двух метров.) Какую нервотрепку пережили мы, когда льву надлежало ударить лапой по шкатулке с драгоценностями! Я для себя решил, что это первая и последняя моя картина, где принимают участие представители фауны. Я дал себе слово, что никогда больше не буду режиссером-анималистом»,- заверял Эльдар Рязанов. Мытарства со львом усугублялись опасностью несчастного случая. Кинг должен был носиться по Ленинграду, где людей толпилось на улицах из-за белых ночей множество.

К сожалению, несчастья избежать не удалось. Не в Ленинграде на съемках, а в Москве, куда Лев Берберов привез зверя. Кинга поселили в спортзале школы рядом с «Мосфильмом». Однажды лев выпрыгнул на улицу через окно и напал на 18-летнего студента, который неподалеку искал своего скотч-терьера. Прибежавший на крик младший лейтенант милиции Александр Гуров (в будущем генерал-лейтенанта и борец с коррупцией) застрелил льва из табельного пистолета.

Вот такой неожиданный, эксцентрический и трагический, совершенно не по сценарию был финал у картины.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

В «Новой Фабрике звезд» зашкаливающее число блатных детей: Канделаки, Круг, племянница Мартиросяна и внучка политика (подробнее)