Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Звезды21 марта 2024 22:01

Фанни Ардан: «Я никогда не понимала, о чем говорят феминистки»

Французской актрисе Фанни Ардан исполнилось 75 лет
Фанни Ардан

Фанни Ардан

Фото: EAST NEWS

ДОЧЬ ПОЛКОВНИКА И СПЕЦИАЛИСТКА ПО СЮРРЕАЛИЗМУ

Фанни Ардан была девушкой из хорошей семьи. Ее отец, полковник кавалерии, работал то военным атташе в Швеции, то советником личной охраны князя Ренье в Монако (с князем они были друзьями). Фанни странствовала по Европе вместе с родителями, но везде к ее услугам были отличные лицеи: папа и мама старались ей дать самое лучшее образование. В итоге она поступила в Институт политических наук в Экс-ан-Провансе и окончила его, в 22 года защитив дипломную работу на тему «Сюрреализм и анархия». Актрисой она решила стать только после этого: поступила в театральную школу, начала играть на сцене в спектаклях по Расину и Корнелю. Первую роль в кино сыграла в 1976 году, когда ей было 27. А прославилась на всю Францию в тридцать, снявшись в телесериале Нины Компанеец «Дамы побережья».

Среди зрителей был Франсуа Трюффо, к концу 70-х завоевавший репутацию первого кинорежиссера Франции. Вместе с ним первую серию «Дам» смотрела дочь, и потом вспоминала: «Отец был зачарован, просто заворожен Фанни Ардан». На самом деле, Трюффо влюбился в актрису с первого взгляда. И отдал ей главную роль в фильме «Соседка», замысел которого зрел у него уже несколько лет. На главную роль он раньше мысленно назначал других актрис, в которых был влюблен (причем взаимно): Катрин Денев и Жанну Моро. Но только когда появилась Фанни, он взялся за этот проект всерьез.

Кадр из фильма «Соседка»

Кадр из фильма «Соседка»

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Ардан пришла на вечеринку, которую устроили в роскошном парижском ресторане Fouquet’s после очередного вручения премии «Сезар» (триумфатором тогда стала картина Трюффо «Последнее метро», завоевавшая десять наград). Она подсела за столик к Жерару Депардье, Трюффо увидел их вместе и ахнул: «Вот мои любовники!» Он имел в виду главных героев «Соседки», Бернара и Матильду, которые страстно любили друг друга, а потом драматически расстались. Восемь лет спустя, когда Бернар успел жениться, а Матильда - выйти замуж, они встретились, их роман вспыхнул с новой силой и закончился совсем жестоко.

Кадр из фильма "Шестёрка" (1986)

Кадр из фильма "Шестёрка" (1986)

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Роман Фанни и Франсуа тоже закончился печально. Он успел ее снять еще в одной картине, комедийном нуаре «Веселенькое воскресенье», а потом у него начались сильные головные боли; врачи сначала диагностировали мигрень, потом начали думать об инсульте. А в итоге оказалось, что у 51-летнего Трюффо глиома, злокачественная опухоль мозга. Он шутил: «Еще после второго моего фильма критики говорили, что у режиссера не все в порядке с головой!» Ему экстренно сделали операцию, но поначалу не раскрывали диагноз. И уж тем более не говорили, что жить ему, даже несмотря на вмешательство хирургов, осталось считанные месяцы.

А Фанни между тем была беременна. У нее к тому моменту уже была дочь от актера Доминика Левера, но ее обуревало «почти утробное желание» снова стать матерью. Дочь от Трюффо родилась вскоре после того, как ее прооперированный отец покинул больницу. Девочку назвали Жозефиной. В свои последние месяцы Трюффо часто виделся с ней. А в последние дни Фанни не отходила от его кровати (компанию ей составляла Мадлен, первая и единственная официальная жена Трюффо).

Фанни Ардан и Франсуа Трюффо

Фанни Ардан и Франсуа Трюффо

Фото: EAST NEWS

«ЕДИНСТВЕННОЕ, ВО ЧТО Я ВЕРИЛА - ЭТО ЛЮБОВЬ»

Фанни через несколько лет, в 1989-м, родила еще одну дочь от итальянского оператора и режиссера Фабио Конверси. Но так никогда и не вышла замуж. В интервью газете The Guardian она объясняла это так: «Главная причина, по которой я не вступала в брак - то, что мои мать и отец по-настоящему любили друг друга, и мы были идеальной семьей. Думаю, я боялась, что не дотяну до этой планки! Для меня счастливый брак - это то, перед чем надо преклоняться. Настоящая близость между мужчиной и женщиной, настоящая семья, в которой можно и смеяться, и спорить - она как Собор Парижской Богоматери или Вестминстерское аббатство: шедевр. Но достичь этого сложно… Когда я прочитала краткое изложение сценария «Соседки», была глубоко потрясена идеей, что от любви можно умереть. Единственное, во что я в своей жизни верила, пусть я рискую показаться сентиментальной - это любовь. Если я сижу на званом обеде и мне скучно, я обязательно спрошу у мужчины, который сидит рядом, неважно, посол это или президент республики: «Вы любите свою жену?» Это единственная интересная тема!»

Кадр из фильма «8 женщин»

Кадр из фильма «8 женщин»

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Впрочем, и ее актерские работы - это очень интересная тема. Взлетев к славе благодаря фильмам Трюффо, она быстро вошла в число первых французских актрис. Ее охотно и много снимал другой крупнейший режиссер, Ален Рене, она играла у Коста-Гавраса, Этторе Сколы, Фолькера Шлендорффа, Аньес Варда, Микеланджело Антониони, Патриса Леконта, Франсуа Озона, Франко Дзеффирелли, Паоло Соррентино, появилась в «Сабрине» с Джулией Ормонд и Харрисоном Фордом и «Елизавете» с Кейт Бланшетт. Получила в 1997-м давно заслуженный «Сезар» за комедию «Вечерний прикид». Начала сама ставить фильмы - например, «Диван Сталина», в котором Иосифа Виссарионовича внезапно сыграл Жерар Депардье, давний друг Фанни. Она, кстати, всячески защищает его от любых нападок. И говорит, что «в нем есть потрясающая женственная сторона, утонченность и ум - он вовсе не мачо-громила, хоть иногда и кажется заносчивым!»

Впрочем, Фанни в том же интервью заметила, что мужчины в целом для нее - «защитники, умные и очаровательные. Я восхищалась своими отцом, дедушкой, дядями, братьями… Так что я никогда не понимала, о чем рассуждают феминистки. С другой стороны, я всегда хотела быть свободной. Но мне нужна была не свобода, направленная против мужчин, а свобода для себя!»

Французской актрисе Фанни Ардан исполнилось 75 лет

Французской актрисе Фанни Ардан исполнилось 75 лет

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ

«Соседка» (1981)

«Веселенькое воскресенье» (1983)

«За облаками» (1995)

«Насмешка» (1996)

«8 женщин» (2002)

«Каллас навсегда» (2002)

«Париж, я люблю тебя» (2006)

«Распутин» (2011)