Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды19 марта 2024 19:50

Как режиссер Лев Кулиджанов выдал Юрия Никулина за опустившегося алкоголика

Исполнилось 100 лет со дня рождения автора фильмов «Дом, в котором я живу», «Когда деревья были большими» и «Преступление и наказание»
Кулиджанов свой первый фильм поставил только в тридцать с лишним лет

Кулиджанов свой первый фильм поставил только в тридцать с лишним лет

Лев Александрович Кулиджанов был по матери русским, по отцу - армянином, а на свет появился в городе Тбилиси, который сто лет назад еще назывался Тифлисом. Обоих родителей потерял в 1937 году (отец после ареста исчез навсегда, а мать, отправившаяся в лагерь как супруга врага народа, вернулась домой только через шесть лет). Лев жил со своей бабушкой.

Окончив школу, он отправился на завод, где делали оружие для фронта; юноше поручили пристреливать автоматы, и он чуть не оглох от постоянного грохота. Но, конечно, не завод был его мечтой. Он с детства увлекался театром, и параллельно посещал актерскую школу при Госкинпроме Грузии. И подружился с сестрой друга, которая училась в московском ВГИКе. Она очаровала его рассказами о кинематографе, а потом, когда вернулась в Москву, прислала письмо, где подробно объяснила, как поступить в институт. И в 1944-м двадцатилетний Лев, которого не взяли в армию из-за туберкулеза, решился покорять столицу. Ехал туда в связанном бабушкой свитере и в джинсах, которые сшил знакомый портной. Тогда с джинсовой тканью мало кто был знаком, и джинсы сшили шиворот-навыворот - не синей, а оборотной, серой стороной наружу. Половина его скудного багажа в Москве исчезла сразу. Лев отправился с вокзала в гости к единственной знакомой, той самой студентке ВГИКа, а таксист не стал его дожидаться у подъезда и уехал вместе с вещами…

На экзамене он прочитал стихотворение Мандельштама, не подозревая, что это опальный поэт. Живым (и еще сравнительно молодым) классикам советского кино Григорию Козинцеву и Льву Кулешову его выступление понравилось. Он был принят, учился на одном курсе с Эльдаром Рязановым и Станиславом Ростоцким. Но жить приходилось в неописуемой нищете. Одежда и обувь у Кулиджанова быстро пришли в негодность (а морозы наступили мощные), питался он хлебом с хреном, которым его подкармливали добрые люди (вареная картошка с яичным порошком казалась райским лакомством). Когда он после сессии приехал в Тбилиси, мать сказала: «Неизвестно, кто из нас вернулся из лагеря!»

Пришлось в конце концов бросить ВГИК и вернуться в Тбилиси. Чтобы через пару лет снова добраться до Москвы и поступить заново. Вряд ли Кулиджанов об этом жалел: во время того пребывания в Грузии он встретил жену, Наталью Фокину, с которой в итоге провел всю жизнь.

* * *

В молодости Кулиджанов подрабатывал тем, что писал статьи в газеты (и в «Комсомольскую правду» в том числе). И продолжал оставаться бедным студентом: они с женой и маленьким сыном с трудом находили деньги на жизнь. А в кинематографе был период «малокартинья», и перспектив у молодых режиссеров художественного кино, казалось, не было. Однокурсник Кулиджанова Эльдар Рязанов, например, вообще с головой ушел из-за этого в документалистику. А Кулиджанов свой первый фильм поставил только в тридцать с лишним лет, это была короткометражка по чеховскому рассказу «Дамы».

1966 год. Первый секретарь правления Союза кинематографистов СССР, режиссер Лев Александрович Кулиджанов

1966 год. Первый секретарь правления Союза кинематографистов СССР, режиссер Лев Александрович Кулиджанов

Фото: фотохроника ТАСС.

Она ныне полностью забыта. Как и полнометражный дебют Льва Александровича, снятый вместе с Яковом Сегелем фильм «Это начиналось так…» о жизни комсомольцев на целине. Зато второй фильм Кулиджанова и Сегеля, «Дом, в котором я живу», стал классикой советского кино. Киноповесть о жизни нескольких людей, на протяжении многих лет живших в доме на окраине Москвы (сейчас это почти центр, район метро «Площадь Ильича»), фактически открыла для широкой публики Михаила Ульянова (это была вторая его роль в кино) и Евгения Матвеева (у которого роль была пятой или шестой). В фильме прозвучала безумно популярная песня «Тишина за Рогожской заставою». Он получил приз на Всемирной выставке в Брюсселе. Но гораздо важнее, что он до сих пор жив, его можно пересматривать и сопереживать героям, к которым Кулиджанов явно испытывал самую искреннюю любовь.

Кадр из фильма «Дом, в котором я живу»

Кадр из фильма «Дом, в котором я живу»

То же самое можно сказать и о лучшей картине Кулиджанова, «Когда деревья были большими». Юрий Никулин вспоминал, что ему очень понравился сценарий о тяжелой судьбе Кузьмы Кузьмича Иорданова, одинокого и неприкаянного человека, но он и подумать не мог, что Кулиджанов собирается предложить ему, клоуну, главную роль.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими»

Кадр из фильма «Когда деревья были большими»

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Режиссер сказал ошарашенному артисту: «Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! И вообще не говорите слова «играть». Будьте самим собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов. И живете вы в Москве, в старом доме. Вам пятьдесят лет (Никулину было сорок. - Ред.) Юрий Владимирович спросил: «Лев Александрович, а почему вы меня пригласили на эту роль? Видели в кино?» - «Вы знаете, - ответил Кулиджанов, - самое любопытное, что ни одной вашей роли в кино я не видел. Только на днях мы посмотрим картину с вашим участием. Я видел вас в цирке. Только в цирке. И вы мне понравились».

В первый съемочный день Никулин должен был зайти в мебельный магазин. Подошел к нему, и тут директор ему сказал: «А ну-ка давай отсюда! Здесь съемки будут, не мешай». - «Да я артист, снимаюсь» - робко ответил Никулин. - «Знаем вас, артистов. Я тебя здесь уже пятый день вижу!» Потом директор магазина все-таки спросил у режиссера и оператора: «Товарищи, это ваш человек?» Кулиджанов немедленно заявил, что видит этого бомжа в первый раз в жизни, и только потом раскололся, признавшись «Это наш человек, пустите». Внутренне он, несомненно, ликовал: сумел разглядеть в жизнерадостном цирковом артисте крайне убедительного опустившегося алкоголика, которым был герой картины.

Третьей из главных картин Кулиджанова стало «Преступление и наказание». Снимать его должен был Георгий Данелия, это был один из проектов его мечты. Но в какой-то момент он спросил у своего приятеля Кулиджанова, как тому кажется: годится ли Инна Гулая, сыгравшая в «Когда деревья были большими», на роль Сони Мармеладовой?

Потом Данелия вспоминал: «Узнав, что я собираюсь снимать «Преступление», Кулиджанов очень огорчился: это его любимый роман, и он всю жизнь мечтал его экранизировать! А я сказал, что моя любимая повесть «Хаджи Мурат» Толстого, и я тоже всю жизнь мечтал ее экранизировать, но мне сказали, чтобы я это выкинул из головы, потому что «Хаджи Мурата» будет снимать сам Лев Александрович Кулиджанов! Лева повздыхал, повздыхал и предложил: «Давай так. Ты отдаешь мне «Преступление и наказание», а я уступаю тебе «Хаджи Мурата».

Так и договорились. Но в итоге «Хаджи Мурата» снять Данелии не дали. А Кулиджанов экранизацию Достоевского поставил, в очередной раз открыв для кинематографа выдающегося актера (на этот раз - Георгия Тараторкина, сыгравшего Раскольникова).

Это, увы, был последний его успех. Много времени отнимала общественная деятельность (он был первым секретарем правления союза кинематографистов СССР). А те фильмы, которые все-таки удавалось ставить - «Родимый край», «Осенняя встреча», «Карл Маркс. Молодые годы» - мгновенно проваливались в забвение. В перестройку он снял последние свои работы, «Умирать не страшно» и «Незабудки», которые иногда рассматривают как его завещание - но, увы, в начале 90-х зрителям было не до них…

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

В «Новой Фабрике звезд» зашкаливающее число блатных детей: Канделаки, Круг, племянница Мартиросяна и внучка политика (подробнее)