Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды20 ноября 2023 4:00

Алексей Баталов: Когда тебе читают на ночь сказки Олеша и Булгаков, трудно вырасти круглым идиотом

Исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося артиста
В последние годы жизни Алексей Владимирович практически не снимался, объясняя это низким качеством предлагаемого ему материала. Фото: Анатолий МЕЛИХОВ/Экспресс газета

В последние годы жизни Алексей Владимирович практически не снимался, объясняя это низким качеством предлагаемого ему материала. Фото: Анатолий МЕЛИХОВ/Экспресс газета

Алексей Владимирович однажды сказал: «Когда тебе читают на ночь сказки Олеша и Булгаков, трудно вырасти круглым идиотом». Ему повезло - он родился в фантастической семье и вырос в самого интеллигентного отечественного актера, воплощавшего абсолютное благородство.

ПОРТРЕТ АХМАТОВОЙ

Он был еще и отличным режиссером, снявшим всего три фильма, но все три вошли в историю советского кино. Лучшим стали «Три толстяка». Тот самый Олеша, который рассказывал ему сказки, влюбился в Валентину Грюнзайд, девочку из хорошей семьи. Рассказывают, проходя мимо ее окна, он говорил: «Ращу себе невесту». И именно для Вали и написал «Трех толстяков» (у нее была огромная кукла, ставшая «прототипом» куклы наследника Тутти).

Но потом все перемешалось. Олеша женился на Ольге Суок и дал героине «Толстяков» это имя. А Валентина вышла замуж не за Олешу, а за Евгения Петрова (соавтора «Двенадцати стульев»). И в 1930-м родился сын Петя, в будущем знаменитый кинооператор, снявший «Три тополя на Плющихе». И вот этот Петя в детстве был лучшим другом Алеши Баталова.

Детство Алексея вообще было особенное: отец - актер и режиссер Владимир Баталов, мать - актриса Нина Ольшевская, отчим - писатель Виктор Ардов. В результате все детство связано с театром и литературой. Крыльцо дома выходит во внутренний дворик МХАТа. Борис Ливанов раскрашивает в доме печку. Зощенко читает на ночь сказки. Ахматова проводит экскурсию по Царскому Селу и вообще дружит (как-то Баталов помогает ей повесить на стену портрет работы Модильяни - и Ахматова просит его, увлекавшегося рисованием, написать ее портрет самому)…

И все это со временем перетекло в успешную актерскую карьеру. В детстве он сыграл школьника Алешу в фильме о Зое Космодемьянской, но всерьез занялся кинематографом в начале 50-х. Тогда Иосиф Хейфец позвал выпускника Школы-студии МХАТ в «Большую семью», а Марк Донской - на роль Павла Власова в экранизации горьковской «Матери». И дальше понеслось: «Дело Румянцева», «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Девять дней одного года»… Баталов с его принципиальным взглядом оказался идеальной советской звездой эпохи «оттепели». Но чем дальше, тем меньше он снимался в кино. В 70-е - всего десяток ролей (зато в их числе - «Бег» и «Москва слезам не верит»), в 80-е - четыре, в 90-е - три. Ну а в 2000-е он мелькнул на экране пару раз. «В том, что сейчас предлагают, я играть не могу», - говорил он.

Картина «Летят журавли», в которой Алексей (справа) сыграл главную роль, признана мировой классикой, отмеченной «Золотой пальмовой ветвью» Каннского фестиваля.

Картина «Летят журавли», в которой Алексей (справа) сыграл главную роль, признана мировой классикой, отмеченной «Золотой пальмовой ветвью» Каннского фестиваля.

Фото: РИА Новости

«Я БЫЛ МОЛОД И ПОШЕЛ НА РИСК»

Помимо «Трех толстяков», он снял «Шинель» (где Акакия Акакиевича блистательно сыграл Ролан Быков) и «Игрока» по Достоевскому. «Толстяки», один из самых красочных советских детских фильмов, сначала планировались как театральная постановка - не вышло. Потом возник проект фильма, и ставить его должна была Тамара Лисициан, но не вышло: Баталов не только сыграл Тибула и написал сценарий вместе с братом, будущим священником Михаилом Ардовым, но и сел в режиссерское кресло. Помогал ему в качестве сопостановщика Иосиф Шапиро.

Самой сложной сценой стал эпизод, где Тибул идет по проволоке. «Ровно год тренировался, чтобы сделать несколько шагов на такой высоте, - рассказывал Баталов в интервью «КП». - В фильме есть кадр, где я выхожу с чердака на канат над площадью. Камера стоит сзади - и видно, что страховки нет. Это должны были сделать каскадеры. Но тогда это было невозможно по техническим причинам: на цветной пленке еще не умели делать комбинированные фокусы. Я был молодой и пошел на риск. В здравом уме такого, конечно, сделать нельзя».

Талант Баталова признавали и зарубежные мастера (на фото - с женой Гитаной и Федерико Феллини). Фото: Архив семьи Баталова

Талант Баталова признавали и зарубежные мастера (на фото - с женой Гитаной и Федерико Феллини). Фото: Архив семьи Баталова

Баталову очень помогла жена - цирковая артистка Гитана Леонтенко: «Она была рядом, занималась с девочкой, игравшей Суок…»

Роман Баталова с Гитаной достоин экранизации. В нем есть трагический момент - их дочь Маша родилась с ДЦП. Баталов безумно любил ее и делал для нее все - возил за границу, чтобы она посмотрела мир, обеспечивал ей счастливое детство (насколько это было возможно с ее диагнозом)… Сегодня она - успешная сценаристка.

ПЯТЬ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ РОЛЕЙ АЛЕКСЕЯ БАТАЛОВА

«Летят журавли» (1957). Один из самых известных советских фильмов, единственная в истории российская картина, получившая в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». Баталов играет молодого человека, добровольцем уходящего на фронт в июне 1941-го и оставляющего в Москве невесту Веронику (Татьяна Самойлова). Сцена гибели героя Баталова, весьма изобретательно снятая великим оператором Сергеем Урусевским, стала классикой мирового кинематографа.

«Девять дней одного года» (1962). Шедевр Михаила Ромма - история о делах и днях физика-ядерщика Дмитрия Гусева, получившего во время эксперимента смертельную дозу облучения, но скрывающего это от близких и упорно продолжающего работу.

«Три толстяка» (1966). В экранизации сказки Юрия Олеши Баталов сам исполнил роль канатоходца Тибула и сам ходил по канату, натянутому высоко над площадью (ради этой сцены он тренировался в течение года).

«Чисто английское убийство» (1974). Неспешный теледетектив, в котором герой Баталова берется за расследование преступления, повторяют по телевидению, кажется, каждый месяц.

Другая престижная награда, «Оскар», досталась еще одной картине с участием народного артиста СССР - мелодраме «Москва слезам не верит». Фото: Кадр из фильма

Другая престижная награда, «Оскар», досталась еще одной картине с участием народного артиста СССР - мелодраме «Москва слезам не верит». Фото: Кадр из фильма

«Москва слезам не верит» (1980). Роль интеллигентного слесаря Георгия Ивановича (он же Гоша, он же Гога, он же Жора) стала для Баталова одной из самых заметных в карьере. Фраза «Запомни, что все и всегда я буду решать сам, на том простом основании, что я мужчина» до сих пор приводит в исступление феминисток, но многие женщины (не феминистки) именно ее и мечтают услышать.