Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Наука19 марта 2024 14:15

Все кто связан с Россией – уволены: Пятьсот российских ученых выгнали с работы на Большом адронном коллайдере

ЦЕРН сообщил о прекращении работы с 500 сотрудниками из России
Все эти годы наши физики бок о бок с коллегами из других стран трудились на БАКе, постигая фундаментальные тайны материи

Все эти годы наши физики бок о бок с коллегами из других стран трудились на БАКе, постигая фундаментальные тайны материи

Фото: EAST NEWS

Россиян попросили покинуть Большой адронный коллайдер (БАК). Официальный представитель ЦЕРН (организация, управляющая им) Арно Марсолье сообщил, что прекращает сотрудничество со специалистами, которые так или иначе связаны с Россией. Речь идет о пятистах ученых.

ПОМОГЛИ, И ДО СВИДАНИЯ

Горькая ирония: без России БАК вряд ли появился бы вообще. И знаменитый бозон Хиггса (главное научное достижение БАК) без наших рук и мозгов не открыли бы.

В 1990-е мы наивно верили в силу международного сотрудничества, и щедро поделились всеми своими наработками с ЦЕРН. В ущерб своим проектам, конечно же. Ведь именно СССР стал первым строить мощные ускорители еще в 1950-х годах, так что такого опыта, как у нас, ни у кого не было. С МКС, кстати, могло получиться так же. Вот только надежно летающие ракеты – только у России. Не будь у нас ракет, давно бы выгнали и оттуда.

Все эти годы наши физики бок о бок с коллегами из других стран трудились на БАКе, постигая фундаментальные тайны материи. Так, в 2019 году новосибирские ученые из команды LHCb (часть ЦЕРН) открыли новые свойства кварков (мельчайших «кирпичиков» вещества).

Коллайдер – это ускоритель, который придает элементарным частицам очень высокие энергии, а потом сталкивает их. В процессе столкновения происходят реакции, которые позволяют понять устройство микромира. Физики шутят, что ускорители стали своего рода телескопами, только направленными назад во времени. Именно ускорители помогают понять, как образовалась Вселенная, и почему мир таков, каков он есть.

Ничего хорошего в разрыве научных связей, конечно, нет. В Сибирском отделении РАН назвали решение «политическим» и заявили, что оно навредит и нашей, и не нашей науке. Но еще вопрос, кто пострадает больше: уж в России-то проектов навалом. А вот им без наших «мозгов» будет невесело.

СССР стал первым строить мощные ускорители еще в 1950-х годах

СССР стал первым строить мощные ускорители еще в 1950-х годах

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

ПУСТЬ ЕДУТ К НАМ…

Часть ученых, связанных с ЦЕРН, пригласили к созданию многофункционального ускорительного комплекса с источником комптоновского излучения, заявил научный руководитель Национального центра физики и математики, академик РАН Александр Сергеев. Это проект самого высокого мирового уровня, подчеркнул он.

- Решение о БАК неприятное, хотя оно не стало неожиданностью. К чести руководства ЦЕРНа, они, как могли, этот момент оттягивали. Ведь участие россиян в работе ЦЕРН и учеными, и оборудованием очень важно, оно принесло очень серьезные результаты. Достаточно сказать, что доля России в открытии знаменитого бозона Хиггса очень велика. ЦЕРН решение об отстранении россиян не приветствует, но деваться ему некуда, он под контролем в том числе недружественных России правительств, - заявил Александр Сергеев, отвечая на вопрос «КП».

Ситуацию не надо понимать так, что – было 500 ученых, которые сидели в ЦЕРНе безвылазно, и в одночасье оказались безработными, подчеркнул Сергеев. Большинство приезжали на месяц-другой.

- В их распорядке жизни мало что изменится. Но то, что они не смогут проводить там эксперименты, конечно, не радует, - сказал Александр Сергеев.

Так или иначе, это знак: нам, в России надо уделять еще больше внимания созданию исследовательских центров, серьезных проектов. При этом установки мирового уровня – это всегда международные проекты.

- И нам надо создавать такие, международные, проекты в России, - сказал Александр Сергеев, - Чтобы не мы стремились куда-то уехать и поставить эксперимент, а чтобы приезжали к нам.

Россиян попросили покинуть Большой адронный коллайдер

Россиян попросили покинуть Большой адронный коллайдер

Фото: EAST NEWS

… А ЕХАТЬ ЕСТЬ КУДА

Причем такие проекты в России уже есть: так, проекты в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований) строятся на основе международной кооперации.

- И, хотя ученые из недружественных стран из них по понятным причинам ушли, туда пришли другие иностранные ученые, и проект прекрасно себя чувствует, - резюмировал Александр Сергеев, - Мы находимся в переломном моменте, но важно, что компетенции наших ученых таковы, что весь мир может позавидовать.

В этом году в Новосибирске закончится строительство ускорителя СКИФ (Сибирский кольцевой источник фотонов). Глава Минобрнауки Валерий Фальков пригласил уволенных из ЦЕРНА ученых на эту установку. Она позволит проводить исследования, невозможные больше нигде, подчеркнул министр.

Завершается и строительство ускорителя NIKA в Объединенном институте ядерных исследований. Хотя по мощности он уступает коллайдеру в Швейцарии, по параметрам он лучше. Ожидается, что NICA позволит получить как бы нейтронную звезду на Земле – это очень важно для понимания в том числе происхождения Вселенной.

ВОПРОС-РЕБРОМ:

Сотрудничество ЦЕРН и России прекращено. Что теперь будет?

Михаил Меркин, доктор физико-математических наук, заместитель директора по научной работе НИИЯФ МГУ

- Вклад российских ученых в ЦЕРН, по разным оценкам, составляет от 7 до 15%. И это не только материальный, но и интеллектуальный вклад. Российские ученые участвовали практически во всех экспериментах ЦЕРН и во всех областях.

Есть компоненты, созданные в российских институтах, которые поддерживаются российскими экспертами. Здесь у ЦЕРН после ухода россиян будут самые серьезные проблемы, придется искать специалистов или их обучать. Это касается всех областей: разработки новых экспериментов, аппаратурной части, в программном обеспечении, в обработке данных, интерпретации физических результатов.

Что касается нас, к сожалению, мы лишимся доступа к LHC, к самому мощному пока что инструменту в физике высоких энергий. Но есть несколько не менее интересных российских проектов. Например, эксперименты в рамках мегапроекта NICA в Дубне, строительство нескольких интересных машин в национальном центре физики и математики (НЦФМ).

Нам самим строить аналог LHC не имеет смысла, основные ожидаемые результаты уже получены. Так называемая «новая физика» в них не просматривается. В поисках «новой физики» нужна существенно более мощная адронная машина или строительство электрон-позитронной машины, такие сегодня проектируются в России и Китае.