Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество21 марта 2024 7:00

Соцпакет, «удаленка» и оплата нянь: как компании борются за улучшение демографии в России

Рассказываем, как компании стали мотивировать своих сотрудников укреплять и расширять семью
Елена ВАСИЛЬЕВА

Фото: Shutterstock

Уже в этом году рождаемость в России может достигнуть исторического минимума. По оценкам властей, в ближайшие годы эта тенденция сохранится, а все из-за того, что в детородный возраст вступило малочисленное поколение 90-х. Правительство расширяет меры поддержки семей с детьми - это и индексация маткапитала, и льготная ипотека, и различные субсидии для малоимущих. Но, по мнению экспертов, без изменения отношения работодателей к семьям с детьми демографию тоже не улучшить. Неслучайно многие компании сейчас разрабатывают корпоративные программы поддержки семей с детьми и даже выходят со своими предложениями на государственный уровень. Как соблюсти баланс между работой и семьей, нужно ли вводить «удаленку» для женщин, вышедших из декрета, и как объяснить молодежи, что штамп в паспорте имеет значение? Об этом мы поговорили с вице-президентом – руководителем центра корпоративной социальной ответственности ПСБ Ольгой Ерёменко.

Работодатель мечты

- Как на уровне компаний можно решать проблемы с демографией?

- ПСБ провел опрос среди своих сотрудников, который показал, что 92% людей считают семью своим приоритетом, а 64% ценят поддержку работодателя при их решении рождения детей. Главная проблема, с которой сталкиваются женщины при рождении детей, - как совместить работу и семью. И здесь несомненно нужна поддержка со стороны работодателя. Поэтому компании сейчас формируют так называемую социально ответственную демографическую политику, в основе которой лежит принцип уважения работодателя к семейным обязанностям работников. То есть работники рассматриваются не только как субъекты труда, но и как люди, у которых есть обязательства перед их детьми, родителями, другими членами семьи, в том числе родственниками с ограниченными возможностями. Наличие у работодателя корпоративной демографической политики может стать определяющим фактором при принятии решения о рождении детей. Но при этом важно, чтобы государство принимало во внимание вклад компаний в поддержку демографии, поощряло это и мотивировало других внедрять у себя подобные практики. Внимание со стороны компаний к семейным обязанностям сотрудников повышает их вовлеченность в работу. Международные исследования показали, что люди называют такую компанию –«работодатель мечты».

- Готов ли ПСБ оказать содействие другим компаниям в распространении лучших практик корпоративной демографической политики? Что делается в этом направлении?

- ПСБ определил поддержку семьи одним из своих основных социальных приоритетов и реализует семейно-ориентированную корпоративную политику. И, конечно, мы активно продвигаем тему корпоративной демографической политики в профессиональном сообществе и обсуждаем проблемы с органами госвласти, участвуем в работе координационного совета при правительстве по реализации национальной стратегии в интересах женщин. И также давали предложения для национальной стратегии на 2023-2030 годы. Среди них - возможность применения гибких форм занятости для работающих матерей, а также предложения, связанные с созданием условий для сохранения традиционных семейных ценностей и достижением баланса между работой и семьей. И наши инициативы в национальной стратегии были учтены.

Важно понимать, что если часть крупного бизнеса в той или иной мере реализует меры поддержки людей с семейными обязанностями, то в сфере малого и среднего бизнеса ситуация иная. И, на наш взгляд, ключевой фактор, который способен вовлечь в эту работу широкий круг компаний в секторе МСП, - это меры господдержки. Проведенный нами совместно с ТПП опрос показал, что наиболее востребованные меры такой поддержки - это налоговые льготы, преференции при участии в государственных и муници´альных закупках, предоставление финансовой помощи на реализацию программ социальной корпоративной ответственности и информационная поддержка в виде создания интернет-ресурса, где будет аккумулирована информация о компаниях-лидерах в области социальной ответственности. Мы планируем вынести предложения о реализации таких мер на рассмотрение органов госвласти.

Штамп в паспорте имеет значение

- Этот год объявлен в России Годом семьи. В каких мероприятиях вы будете участвовать?

- Мы планируем реализовать образовательные, просветительские и деловые мероприятия по финансовой грамотности и финансовой культуре для российских семей, а также будем обучать семейных предпринимателей - это проект совместно с Академией ПСБ. Мы также подготовили мероприятия для студентов вузов. Так, мы планируем рассказать студентам о правовых и социально-психологических преимуществах официального брака. Слоган этого курса «Штамп в паспорте имеет значение!». И с юридической, и с психологической точки зрения классическая регистрация в ЗАГСе гораздо более надежна и выгодна, чем сожительство. И брак способствует улучшению демографии.

Еще один наш проект - «ответственное отцовство». Мы провели опрос молодых мужчин - как неженатых, так и семейных, и спросили, что в их представлении «идеальный отец». И они ответили, что это отец, который стремится проводить время с семьей, гибко подходит к поиску решений в различных ситуациях, готов идти на компромиссы, быть другом и наставником для своих детей, нести ответственность за свою семью, слушать и слышать, сопереживать своим близким и быть на одной волне с ребенком. Участники фокус-группы отметили, что необходимо укреплять статус отца в семейной жизни, а также создавать положительный образ отца с помощью СМИ, кино, интернета. И работодатели тоже могут участвовать в этой работе. Например, наши работники могут получить консультации специалистов по вопросам воспитания. У нас в банке организован онлайн сервис с участием детских психологов и педагогов. Теперь мы также хотим поговорить на тему ответственного отцовства со студентами.

Эйджизм вредит работе

- Готовы ли российские компании привлекать к работе представителей разных возрастов, в том числе старшего? Какие преимущества у такого подхода?

- По данным международных исследований, трудовые коллективы, которые состоят только из представителей молодого поколения, характеризуются неустойчивостью и высокой текучестью кадров. Увеличиваются затраты на адаптацию новичков, обучение и развитие. И наоборот, если в компании есть работники старшего возраста - это стабилизирует коллектив, обеспечивает рост показателей, ведь сотрудники старшего поколения заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве. Кроме того, у работников среднего и старшего возраста есть ценный багаж знаний и опыта, готовность передавать его молодым, а также широкий круг профессиональных связей и контактов, которые полезны компании. Поэтому очень важно устранять предрассудки в отношении работников среднего и старшего возраста, в том числе при их приеме на работу. Мы проводим большую работу по минимизации влияния предрассудков, которые связаны с возрастом работников, через СМИ, публичные выступления, активно делимся нашими наработками в этом направлении с коллегами по бизнес-сообществу.

Все для мам

- Какие сейчас главные запросы при устройстве на работу у специалистов, имеющих детей?

- Мы регулярно проводим опросы сотрудников и на их основе выстраиваем нашу социальную политику, учитываем запросы при формировании социального пакета. Например, у нас предусмотрена гибкая система льгот: работнику предоставляется денежный лимит, который он может потратить как на себя, так и на членов своей семьи, в том числе оплатить ДМС, отдых, возместить затраты на спортивные и оздоровительные услуги. Если говорить о беременных женщинах, то их главный запрос - комфортное сопровождение беременности и родов. Поэтому у нас в ДМС предусмотрено сопровождение во время беременности и родов, услуги врачей неоÝатологов и педиатров. После того, как женщина выходит на работу из декрета ей важна помощь по уходу за ребенком. ПСБ оплачивает стоимость частных детсадов и услуги нянь, предоставляет возможность дополнительного отпуска, а также проводит обучение сотрудницы, ведь после перерыва ей требуется адаптация на рабочем месте. Также для семей важно обеспечить летний отдых детей - мы оплачиваем стоимость путевок в детские лагеря, дорогу до мест отдыха и обратно. И в ближайшее время рассматриваем возможность запустить отдельные смены в ведущих российских центрах детского отдыха.

Также мы внедряем в банке гибкий график и возможность удаленной работы для женщин с детьми. Малыши часто болеют, и женщина вынуждена брать больничный, невольно выпадая из рабочего процесса. Мы предложили, что по желанию женщина при легкой болезни ребенка может не оформлять больничный и работать удаленно. В таком случае она остается частью коллектива. И на многих уровнях власти эта мера вызывает интерес.

Еще один запрос от работников, который мы будем внедрять - это создание в офисных пространствах специальных локаций, оборудованных под потребности детей. Ведь бывает, что родителям не с кем оставить ребенка. В таких локациях с детьми, в зависимости от их возраста, будут проводиться занятия, в том числе по финансовой и правовой грамотности. Это международная практика, и мы хотим внедрять ее в ПСБ. Для детей клиентов в офисах, кстати, тоже делаем мягкие зоны - с развивающими играми, пространством для рисования и мультфильмами.

«Людям нравится делать добро вместе с детьми»

- В ПСБ есть программа семейного волонтерства. Какие проекты вы планируете на этот год?

- Во всех наших волонтерских акциях сотрудники могут участвовать вместе с семьями: сажают деревья, убирают берега рек, собирают макулатуру, помогают детям-сиротам и людям старшего возраста. Наша активность была отмечена со стороны государства, нам присвоен статус «Партнер национальных проектов». Когда мы стали привлекать членов семей сотрудников в наши волонтерские активности, увидели, что интерес к таким мероприятиям значительно вырос. Людям нравится заниматься общественно полезной работой вместе с детьми. И все это на абсолютно добровольной основе. У нас на корпоративном портале есть сообщество «ПСБ добро», и с нами уже больше 5 тысяч человек. Что касается планов на год, то мы собираемся участвовать в федеральных экологических акциях - «Сохраним лес», «Марафон рек», «БумБатл» (по сбору макулатуры), хотим присоединиться к федеральному проекту «Наука. Территория героев», будем участвовать в субботниках и проводить различные праздники для всей семьи.